Найти в Дзене

Чэн-тан (成湯)

Продолжаем знакомиться с персонажами древнекитайской истории. Об И-Ине я уже написал, теперь пришла пора написать о втором со основателе государства Шан-Инь Чэн-тане (成湯). Следует отметить два момента. Первый – у Чэн-тана, возможно, было множество имён, среди которых У-тан (武湯), Тянь-И (天乙) и Да-И (大乙). Также он хорошо известен как Шан Тан (商湯). Второй момент заключается в системе власти в тот период, которая держалась на Божественном праве, а именно – Бог, в данном случае Небо, чью волю говорили жрецы, избирал правителя – вана (царя). Таким образом, Чэн-тан был Небом избранный правитель, которому власть делегировал жрец И-Инь. Проще говоря, царь того времени был зависим от жрецов.

Оговорив это, приступим к рассмотрению героя.

Ранние годы

По преданиям, Чэн-тан был сыном правителя И (Шан) Чжу-гуя. Он не только слыл очень добродетельным, но и был красивым: белолицый, крепкой конституции и волосатый.

Добродетельность юного князя шанцев проявлялась не только к людям, но и к животным. Так, однажды он увидел как охотник расставил силки (ловушки) так, что в них могла попасться любая птица, которая пролетит мимо. Начал корить тогда Чэн-тан охотника:

Так не годится! Ведь любая вольная птица станет пленницей твоих силков! Такой поступок лишь Ся Цзе мог бы совершить.

Разобрал герой силки, а охотника научил небольшому заклинанию:

Раньше сети плел только паук
А теперь научились и люди.
Свободные птицы!
Летите куда захотите,
Хотите влево летите,
Хотите вправо стремитесь.
Но смерти не ищите в этих расставленных силках.

Царь Ся Цзе, которого упомянул Чэн-тан, правил тогда Срединной равниной. Он был царь очень распутным. Про него говорили, что в его столице есть целое озеро из вина, в котором под барабаны пьют девушки и мужчины алкоголь, а когда пьянеют, то падают прямо в озеро и умирают.

Долго Чэн-тан терпел его бесчинства, но когда к нему вернулся И-Инь и сообщил, что царь теперь выпускает диких животных на площади, не выдержал князь подобного и захотел идти на Ся Цзе войной. Но отговорил его И-Инь, сказал, что ещё рано.

Начал тогда Чэн-тан набирать армию. Кроме того, все больше убеждаясь в благочестивости героя, к нему стали сбегаться другие князья.

Прознал об этом советник Цзе Чжао Лян. Уговорил он царя дать вождю шанцев заверения в безопасности, пригласив его в столицу. Но как только Чэн-тан вступил в нее, его сразу схватили и заточили в тюрьме Сяотай.

Бегство из плена и война с Цзе

Как только о пленении вождя Шанцев узнали в И, то сразу начали собирать выкуп, зная о пристрастии Цзе к красивым девушкам, драгоценностям и вину. Как только собрались, И-Инь с другими советниками повезли всю дань в столицу Ся. Как только они привезли подарки, ошеломлён был их красотой Цзе, повелев выпустить Чэн-тан из тюрьмы. И это была его самая большая ошибка.

Вернувшись в родное княжество, Чэн-тан стал собирать войска. Но сначала он напал на на самого Цзе, а его верных вассалов – города-государства Вэй, Гу и Кунь У. Разбил он их поодиночке, чтобы они не смогли объединиться. После этого, Чэн-тан двинул свои войска на столицу Цзе. Когда он почти к ней подошёл, то по преданиям, ему явился сам бог Огня Чжу Чжун, и молвил:

Небо приказало помочь тебе в сражении. Когда на северо-западе города загорится огонь, то начинай атаку.

Чэн-тан так и сделал, поэтому столица была быстро взята. Цзе же бежал в Минтао, где и состоялась решающая битва, перед которой, по просьбе И-Иня, он перед войсками произнёс речь (Тан ши), в которой объявил, что не он, ничтожный, приказывает низвергнуть царя Ся, а само Небо. После речи Чэн-тана произошла кровопролитная битва, в которой Цзе проиграл, бежав в Наньчао. Чэн-тан же был провозглашён новым царем.