Забытые дела 1990-х
В 1990 году косовский албанец Беджет Паколли зарегистрировал в Швейцарии компанию «Мабетекс», и стал поставлять в Россию оборудование для малых предприятий по переработке сельхозпродукции. Каким-то образом он познакомился с главой Управления делами президента России П.П. Бородиным, и получил заказ на восстановление расстрелянного в 1993-м Белого дома.
Для фирмы Паколли наступили счастливые годы: она перестраивала и меблировала Белый дом, реставрировала здания в Кремле и резиденции президента вне Москвы.
Через пять лет пришло время проблем. «Мабетекс» затянула перестройку одного из объектов; ему перестали платить. Пока разбирались, вскрылись факты отмывания некоторыми кремлёвскими чиновниками денег за рубежом. Осенью 1998-го бывший сотрудник швейцарского Banco del Gottardo Филиппа Туровера сообщил об открытых в этом банке счетах Бородина. Генпрокурор Ю.И. Скуратов начал расследование, а «зелёный свет» ему дал глава правительства Е.М. Примаков.
По версии следствия, чиновничьи счета в иностранных банках появились оттого, что в благодарность за выгодные подряды Паколли благодарил высших российских чиновников взяткой или откатом.
В январе 1999 года прокурор Швейцарии Карла дель Понте по просьбе Скуратова провела обыски и допросы в офисе «Мабетекса» в городе Лугано.
К этому времени Скуратов уже вёл расследование деятельности 780 крупных чиновников, подозреваемых в мошенничестве на рынке ГКО, что кончилось дефолтом 1998 года. В числе подозреваемых среди прочих были Чубайс и дочери Ельцина. Узнав, что прокурор взялся ещё и за дело против Бородина – а Управление делами президента по своему положению было независимым федеральным органом власти, напрямую подчинённым президенту России – кремлёвцы предложили ему уйти «по-хорошему»; он отказался. Его шантажировали известным эротическим фильмом с участием «лица, похожего на генпрокурора» – он опять отказался. Тогда Ельцин его попросту уволил. Логично, правда? Если обвинения против Бородина ложные, то почему бы не расследовать. Но если они верные, то почему бы не уволить прокурора.
Все всё знали!
В газетах писали, что глава «Мабетекса» Паколли, обогатившись на кремлёвских подрядах, передал немалые суммы косовским сепаратистам. А ведь НАТО уже вело бомбёжки Югославии!
После увольнения Скуратова за расследование финансовых делишек Бородина и «Мабетекса» взялся прокурор Г.Т. Чуглазов, но не стал «тормозить» расследование, а приступил к изъятию документов в Управделами президента. Его отстранили; теперь дело перешло к следователю Р. Тамаеву, а тот его сразу засекретил. Кажется, оно и до сих пор не рассекречено.
В январе 2001-го – когда Швейцария уже объявила его в розыск, Бородин по приглашению американской стороны прибыл в Нью-Йорк на инаугурацию президента Дж. Буша-младшего, как «почётный гость»; в аэропорту сотрудники ФБР его задержали, и в апреле он уже сидел в швейцарской тюрьме. Освободили до суда под залог в 5 млн. франков (2,9 млн. долл.) наличными. Залог внёс генеральный консул России в Женеве.
На заседаниях суда он отмалчивался. В марте 2002-го прокурор Женевы прекратил дело, заявив, что считает Бородина виновным, но «счёл возможным ограничиться штрафом» в размере 176 тысяч долл. Что, по некоторым догадкам, стало результатом политического сговора между президентами РФ и США. Наш в то время, как мы помним, всячески демонстрировал Западу, что «мы свои, буржуинские».
Эта история показала: реальное устройство власти РФ – совсем не тот случай, когда «кое-кто у нас порой честно жить не хочет». Если бы речь шла только о нескольких взяточниках, то, кто бы стал за них вступаться. Нет, оказалось – защита любого попавшегося на воровстве чиновника, это и есть основная задача власти. Сдай одного, и повалятся все, вплоть до самого неприкосновенного.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.