Название Virtue's Last Rewad буквально означает награду за то, что ты хороший (достойный) человек. С поправочкой: 'последнюю' награду. Из чего вытекает, что награда для хорошего человека - смерть.
Депрессивненько, однако.
Это вторая игра из серии Zero Escape. О первой речь велась тут.
По классике девять людей оказываются заперты в неких комнатах (шести кабинах лифтов), из которых им предстоит выбраться и попасть в огромное помещение типа склада. Там герои знакомятся друг с другом, обсуждают неординарную ситуацию, в которую попали, и пытаются понять, какие действия нужно предпринять, чтобы успешно сбежать и выйти из игры.
С самого начала нас встречает отличие от первой игры серии: мы оказываемся в запертой кабине лифта не одни, а вместе с некоей девушкой. А мы - это молодой, подающий надежды человек по имени Сигма. Ему за двадцать и он учится в университете. Вроде как.
Персонажи, кстати, здесь 3D-шные (мне бы и прорисованные 2D-шные сошли, но разработчики решили в этом плане расти).
Также тут есть:
– два уровня сложности: по умолчанию включен "сложный", но если ты долго будешь пытаться решить головоломку, тебе предложат переключиться на "лёгкий", дающий большее количество комментариев-подсказок от персонажей (само переключение я не видела, это инфа с просторов интернета);
– дофигище разветвлений (на первый взгляд);
– дополнительные материалы, которые нужно постараться найти (решив все головоломки в комнате на харде).
Решение загадок чётко сводится к принципу "найди код от сейфа, возьми ключ и выберись". Схема всегда одна и та же.
Заходить в двери тут нужно, смешивая цвета на браслетах, а не цифры. К тому же в одну дверь входят ровно три персонажа.
Выбор веток и путей здесь проще: на каждой развилке ты сам выбираешь, с кем идти дальше - всё прозрачно.
Английский язык в игре чуточку сложнее - больше было неизвестных мне слов.
Музыка осталась та же, только пару композиций и аранжировок добавили.
Есть тут также одна локация, такая мирная, тихая, спокойная и красивая. Это сад. И для неё сделали свою музыкальную тему. Приятно.
В секциях с побегами из комнат некоторые реплики повторялись, например, если ты два раза нажимал на один и тот же предмет. (В 999 таких повторов не было ни одного!)
И. При прохождении конкретной развилки по второму (к примеру) пути последующие диалоги тоже повторялись. То есть играешь ты по одному пути, проходишь его до конца. Потом возвращаешься на звено развилки, делаешь другой выбор и двигаешься по следующей ветке сюжета. И некоторая начальная инфа в точности та же, с которой ты уже знаком. Естественно, это нужно, чтобы у игрока были необходимые знания на случай, если он проходит по этой ветке в самый первый раз. В принципе это не критично: быстренько проскипал то, что уже видел, и двинулся дальше.
Перед началом игры я предвкушала и думала о том, какой будет озвучка главного героя. Но... Её не оказалось. Я на тот момент прям расстроилась. А потом привыкла и нашла в этом пользу: отсутствие озвучки позволяет полностью ассоциировать себя с главным героем (похоже на чтение по ролям). Иными словами, работает на погружение и вовлечение тебя в процесс.
Но кстати в игре есть нюанс по этому поводу, спойлерный, так что про него не расскажу.
В плюсы я решила записать робота в одной из комнат, говорящего с британским (скорее всего из конкретной географической области) акцентом. Хорошо, что тут есть субтитры, иначе я бы и половины из его слов не поняла😄. Акцент сделал этого персонажа колоритным и запоминающимся. Забавно.
В самом начале правила игры нам объясняет искусственный интеллект в виде кролика, параллельно ёрничает и подшучивает над героями. Но только в начале. Далее мы справляемся с ситуацией сами и он нас не беспокоит. (Озвучка у него тоже выдающаяся, кстати).
В игре упоминается история про 'лёд, Египет и температуру таяния', вокруг которой была построена часть сюжета Nine Hours Nine Persons Nine Doors. Ну в общем, игры связаны. И не только этим фактом.
Тут больше научных фактов, теорий и пр. Настоящих фактов. И персонажи прям разбираются в этих вопросах (каждый в своём).
В комнатах с побегом взаимодействовать можно только с нужными для прохождения предметами. (В 999 нужно было сначала найти, что тебе нужно, а что нет, перетыкав почти все предметы в комнате).
Основная дилемма игры строится на принятии решения "предать/поддержать". И когда мы выбираем "поддержать", почти всегда нас предают и мы оказываемся в дураках. А если мы предаем, то наш оппонент обязательно выберет "поддержать" и на нас посыпятся проклятия со всех сторон.
Ну правда, в одной из тупиковых концовок персонажи показали себя дикими варварами по отношению к нам. Без преувеличения.
Однако таковой исход конечно же работает не всегда, иначе бы играть было неинтересно. На деле все намнооого динамичнее.
Итак, персонажи после каждого побега из комнаты играют в AB-игру. Можно предположить, что AB - сокращение от амбидекстер, и так оно отчасти и есть, т.к. означает двойственность. По сути все проще: AB = Ally/Betray - поддержать, предать. Каждый раз, меняясь командами, ты оказываешься в определённой компашке и играешь "против" того или иного персонажа. И всё бы ничего, можно было бы закончить игру Всем персонажам за три раунда и благополучно выбраться, выбирая всегда "ally" и получая за это каждый раз два очка, но нет, в игру вступают интриги, недоверие, хитрость и ублюдство некоторых персонажей (мини-спойлер: Всех персонажей, ибо все тут в разных сюжетных ветках показывают себя с "лучшей" стороны. Кроме одного перса, пожалуй).
Смысл этой игры в набирании количества очков: необходимо получить не менее 9-ти, чтобы открыть дверь с номером "9" и выбраться. И если оба игрока выбирают "поддержать", они получают по два очка. Если один из них выберет "предать", то получит три, а первый потеряет свои два. Если же оба выберут "предать", ни один из них не получит ни балла.
Важно отметить, что сюжетно между двумя играми серии есть прочная связь. Но если вы не играли в первую, вам в любом случае расскажут всё, что нужно знать. Но с огромными спойлерами. Лучше поиграть самому. Естественно! Нет никакого смысла пропускать первую игру.🤨☹️
Пока играла, воспылала от одного персонажа (может быть небольшой спойлер):
Есть тут один кадр по имени Дио. Последняя сволота. С самого начала до самого конца. Ни разочка просветления у этого персонажа не было. А ещё костюм у него дурацкий. Хотя далекоо не самый странный. 😐
Сюжет здесь на таком же классном уровне, как и в первой игре (по факту даже насыщеннее), и, пожалуй, круче сюжетов всех игр, в которые я играла (их не так чтобы очень много). Ибо в первую очередь Virtue's Last Rewad - игра про сюжет, а уже в третью - про головоломки.
Они здесь, кстати, посложнее и поинтереснее. У меня постоянно были исписаны листочки бумаги решениями загадок. Но их и меньше, если смотреть на структуру игры в целом. Здесь частей с новеллами горааздо больше.
С перспективы раскрытия и собирания сюжета по кусочкам это офигенный опыт. Ты так кайфуешь, когда узнаешь что-то важное и "поворотное", прям словами не передать.
Сюда, однако, можно отнести небольшой минус: для открытия некоторых сюжетных веток нужно было пройти сперва другие ответвления. Но играя в первый раз, ты не знаешь, какие и где их искать. Так что просто проходишь так, как душа пожелает (а именно так и надо играть), до момента, пока проходится. Потом переходишь в другую ветку, а после её прохождения у тебя появляется возможность продолжить первую, которая была закрыта из-за нехватки инфы. При таком раскладе ты легко можешь забыть, что это вообще за ветка была и какие события в ней произошли или не произошли. Но, честно, сказать, для меня это был не особо критичный минус.
Кстати, некоторую информацию нужно записывать или фотографировать, ибо без неё ты не сможешь пройти дальше. (Да, игра требует внимательности - часто бывали ситуации, в которых тебе нужно ввести код или пароль вручную, без вариантов и подсказок от игры в моменте.)
В Virtue's Last Rewad нужно пройти все (практически) ответвления, чтобы открыть истинную концовку и получить ответы на накопившиеся вопросы. И это классно. Таким образом ты проходишь игру полностью до конца, ничего при этом не упуская. Такой подход я одобряю.
Каковыми же в итоге оказались мои эмоции после окончания игры?
Это... Отвал башки, взрыв, буря, безумие.
Последние пару часов игры, наблюдая все концовки, я испытывала восторг, удивление, шок и так по кругу раз пять. Буквально: за одним поворотом тебя ждёт другой, а потом ещё один, и ещё, и ещё. Короче. Буря эмоций, буря. И закрутить так сюжет - ну это если не мастерство, то я не знаю, что. Как игрока Virtue's Last Reward меня поразила тысячами стрел.
И после игры ты ещё ходишь и думаешь, что там да как, прокручиваешь в голове кучу мыслей одну за другой.
Без нагруженных хитросплетений конечно не обошлось, но тебе всё объясняют несколько раз, так что в конце концов ты разберёшься, что именно и как произошло.
Не думаю, что сюжетно какая-либо игра сможет переплюнуть Virtue's Last Rewad. По замесу, масштабу, неожиданности и потихонечковому раскрытию. Ну да таковы мои эмоции непосредственно после прохождения игры: пишу текст под её влиянием😄. И да, это прям продолжение Nine Hours Nine Persons Nine Doors, а потому в любом случае стоит поиграть сначала в неё.
🧡💛☀️