Вы замечали, как радуются дети, когда заканчиваются уроки? Или когда уроки отменили? И, конечно, когда начались каникулы?
Неужели все они - сплошные бездельники?
Нет. Им надоело учение, которое больше походит на мучение, чем на жизнь.
И я не хочу быть мучителем!
Свою задачу я вижу в том, чтобы возбудить в моих учениках познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний, увлечь школьной жизнью.
Если уроки наполнены эмоциями, которые притягивают детей к познавательному процессу, то и появятся к ним положительные эмоции в каждом ребенке.
Время от времени мы с моими учениками пишем сочинения. Каждое из них — это отдельная книга. Сейчас тема сочинения: «Здравствуй, Урок!». И я пишу вместе со всеми.
«Здравствуй, Урок!
Где ты рождаешься, где ты живешь, Урок?
В классной комнате? Но ты не можешь жить там один, ты ведь не можешь существовать без меня! Я тебя обдумываю, планирую, провожу!
Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце.
Но подожди, как ты можешь жить во мне? Тебя же никогда никто не придумал бы, если не было бы детей и если бы люди сразу же рождались взрослыми, умными, умеющими говорить, читать, писать, считать!
Ты не можешь существовать без детей, без учеников, и, стало быть, ты живешь в учениках!
...Хотя ученики готовят уроки, тем не менее, без учителя и след твой простыл…
Ах да, я нашел, наконец, твой дом! Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски — вот ты и рождаешься и начинаешь жить!
Ты порхаешь над нами, как сказочная, неизвестная нам бабочка, которую нужно внимательно рассмотреть, побыстрее изучить, зарисовать, запомнить. Через тридцать пять минут ты спрячешься куда-то, чтобы скоро опять вернуться к нам, только уже в другом наряде.
Ты прилетаешь к нам из будущего, того будущего, которое будет принадлежать моим третьеклассникам. Ты посланник этого будущего, чтобы помочь мне воспитать из моих девятнадцати девочек и стольких же мальчиков достойных людей.
Ты — мудрость, и когда ты находишься в нашей классной комнате, то наши мысли как-то расширяются, движение их ускоряется, перед нами начинают играть солнечные зайчики. И чтобы их поймать, — а нам нужно и хочется их поймать, ибо они есть пища для нашего пытливого ума, — нам нужно проявлять ловкость, сообразительность, стремление, жажду к знаниям.
Ты улетаешь так быстро, что мы еле успеваем поймать одного-двух зайчиков, ты оставляешь нас «голодными». Потому мы и ждем твоего возвращения с нетерпением.
Ты — Урок!
Но что ты есть для нас?
Сперва мы представляли тебя в виде винтовой лестницы, ведущей нас только вверх.
Потом сравнивали тебя с фонтаном знаний. Придешь к фонтанчику, прильнешь к бьющему из его горлышка источнику и напьешься премудростей.
Но нет, ты не фонтанчик, ты не разбрызгиваешь знания впустую, в ожидании жаждущих.
Может быть, ты гора, в глубине которой затаены эти знания, и мы должны докопаться до них, чтобы овладеть ими?
Нет, ты больше и величественнее любой горы!
Ты, скорее, дорога, хотя непрямая, неровная, но единственно верная, которая ведет каждого из нас к человечности, к своей личности…
Ты еще весенний дождик и тепло, которое помогает каждому из нас раскрыться, как раскрываются бутончики цветов…
Ты орошаешь будущее человечества, питаешь его надеждой, вдохновляешь его на подвиги…
Ты несешь нам будущее, и потому ты наше удивление…
Ты ведь видишь, как мы все — а вместе со мной нас тридцать девять — повзрослели и поумнели за 2498 уроков. Мои ученики углубляются в знания, в жизнь, в дружбу, а я совершенствую свое педагогическое мастерство.
Я — учитель — поклоняюсь, урок, твоей мощи и твоему великодушию, твоему сердцу, полному заботой о детях, твоей душе, устремленной в их будущее!
Поклоняюсь и благодарю, что ты помогаешь мне воспитывать достойных моей Родины людей и заодно доставляешь мне счастье жить педагогической жизнью!
Я бы воздвиг тебе — Уроку — самый великолепный памятник розового мрамора.
Но как изобразить тебя — невидимого волшебника?
Может быть, так? На постаменте золотыми буквами написать страстный призыв, обращенный не только к ученикам, — «Стань Человеком».
Памятник твой я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться перед тобой, поклоняться тебе и говорить:
— Здравствуй, Урок! Время твое — священное время, и нельзя терять из него ни минуты!»
Дорогие учителя! Дорогие родители! А чем стали для вас школьные уроки?
Ваш Шалва Амонашвили
Подписывайтесь на канал КЛУБ СЕМЬИ АМОНАШВИЛИ.
Здесь много интересного для родителей и учителей!