Найти тему

Немногие знают, что великий писатель Лев Толстой переписал правила веры: в поисках истины от догм к свободе

Оглавление

Великий Лев Толстой ещё совсем молодым, в 27 лет, начал всерьез задумываться о новых правилах веры, соответствующих, с его точки зрения, очищенной религии Христа.

Лев Толстой в разных возрастах
Лев Толстой в разных возрастах

Какие же взгляды отстаивал писатель? И почему на него ополчилась православная церковь? Попытаемся разобраться в оригинальном учении.

Счастье на земле зависит от самого человека

Желание посвятить жизнь новым правилам было отложено на несколько десятков лет. Возможно, время Льву Николаевичу необходимо было для осознания своих взглядов. А может потому, что в молодости столько отвлекающих от философии факторов: любовь, семья, служба, творчество.

В 1884 году издается религиозный трактат Толстого «В чем моя вера?», в нем излагаются основы религиозной теории. Классик написал ещё несколько трудов по этой тематике. Взгляды изложены в довольно трудном для восприятия большинства стиле. Впрочем, и его великие романы не отличаются легким чтением, слог тяжёлый.

Можно не сомневаться, что писатель искренне верил в то, о чём говорил. В трактате излагались, мягко говоря, оригинальные для своего времени взгляды на православную церковь. Автор считал, что церковные таинства, молитвы, посты не нужны. Куда важнее истины – прощение обид, смирение, любовь.

Особенно по душе писателю оказались слова Христа о непротивлении злу, заботе о ближних. Однако об аскетизме отзывался негативно. Считал, что надо жить тихо – нельзя гневаться, давать клятвы, осуждать, воевать, бросать семью. Ну и знаменитая аксиома – непротивление злу, куда ж без него.

В удобном кресле
В удобном кресле

Лев Николаевич был уверен, что установление на земле царства Христа зависит от человека.

По мнению Толстого, идеальная жизнь состоит всего из нескольких элементов. В том числе, необходимо общение с природой и другими людьми, свободный труд, семья, здоровье. Ну и как финал – безболезненная смерть.

Такие новаторские идеи нашли живой отклик в обществе. Сторонники «религии Толстого» стали объединяться в «культурные скиты». Такие объединения возникли в центральной России, на Кавказе. Считается, что Махатма Ганди разделял взгляды писателя.

Про него, кстати, вы можете почитать в этой статье:

История в личностях: Ганди между ненасилием и политической хитростью - разгадываем противоречия
История в личностях: за кулисами времён1 апреля 2024
Толстой говорит, что надо верить не в чудеса, обряды, а в единый закон для всех людей.

На собственном примере писатель растолковывал последователям, что с приходом к «истинной вере» в его жизни добро и зло поменялись местами, открылись подлинные истины.

Автор не скрывает свой сложный путь мыслителя, когда пытался примириться с догматическим и внешним смыслом церкви. Однако дальнейшие размышления привели его к естественному выводу – неизбежно отдаление от Церкви потому, что невозможно примирение с её догматами, отдельным элементам учения.

Лев Николаевич многие годы размышлял над вечным вопросом: почему человек не может жить счастливо на земле, ведь возможности для этого имеются.

Цитата
Цитата

Сначала писатель считал, что причины в неправильном государственном и экономическом устройстве. И только позднее, Толстой сделал иной вывод – беды людей исходят из «ложного религиозного учения». В чём же его недостатки с точки зрения писателя?

Посредники между Богом и церковью не нужны

Следуя за мыслью автора, можно сделать вывод – под видом христианского учения проповедуется не идеология Христа, а учение церкви. Различия между ними существенные. В частности, церковный вариант более запутанный, даже лицемерный.

Толстой выступает против поклонения иконам, покорности светской власти, стремился к освобождению от церковного учения.

В понимании классика, целью религии является не улучшение жизни человека, а желание подчинить его, чтобы спастись на том свете. Это противоречит ясному толкованию Евангелию. В итоге, люди окружены ложью, жестокостью, которую просто не замечают.

Подлинное христианское учение, которое является смыслом жизни, должно быть лишено излишней религиозной мистики.

Цитата
Цитата

Еще в молодости Л.Толстой мечтал об основании новой религии, что неудивительно. В XIX веке начиналось «брожение умов», желание перемен.Почему бы не начать с религии? Он считал, что новые правила должны соответствовать развитию человечества. Это будет истинная религия Христа, очищенная от слепой веры, таинственности.

Религия будет «практическая» - не обещающая счастья в раю, а дающая свободу и душевный покой при жизни.

Роман «Воскресение» - манифест нового учения

Последний крупный роман классика «Воскресение» (1898 – 1899 гг.) стал не только новаторским с художественной точки зрения, но и передавал теологические взгляды автора. В частности, озвучены мысли о том, что между Богом и человеком не нужны посредники. Весьма критически писатель описывает в романе ход богослужения.

Даже дан рецепт всеобщего счастья, который знает каждый – поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой.
За работой
За работой

Некоторые публицисты обвиняли писателя в том, что он в романе превзошел себя в критике религии и кощунствах. Философ Н.Бердяев высказывал претензии к русскому гения, говорил, что он виноват в разрушении России.

Известные богословы набросились на писателя. Так, протоиерей Иоанн Кронштадтский называл его безбожником и Иудой.

В любом случае, творение Льва Николаевича стало особенно популярно не только из-за личности великого автора, но и благодаря созданному общественному резонансу. А вы как думаете, во всем ли прав писатель?

Церковь всерьез обиделась

Православная церковь после публикаций Л.Н.Толстого забеспокоилась. Ведь еретические мысли высказывал не простой человек, а великий писатель, к мнению которого прислушивались. Многие труды автора по религиозной теме были запрещены, тиражи конфискованы.

В 1901 году Святейший Синод отлучил писателя от церкви. В постановлении отмечалось, что предпринимались безуспешные попытки вразумить писателя. Согласно постановлению, Толстой, в том числе, лишился права быть похороненным в соответствии с православными обрядами.

Когда в 1910 году стало понятно, что Лев Николаевич умирает, Синод прислал к нему старца, чтобы принять раскаяние писателя. Но то ли не успел старец, то ли родственники не пустили. Поэтому панихиду по усопшему было запрещено совершать.

Решения Синода не пересмотрели до сих пор. Поэтому по православным традициям молиться за Толстого и сейчас нельзя.

А вы согласны с мыслями писателя? В чем видите его правоту или ошибки? Подписывайтесь на мой канал, и делитесь вашим мнением в комментариях.

Вам также будет интересно: