Биография каждого писателя порой весьма запутана, как будто заяц, петляет он по жизненному пути. Какому богу он служит? Каким богам?
А может вовсе и не богам?!
Сам о себе Михаил Булгаков писал так:
Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык <…>, а самое главное — изображение страшных черт моего народа...
В биографии Михаила Афанасьевича – множество белых пятен, совершенно необъяснимых до сих пор. И хотя вся его жизнь изучена вдоль и поперек, есть даже парочка «Булгаковских энциклопедий», некоторые его поступки являются загадкой.
И одна из первых, что подтолкнуло выпускника медицинского факультета Киевского университета стать писателем?
Первый свой рассказ он написал в 1919 году, когда ему исполнилось 28 лет. Дебют немного запоздалый, тем более, что идет гражданская война, а сам автор долгое время не может определиться, с кем ему быть: с белыми, красными или подопечным вновь испеченной Украинской народной республики?
В результате немого поколебавшись, он в конце августа 1919 года поначалу идет в Красную Армию в качестве военного врача, а потом переходит на сторону Вооруженных сил Юга России и становится военным врачом 3-го Терского казачьего полка. Но в 1921 году он уже в Москве и строчит фельетоны в разные газеты. А в 1923 году вступает во Всероссийский союз писателей. При всем при том, что в литературе в те годы свирепствует Пролеткульт!
Михаил Афанасьевич, родившись в Киеве, видимо, унаследовал южно-русскую жажду жизни, хитрость, смекалку и способность ориентироваться в любой ситуации. Все кроме грубого расчета.
Ведь с женами, как и со всем остальным в своей судьбе, Булгаков ведет себя очень непоследовательно.
В 1925 году бросает свою первую жену ради приехавшей из-за границы Любови Евгеньевны Белозерской.
Юрий Слёзкин вспоминал об этом романе так:
К тому времени вернулся из Берлина Василевский (Не-Буква) с женой своей (которой по счету?) Любовью Евгеньевной, не глупая, практическая женщина, многое испытавшая на своем веку, оставившая в Германии свою «любовь», — Василевская приглядывалась ко всем мужчинам, которые могли бы помочь строить ее будущее. С мужем она была не в ладах. Наклевывался роман у нее с Потехиным Юрием Михайловичем (ранее вернувшимся из эмиграции) — не вышло, было и со мною сказано несколько теплых слов... Булгаков подвернулся кстати…
Кстати, сам Булгаков не настолько глуп, чтобы не понимать, что к чему. В своих дневниках он пишет:
Подавляет меня чувственно моя жена. Это и хорошо, и отчаянно, и сладко, и, в то же время, безнадежно сложно: я как раз сейчас хворый, а она для меня... Как заноза сидит... что чертова баба завязила меня; как пушку в болоте, важный вопрос. Но один, без нее, уже не мыслюсь. Видно, привык…
Спустя четыре года он встретил Елену Сергеевну, будущую Маргариту:
Это было на масленой, у одних общих знакомых. (…) Сидели мы рядом, (…) у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, (…) я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь…
Некоторые исследователи творчества Булгакова пишут, что Елена Сергеевна была засланным из органов казачком, чтобы следить за писателем, который в 1929 году не скрывал своей симпатии к «белой гвардии» и антипатии к советской власти.
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Излишне напоминать, что один из самых обаятельных ее персонажей – профессор Преображенский – явно не испытывающий никаких симпатий к пролетариату.
Устами Мастера автор романа «Мастер и Маргарита» говорит о прототипе Елены Сергеевны, Маргарите, ведьме такие слова:
Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…
И мы не знаем, что нужно было этой женщине? Но одно можно сказать твердо. С легкой ли руки Михаила Афанасьевича, но все Маргариты унаследовали железный характер и ведовство. И если окинуть взором портретную галерею Маргарит (Маргарита Валуа, две Маргариты из «Покровских ворот»), то ясно, что без дьяволиады тут явно не обошлось.
Так что, если будете иметь дело с Маргаритой, то сначала убедитесь, нет ли поблизости в кустах брошенной наспех метлы?
Михаил Афанасьевич не сфальшивил не единой нотой:
Ночь. Василиса в кресле. В зеленой тени он чистый Тарас Бульба. Усы
вниз, пушистые - какая, к черту, Василиса! - это мужчина. В ящиках
прозвучало нежно, и перед Василисой на красном сукне пачки продолговатых бумажек - зеленый игральный крап:
"Знак державноi скарбницi
50 карбованцiв
ходит нарiвнi з кредитовыми бiлетами".
Особенно сейчас в героях его “Белой гвардии” оживают сегодняшние прототипы:
На крапе - селянин с обвисшими усами, вооруженный лопатою, и селянка с
серпом. На обороте, в овальной рамке, увеличенные, красноватые лица этого же селянина и селянки. И тут усы вниз, по-украински. И надо всем предостерегающая надпись:
"За фальшування караеться тюрмою",
уверенная подпись:
"Директор державноi скарбницi Лебiдь-Юрчик".
Бег продолжается: Украина. СВО, красные, белые, зеленые:
Ах, куда мне деться, Дайте оглядеться,
Спереди застава, сзади - западня.
Белые, зеленые, золотопогонные,
А голова у всех одна, как и у меня.
Пожалуй сфальшивил он может первый раз в своей жизни, написав “Батум”, подписав себе смертный приговор.
Сатана занял место отмененного большевиками бога.
Значит ли это, что писатель ошибся и молился не тем богам?
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514