Вопрос неоднозначный, т.к. вариантов на рынке существует огромное множество и все они имеют почти бесконечный ценовой диапазон.
Для более простого и понятного рассуждения я возьму 2 категории:
- Подороже
- Подешевле
и рассмотрю оба варианта с отсылкой к последствиям 😅
⚜️ Покупка готовой песни
Лично я не пишу стихов и не сочиняю музыку, а уж тем более не умею создавать аранжировки, значит мой удел - покупать готовый материал на рынке и делать его уникальным за счет исполнения и волшебства умений звукорежиссера.
Я прослушал более сотни треков с разной ценой и моя оценка средней стоимости по рынку - 65 000₽.
- Подешевле - 25 000₽ и их много
- Подороже - 80 000₽ и их меньше
Конечно, вариант «подешевле» и звучит соответствующе: минимальный набор инструментов, бессмысленный текст, неоднозначный жанр (смесь нескольких жанров) и простейшая структура песни. «Подороже», само собой, чаще всего это целостный материал, который не требует доработок и, как следствие, дополнительных расходов.
Что я имею в виду под дополнительными расходами?! Дешевый вариант, скорее всего, может потребовать дополнительных «телодвижений» от студии звукозаписи для получения органичного результата в стиле «Радио формат»:
- Добавление инструментов, изменение аранжировки. Сделать ее «жирнее».
- Добавление бэквокала для улучшения звучания трека.
Это все доп. деньги 😅 и в итоге есть риск выйти на ту же стоимость, что и песня «подороже», только со второй меньше суеты и больше гарантий.
Все эти примеры я подробно разберу в своем видео-выпуске.
⚜️ Студия звукозаписи
В этом вопросе я бы рекомендвал опираться на несколько параметров при выборе студии:
- Современный, юзабельный сайт
- Наличие примеров работ с вокалом (до обработки и после)
- Наличие портфолио звездных клиентов (они точно знают толк в качестве) 😉
- Наличие прейскуранта цен с обоснованием стоимости.
Услуги по записи, как правило, состоят из почасовой аренды самой студии + оплата за работу звукорежиссера по мастерингу и сведению трека.
- Подешевле - 20 000 ₽ за всё
- Подороже - 55 000 ₽ за всё
если не учитывать дополнительных работ с аранжировкой и бэквокалом (о котором говорил выше).
Это, пожалуй, один из самых важных этапов процесса и экономить тут опасно - риски во всем, начиная от аппаратуры и заканчивая компетенциями звукорежиссера.
В своем видео-влоге я рекомендовал лично встретиться со звукорежиссером, советую посмотреть.
Подешевле - это начинающий или слабопрофессиональный звукорежиссер. Скорее всего он не станет работать с артистом над качеством исполнения (допевать окончания, работать с предлогами, подбирать «бэки»), для этого нужен безупречный слух, музыкальное образование и огромный опыт.
Подороже - это кайф 😜 профессиональный настоящий звукорежиссер возьмет весь процесс исполнения песни под свой контроль:
- недопустит «недопевов»
- добьется нужного стиля исполнения
- подберет (на клавишах/гитаре) второй голос
- предложит бэквокал и эффекты
- доработает аранжировку (если нужно) и сделает результат органичным и целостным.
- даст тонну ценнейших советов начинающему артисту
Перечень преимуществ может быть бесконечным, думаю всем понятно и так.
Для меня выбор был очевиден после первого и единственного опыта с вариантом «подешевле».
⚜️ Дистрибуция
Тут все недорого и незамысловато. Размещение песни на электронных музыкальных площадках осуществляется через посредника, имеющего соотвествующие права.
Мы не можем самостоятельно загрузить свой трек на площадки.
Все дистрибуторы по цене примерно одинаковые в диапазоне 1500-3000 ₽ за одну композицию. Дальше условия у каждого разные, кто-то берет % от роялти, кто-то вообще не претендует на отчисления. Нужно внимательно читать договор.
В целом цена вопроса - посильная для каждого, я думаю.
⚜️ Фото и видео контент
В своем выпуске я подробно говорил о важности подготовки контента к релизу трека. У контента есть несколько функций:
- Визуализация себя - знакомство слушателя с исполнителем
- Возможность «завирусить» свой трек через видео-ролики (Сниппеты) в социальных сетях и быстро набрать популярность
- Использование фото-видео контента в рекламе (об этом ниже)
- Наполнение своих соц. сетей для презентабельности в случае изучения профиля артиста музыкальными редакциями и продюсерскими центрами
- и т.д.
Стоимость конечно сильно зависит от желаемого качества:
- Подешевле - 0 ₽ (Камера смартфона и бесплатный видео-редактор) 🤗
- Подороже - от 60 000 ₽
Вариант «Подороже» включает в себя видеографа с последующим монтажом «под ключ» и фотографа для репортажной съемки backstage с насколькими портретами и обработкой.
Я не рекомендую начинать с дорогого варианта, т.к. современный тренд зрителя - это лайф стайл с помощью подручных средств. Ближе к народу 😜
⚜️ Обложка для трека
Обложка - небольшой, но очень важный пункт. Представьте себе список треков из какого-нибудь редакционного плей-листа на Яндекс Музыке, например. Десятки песен и слушатель, пролистывая список, в первую очередь смотрит на обложку и название, принимая решение «что включить».
Тут действует поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму» 😌
Внимательно продумайте дизайн и смысловое наполнение, но не перегружайте ее информацией, это усложнит восприятие.
Создание обложки у хорошего дизайнера обойдется в 3000 ₽ (это те, у кого заказывают наши знаменитые артисты).
⚜️ Реклама и продвижение
В этом разделе расходов нет рамок, нет приличий (с) 😂
Но (!) есть рекомендации одни для всех, поэтому делить на «подороже и подешевле» не будем.
- Реклама сниппета в ВК (самое любимое и самое простое) - 5000 руб. это примерно 65к просмотров, ну а CTR будет зависеть от выбора аудитории и качества видео 🤪
- Реклама страницы с треком (например, bandlink) в ВК и Яндекс Direct - 5000 + 5000 руб. Итого 10 000 рублей за неделю продвижения.
- Необязательно. Размещение трека через представителей разных муз. издательств (отправка на радио, заливка в локальные плейлисты Яндекса) - 6000 руб.
- Необязательно. Размещение трека в сториз блоггеров до 500 тыс. подписоты это примерно 15000-30000 руб. 🤗
можно продолжать и продолжать перечислять варианты как потратить деньги, но я остановлюсь.
Хочется отметить, что первые два пункта являются основными - если трек влетает в массы, то достаточно будет маленького рекламного толчка.
Вообще без рекламы - это безумие, конечно нет. Реклама - двигатель 😉
Итого записать и предъявить миру песню:
«Подешевле» обойдется в 60 000 ₽
«Подороже» обойдется в 250 000 ₽
все, что еще дешевле - это лучше сразу выбрасывать «за борт».
все, что еще дороже - сразу вспоминаем поговорку «с дуру можно и хрен сломать» 😂