Найти тему
LINEBOX

Какие документы нужны для работы на маркетплейсах

Оглавление

Развитие бизнеса в сфере e-commerce — перспективное и популярное направление. Маркетплейсы предоставляют площадку для продаж товаров, помогают с продвижением и поиском покупателей, оказывают логистические услуги и многое другое.

Однако для торговли на маркетплейсах необходимо быть ИП, самозанятым или зарегистрировать компанию (ООО). Увы, но без этого работа на площадках невозможна.

Давайте разберёмся, какие документы нужны, чтобы стать селлером на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет.

Документы для регистрации магазина

Для начала необходимо зарегистрироваться на площадкеи подписать договор или оферту. Для регистрации обычно достаточно заполнить анкету, ввести номер телефона и ИНН.

Статус продавцов проверяется по ИНН в открытых базах налоговой, поэтому много документов не требуется. Бывает достаточно загрузить:

  • скан паспорта директора компании или ИП;
  • выписку из ЕГРИП (для ИП) или из ЕГРЮЛ (для компаний).

Также большинство маркетплейсов работают с самозанятыми, которым в анкете достаточно указать только ИИН.

-2

После регистрации и до старта продаж предстоит принять оферту маркетплейса. Для этого будет достаточно поставить «галочку» или нажать на «Согласен», «Принимаю условия» или «Ок».

Оферта — это предложение заключить договор на условиях, которые маркетплейс устанавливает для всех своих партнёров. Требовать от маркетплейса изменений в оферте нельзя.
-3

Документы для продажи товаров

К обязательным документам для реализации товаров на маркетплейсах относят те, которые подтверждают, что товар не причинит вреда покупателю. Другими словами — сертификаты качества:

  • декларация соответствия;
  • сертификат соответствия;
  • отказное письмо.

Какой именно нужен документ на товар — декларация или сертификат — можно определить, изучив следующие материалы:

Если товара в этих документах нет, то для него будет достаточно получить отказное письмо, которое подтвердит, что товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию.

Обычно эти обязательные документы оформляет производитель товара или импортёр при ввозе в страну.

Но иногда документы на товар поставщики или импортёры не предоставляют, и их придётся оформлять самостоятельно.

Также внимание стоит уделить обязательной маркировке на требуемых товарах — коды Data Matrix (Честный знак). Об этом подробнее раскрыли в этой статье.

К желательным, но не обязательным, документам на товар относится свидетельство о регистрации товарного знака — названия, логотипа или слогана бренда. Это важно, чтобы другие не могли скопировать чужой бренд и переманитьпокупателей.

Однако для деятельности на маркетплейсах это не обязательно.

-4

Для продажи товаров чужого бренда нужно получить разрешение от правообладателя:

  • лицензионный договор;
  • договор на дистрибуцию;
  • письмо от правообладателя с разрешением на продажу товара.

Однако, если везёте товары иностранного бренда, который не зарегистрировал свой товарный знак в России, разрешение не нужно.

Требования Wildberries

  • Документы на товар загружать в личный кабинет не надо. Показывать их можно только по запросу покупателей или сотрудников площадки.
  • Документы на бренд площадка не проверяет, но может запросить разрешение на продажу товаров чужого бренда, если поступила жалоба от правообладателя или покупателя.

С площадкой можно работать через систему ЭДО или нет. Однако продавцы, которые работают с кодами маркировки или продают товары с НДС за границу, использовать ЭДОобязаны.

Тем, кто работает не по ЭДО, площадка присылает подписанные электронной подписью документы в личный кабинет. Также их можно запросить в службе поддержки.

-5

Требования Ozon

  • Документы на товар необходимы, если товар включён в список ограничений Ozon. В этом случае площадка потребует загрузить сертификаты.

Загрузите товар, перейдите на страницу «Товары и цены», затем «Сертификаты и свидетельства о государственной регистрации» и свяжите загруженные товары с документами на них.

Также на товары, которые не входят в список ограничений, Ozon всё равно может запросить документы, — их будет нужно отправить в течение трёх дней.

-6
  • Документы на бренд необходимы, если бренд входит в список брендов Ozon, по которым проводится проверка. Ихможно увидеть в личном кабинете в разделе «Документы на бренд» — «Сертифицируемые бренды». В ином случае документы можно не загружать.

Площадка использует ЭДО и работает с операторами «Диадок» и «СберКорус». Подключение ЭДО по правилам площадки обязательно для продавцов, которые работают с кодами маркировки системы «Честный знак» или предлагают ювелирные украшения. Другие могут получать документы на почту или в личном кабинете.

Требования Яндекс Маркета

  • Документы на товар необходимы только на некоторые категории, которые указаны в Яндекс Справке. Если продаваемый товар уже есть на площадке, будет достаточно указать только номер документа, который загрузил на этот товар в базу Яндекс Маркета другой продавец.
-7
  • Документы на бренд необходимы, если Вы сами являетесь производителем выставляемых Вами товаров. При перепродаже документы на бренд отправляются по запросу площадки или покупателей.

Площадка отправляет документы по ЭДО или на фактический адрес магазина и электронную почту.

Без ЭДО оригиналы отчёта об исполнении поручений и сводный отчёт по данным статистики пришлют на почту, аостальные документы — в виде копий. При этом, по ЭДО продавец может отправлять площадке только акт по оказанию услуг. Без ЭДО — по почте.

Площадка работает только с операторами «Диадок» и «Тензор».