Часть 3. Валентин Коломников
«Мне нравится рабочий твой характер, не зря тебя назвали Москвичом!»
Многие работники АЗЛК до сих пор считают, что лучше руководителя у них не было...
Валентин Коломников пришел на московский автозавод в возрасте 23 лет. Ему понадобилось всего три пятилетки, чтобы пройти путь от простого рабочего до руководителя АЗЛК. В кабинет генерального директора на правах главы предприятия он зашел в 1968-м – в год, когда ему исполнилось 38 лет, впервые вышла в эфир информационная программа «Время», а мир узнал о гибели первого космонавта Земли – Юрия Гагарина. Время Коломникова у руля АЗЛК длилось 25 лет…
Это было удивительный период в истории легендарного «Москвича». Он начался со строительства новых заводских корпусов в Печатниках в январе 1968 года. Под личным контролем Коломникова были построены и введены в эксплуатацию производственные корпуса на Волгоградском проспекте, 42, где сегодня разместились производства ОЭЗ «Технополис Москва». За время строительства были выполнены наисложнейшие работы – удален торфяной слой бывших болотных земель, забиты 10 тысяч железобетонных свай, смонтировано 350 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Новый промышленный корпус, площадью 228 тыс. кв.м, включал в себя цеха сварки кузова, окраски, сборки автомобилей, цеха декоративных гальванопокрытий, склады, систему толкающих конвейеров, а также энергоблок, очистные сооружения и отдельно стоящий корпус отгрузки автомобилей. Акт о вводе завода в эксплуатацию был подписан 4 ноября 1971 года.
«Рено» по-русски
На волне дружественных отношений между СССР и Францией в конце 70-х, технологическим партнером АЗЛК становится французская компания «Рено», которая предложила в качестве образца для нового «Москвича» свой завод в Сандувиле.
От французов московский автозавод получил новые конвейерные линии, общей диной в 30 км, и некоторые технологии производства. Например, современный на тот момент технологический процесс сварки автомобиля, который предусматривал использование многопозиционных сварочных линий и отличался от технологии, используемой на старой территории завода.
Перед генеральным директором стояли исключительно сложные организационно-технические задачи. Необходимо было к началу запуска производства автомобилей на новых площадях подготовить и обучить кадры, обеспечить наладку технологических процессов сварки, окраски и сборки изделий, наладить технологическое и энергетическое оборудование, создать необходимые заделы, на время перехода обеспечить работу по выпуску автомобилей на двух площадках – Волгоградский проспект, 32, Волгоградский проспект, 42. При этом годовой план объемов производства, включая экспорт, не был уменьшен.
На время переходного периода Коломников переносит свой кабинет в одно из помещений вблизи главного конвейера. Его рабочий день начинался 7:30 утра. Он приезжал в сборочно-кузовной корпус и на площадке перед главным конвейером заслушивал отчет главного диспетчера по итогам работы за прошедший день, и в сопровождении начальника сборочно-кузовного производства и главного энергетика проходил по цехам. В субботу Коломников объезжал территорию завода.
20 декабря 1971 года французские специалисты уехали на рождество. Генеральный директор принимает решение, что дальнейшая работа по наладке оборудования и техпроцессов будет выполняться силами завода. Был создан оперативный штаб с режимом работы с 7 утра до 22 часов. В дальнейшем на АЗЛК вернулось ограниченное количество французских специалистов, которые должны были завершить контрактные обязательства.
Москвич-2141, он же Максимка
Еще один марш-бросок Коломникову пришлось совершить, когда АЗЛК переходил на модель 2141 и строительство корпуса механических цехов (КМЦ). Первый образец нового Москвича сделали в 1977 году на основе кузова Simca, за что заводские острословы тут же прозвали автомобиль Максимкой. У новой модели с оригинальными кузовами сохранили классическую компоновку и двигатель Москвич-412, но некоторые узлы и агрегаты были новыми, например, коробка передач. К «Максимке» живой интерес проявила и компания Porsche, которая до этого по собственной инициативе модернизировала Москвич-412 для европейского рынка. Были созданы эскизные проекты модели 2141, но немцев привлекали к созданию ВАЗ-2108, что обошлось СССР «в копеечку». Поэтому сотрудничество по еще одному автомобилю было просто немыслимым. Поэтому АЗЛК остановился на французском хэтчбеке Simca 1307, который стал в 1978-м Автомобилем года. Однако конструкторы АЗЛК были от этой машины не в восторге и постепенно вносили свои изменения, пока от француза не остались лишь внешние габариты и размеры салона.
Для 41-й модели на заводе разработали и довели до опытных образцов мотор Москвич-414 с чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой. Бензиновый агрегат рабочим объемом 1,8 л развивал 95 л.с. при 5200-5800 об/мин. По тем временам - вполне достойный показатель. На базе бензинового агрегата готовили и дизель с теми же диаметром цилиндров и ходом поршня (82х85 мм). При 3900-4500 об/мин дизель выдавал тоже достойные по меркам 1980-х 65 л.с. Но, по разным причинам, моторы так и не родились.
Под «Максимку» была апробирована новая технология сварки, в которой задействовали 202 робота. Оборудование имело на борту свыше 4200 программируемых контроллеров, 25 тыс. электронных датчиков и компонентов на борту автоматических линий. Находясь в поиске квалифицированных специалистов, которые бы это оборудование обслуживали и применяли, Коломников решает создать самостоятельное подразделение промышленной электроники на базе управления главного энергетика. Подразделение комплектуется из выпускников Московского энергетического института кафедры электропривода. С каждым из выпускников ВУЗа генеральный директор лично беседовал, рассказывая о заводе, месте работы, возможностях карьерного роста.
На платформе Москвича-2141 собирались делать целое семейство автомобилей, считая хэтчбек лишь базовой версией. Планировали выпуск седан Москвич-2142. Но Валентин Коломников мечтал, чтобы уж этот автомобиль сразу пошел в производство с новым 95-сильным двигателем, достойным модели такого класса. Его мечте так и не было суждено исполниться.
Ударный автопробег
В конце 60-го года и начале 70 годов заводская команда спортсменов приняла участие в авторалли века – Лондон-Сидней, Лондон-Мехико Тур Европа. Автомобили «Москвич» участвовали в международных ралли-рейдах еще с 1958 года. Но именно на рубеже 60-70-х годов марка переживает свой «звездный час». В середине 1968 года на МЗМА были построены четыре «Москвича-412» серии «Н» для супермарафона «Лондон – Сидней». Они отличались от своих серийных собратьев усиленной подвеской, тщательно собранным двигателем, трубчатым каркасом безопасности внутри салона, тахометром и штурманскими приборами на панели приборов, дополнительным бензобаком на 75 литров и ремнями безопасности. Автомобиль «Москвич» был среди призеров. Ответственность генерального директора была колоссальная. В случае неудачи, престиж завода был бы подорван и Коломникову пришлось бы отвечать перед руководством страны. Советская конструкторская школа автомобилестроения показала свои успехи и была признана в мире. Экспорт автомобилей Москвич 412 увеличился.
«Отвечаю за наш «Москвич»
Коломников отвечал не только за «Москвич». Он всегда уделял внимание благополучию заводчан, и прежде всего, улучшению их жилищных условий. Ежегодно заводское строительное подразделение вводило в эксплуатацию около 30 тыс. кв. м. жилья. На балансе завода было свыше 450 тыс. кв. м. жилья. Каждый год строился один детский сад. Для заводчан, живших загородом в Щербинке были построены жилые дома и проблема очередников была решена. Автозаводцы, проживающие в Москве и работающие более 10 лет на заводе, так же получали бесплатно жилье. Очередей на устройство ребенка в детский сад не было.
Коломников скончался в 1992 году в возрасте 62 лет. Его могила находится на главной аллее Ваганьковском кладбище. На ней стоит скромный памятник черного гранита с портретом и эмблемой производственного объединения «Москвич».
«Потрясающий был мужик. Это поняли все, но не сразу. Окошки его кабинета раньше всех зажигались и позже всех гасли. Каждое утро «прорывные» цехи и участки сам обходил, всех мастеров по именам знал, с каждым за руку здоровался...», – вспоминали потом заводчане, у которых впереди были нелегкие годы трансформации предприятия.
Память о генеральном директоре, внесшем значительный вклад в развитие советского автомобилестроения, в октябре 2015 года Проектируемый проезд №5179 возле метро Текстильщики был переименован в улицу Коломникова. В сентябре 2023 года специалисты комплекса городского хозяйства благоустроили улицы и территории возле культурного центра (КЦ) «Москвич». Главной задачей было сделать эти территории более комфортными и удобными для местных жителей, создать зоны для прогулок и отдыха.
Была проведена дополнительная ливневая канализация, заменены покрытия тротуаров, расширена пешеходная часть, обновлена система освещения. Кроме того, специалисты художественно оформили бетонную стену протяженностью 1,3 километра вдоль завода «Москвич» и площадки «Печатники» ОЭЗ «Технополис Москва». Граффити на части стены около завода рассказывают об истории завода и его известных моделях, вдоль "Технополиса" выполнены абстрактные рисунки с изображением производственных процессов. "Мне нравится рабочий твой характер, не зря тебя назвали Москвичом!"