Найти тему
ОЭЗ «Технополис Москва»

Легендарные директора завода «Москвич»

Оглавление

Часть 3. Валентин Коломников

Валентин Коломников
Валентин Коломников

«Мне нравится рабочий твой характер, не зря тебя назвали Москвичом!»

Многие работники АЗЛК до сих пор считают, что лучше руководителя у них не было...

Валентин Коломников пришел на московский автозавод в возрасте 23 лет. Ему понадобилось всего три пятилетки, чтобы пройти путь от простого рабочего до руководителя АЗЛК. В кабинет генерального директора на правах главы предприятия он зашел в 1968-м – в год, когда ему исполнилось 38 лет, впервые вышла в эфир информационная программа «Время», а мир узнал о гибели первого космонавта Земли – Юрия Гагарина. Время Коломникова у руля АЗЛК длилось 25 лет…

Это было удивительный период в истории легендарного «Москвича». Он начался со строительства новых заводских корпусов в Печатниках в январе 1968 года. Под личным контролем Коломникова были построены и введены в эксплуатацию производственные корпуса на Волгоградском проспекте, 42, где сегодня разместились производства ОЭЗ «Технополис Москва». За время строительства были выполнены наисложнейшие работы – удален торфяной слой бывших болотных земель, забиты 10 тысяч железобетонных свай, смонтировано 350 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Новый промышленный корпус, площадью 228 тыс. кв.м, включал в себя цеха сварки кузова, окраски, сборки автомобилей, цеха декоративных гальванопокрытий, склады, систему толкающих конвейеров, а также энергоблок, очистные сооружения и отдельно стоящий корпус отгрузки автомобилей. Акт о вводе завода в эксплуатацию был подписан 4 ноября 1971 года.

Так стоился АЗЛК в "Печатниках"
Так стоился АЗЛК в "Печатниках"

«Рено» по-русски

На волне дружественных отношений между СССР и Францией в конце 70-х, технологическим партнером АЗЛК становится французская компания «Рено», которая предложила в качестве образца для нового «Москвича» свой завод в Сандувиле.

От французов московский автозавод получил новые конвейерные линии, общей диной в 30 км, и некоторые технологии производства. Например, современный на тот момент технологический процесс сварки автомобиля, который предусматривал использование многопозиционных сварочных линий и отличался от технологии, используемой на старой территории завода.

Перед генеральным директором стояли исключительно сложные организационно-технические задачи. Необходимо было к началу запуска производства автомобилей на новых площадях подготовить и обучить кадры, обеспечить наладку технологических процессов сварки, окраски и сборки изделий, наладить технологическое и энергетическое оборудование, создать необходимые заделы, на время перехода обеспечить работу по выпуску автомобилей на двух площадках – Волгоградский проспект, 32, Волгоградский проспект, 42. При этом годовой план объемов производства, включая экспорт, не был уменьшен.

Общая длина конвеера АПЗЛК составляла 30 километров
Общая длина конвеера АПЗЛК составляла 30 километров

На время переходного периода Коломников переносит свой кабинет в одно из помещений вблизи главного конвейера. Его рабочий день начинался 7:30 утра. Он приезжал в сборочно-кузовной корпус и на площадке перед главным конвейером заслушивал отчет главного диспетчера по итогам работы за прошедший день, и в сопровождении начальника сборочно-кузовного производства и главного энергетика проходил по цехам. В субботу Коломников объезжал территорию завода.

20 декабря 1971 года французские специалисты уехали на рождество. Генеральный директор принимает решение, что дальнейшая работа по наладке оборудования и техпроцессов будет выполняться силами завода. Был создан оперативный штаб с режимом работы с 7 утра до 22 часов. В дальнейшем на АЗЛК вернулось ограниченное количество французских специалистов, которые должны были завершить контрактные обязательства.

Москвич-2141, он же Максимка

Еще один марш-бросок Коломникову пришлось совершить, когда АЗЛК переходил на модель 2141 и строительство корпуса механических цехов (КМЦ). Первый образец нового Москвича сделали в 1977 году на основе кузова Simca, за что заводские острословы тут же прозвали автомобиль Максимкой. У новой модели с оригинальными кузовами сохранили классическую компоновку и двигатель Москвич-412, но некоторые узлы и агрегаты были новыми, например, коробка передач. К «Максимке» живой интерес проявила и компания Porsche, которая до этого по собственной инициативе модернизировала Москвич-412 для европейского рынка. Были созданы эскизные проекты модели 2141, но немцев привлекали к созданию ВАЗ-2108, что обошлось СССР «в копеечку». Поэтому сотрудничество по еще одному автомобилю было просто немыслимым. Поэтому АЗЛК остановился на французском хэтчбеке Simca 1307, который стал в 1978-м Автомобилем года. Однако конструкторы АЗЛК были от этой машины не в восторге и постепенно вносили свои изменения, пока от француза не остались лишь внешние габариты и размеры салона.

-4

Для 41-й модели на заводе разработали и довели до опытных образцов мотор Москвич-414 с чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой. Бензиновый агрегат рабочим объемом 1,8 л развивал 95 л.с. при 5200-5800 об/мин. По тем временам - вполне достойный показатель. На базе бензинового агрегата готовили и дизель с теми же диаметром цилиндров и ходом поршня (82х85 мм). При 3900-4500 об/мин дизель выдавал тоже достойные по меркам 1980-х 65 л.с. Но, по разным причинам, моторы так и не родились.

Под «Максимку» была апробирована новая технология сварки, в которой задействовали 202 робота. Оборудование имело на борту свыше 4200 программируемых контроллеров, 25 тыс. электронных датчиков и компонентов на борту автоматических линий. Находясь в поиске квалифицированных специалистов, которые бы это оборудование обслуживали и применяли, Коломников решает создать самостоятельное подразделение промышленной электроники на базе управления главного энергетика. Подразделение комплектуется из выпускников Московского энергетического института кафедры электропривода. С каждым из выпускников ВУЗа генеральный директор лично беседовал, рассказывая о заводе, месте работы, возможностях карьерного роста.

На платформе Москвича-2141 собирались делать целое семейство автомобилей, считая хэтчбек лишь базовой версией. Планировали выпуск седан Москвич-2142. Но Валентин Коломников мечтал, чтобы уж этот автомобиль сразу пошел в производство с новым 95-сильным двигателем, достойным модели такого класса. Его мечте так и не было суждено исполниться.

Ударный автопробег

-5

В конце 60-го года и начале 70 годов заводская команда спортсменов приняла участие в авторалли века – Лондон-Сидней, Лондон-Мехико Тур Европа. Автомобили «Москвич» участвовали в международных ралли-рейдах еще с 1958 года. Но именно на рубеже 60-70-х годов марка переживает свой «звездный час». В середине 1968 года на МЗМА были построены четыре «Москвича-412» серии «Н» для супермарафона «Лондон – Сидней». Они отличались от своих серийных собратьев усиленной подвеской, тщательно собранным двигателем, трубчатым каркасом безопасности внутри салона, тахометром и штурманскими приборами на панели приборов, дополнительным бензобаком на 75 литров и ремнями безопасности. Автомобиль «Москвич» был среди призеров. Ответственность генерального директора была колоссальная. В случае неудачи, престиж завода был бы подорван и Коломникову пришлось бы отвечать перед руководством страны. Советская конструкторская школа автомобилестроения показала свои успехи и была признана в мире. Экспорт автомобилей Москвич 412 увеличился.

«Отвечаю за наш «Москвич»

Валентина Коломникова любили столичные СМИ
Валентина Коломникова любили столичные СМИ

Коломников отвечал не только за «Москвич». Он всегда уделял внимание благополучию заводчан, и прежде всего, улучшению их жилищных условий. Ежегодно заводское строительное подразделение вводило в эксплуатацию около 30 тыс. кв. м. жилья. На балансе завода было свыше 450 тыс. кв. м. жилья. Каждый год строился один детский сад. Для заводчан, живших загородом в Щербинке были построены жилые дома и проблема очередников была решена. Автозаводцы, проживающие в Москве и работающие более 10 лет на заводе, так же получали бесплатно жилье. Очередей на устройство ребенка в детский сад не было.

Коломников строил не только завод, но и жилье автозаводцам
Коломников строил не только завод, но и жилье автозаводцам

Коломников скончался в 1992 году в возрасте 62 лет. Его могила находится на главной аллее Ваганьковском кладбище. На ней стоит скромный памятник черного гранита с портретом и эмблемой производственного объединения «Москвич».

«Потрясающий был мужик. Это поняли все, но не сразу. Окошки его кабинета раньше всех зажигались и позже всех гасли. Каждое утро «прорывные» цехи и участки сам обходил, всех мастеров по именам знал, с каждым за руку здоровался...», – вспоминали потом заводчане, у которых впереди были нелегкие годы трансформации предприятия.

-8

Память о генеральном директоре, внесшем значительный вклад в развитие советского автомобилестроения, в октябре 2015 года Проектируемый проезд №5179 возле метро Текстильщики был переименован в улицу Коломникова. В сентябре 2023 года специалисты комплекса городского хозяйства благоустроили улицы и территории возле культурного центра (КЦ) «Москвич». Главной задачей было сделать эти территории более комфортными и удобными для местных жителей, создать зоны для прогулок и отдыха.

Была проведена дополнительная ливневая канализация, заменены покрытия тротуаров, расширена пешеходная часть, обновлена система освещения. Кроме того, специалисты художественно оформили бетонную стену протяженностью 1,3 километра вдоль завода «Москвич» и площадки «Печатники» ОЭЗ «Технополис Москва». Граффити на части стены около завода рассказывают об истории завода и его известных моделях, вдоль "Технополиса" выполнены абстрактные рисунки с изображением производственных процессов. "Мне нравится рабочий твой характер, не зря тебя назвали Москвичом!"

-9