Найти тему

О любви, смерти. И немного о бизнесе. Фамильные захоронения Эрлангеров, Лиона на Введенском кладбище. Часть I.

Собирая и изучая материалы и документы для написания статьи о семье Эрлангеров, мне пришлось множество раз прочитать переписанные друг у друга рассказы о фамильной усыпальнице Эрлангеров на Введенском кладбище.

Мавзолей Эрлангеров на Введенском (Иноверческом) кладбище в Москве. Апрель 2024 г. Из личного архива автора.
Мавзолей Эрлангеров на Введенском (Иноверческом) кладбище в Москве. Апрель 2024 г. Из личного архива автора.

История эта переписана и пересказана много раз до меня. Повторю вкратце. После похорон в декабре 1910 года главы и основателя товарищества «Антон Эрлангер и К» Антона Максимовича Эрлангера на Введенском (Иноверческом) кладбище Москвы рядом с родителями, Семьёй было решено возвести фамильный Мавзолей, куда должны были перезахоронить (и хоронить впоследствии) всех членов семьи. Рядом с родовым захоронением был выкуплен участок и заказан проект усыпальницы модному тогда архитектору Фёдору Шехтелю.

Главным украшением семейного склепа должна была стать огромная мозаичная икона Христа – Сеятеля, по эскизу художнику Кузьмы Петрова-Водкина, исполнение которой было заказано известному русскому-советскому мозаисту Владимиру Александровичу Фролову (в будущем автору мозаичных панно на станциях метро «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая» и других).

К.С.Петров-Водкин "Христос-сеятель", фрагмент. Государственный Русский Музей. Источник изображения https://rusmuseumvrm.ru
К.С.Петров-Водкин "Христос-сеятель", фрагмент. Государственный Русский Музей. Источник изображения https://rusmuseumvrm.ru

Проектирование и постройка затянулись до 1914 года, и первым погребённым в новой усыпальнице стал Александр Антонович Эрлангер – один из сыновей Антона Максимовича.

Александр Антонович скончался в возрасте 36 лет и скончался не совсем по-христиански – он застрелился. Причина, по которой он это сделал – семейная тайна и трагедия, мы никогда не узнаем истинные причины этого поступка. Но семья сделала всё, чтобы Александр Антонович мог покоиться с миром рядом с отцом. Вероятно, немалые средства понадобились для того, чтобы в метрической книге Трехсвятительской церкви у Красных Ворот появилась запись, что «учёный агроном 2го разряда Александр Антонович Эрлангер» застрелился «в припадке умоисступления».

Александр Антонович Эрлангер. Источник изображения https://www.geni.com
Александр Антонович Эрлангер. Источник изображения https://www.geni.com

Как известно, православная церковь не отпевает самоубийц, но… если этот акт над собой совершил скорбный душою, то он будет отпет в Храме и похоронен по православному обычаю, так как ментально нездоровый не может отвечать за свой грех, потому что не понимает, что делает.

Начавшаяся Первая Мировая война, а затем и Революция навсегда остановили планы по перезахоронению членов семьи в Мавзолей. Постепенно Усыпальница стала ветшать, часть семейных могил вообще была утрачена, так как у потомков не было возможности на прежнем уровне содержать захоронение: часть семьи покинула Россию после 1917 года, у оставшихся не было средств, в 1930-х многие попали под репрессии.

Восстановление часовни началось только в 1990-е годы, когда на кладбище поселилась странная женщина Тамара Павловна Кронкаянц – юродивая, как сказали бы в старину, без определённого места жительства, как сказали бы сейчас. На собранную за многие годы милостыню, она восстановила несколько захоронений на кладбище, в том числе и Мавзолей Эрлангеров. Частично эта история рассказывается в документальном фильме «Прощёное воскресенье» режиссёра Сергея Роженцева (фильм специфический, в стилистике 90-х).

К сожалению, в настоящее время восстановленная часовня, несмотря на то, что она приписана к близлежащему Храму Петра и Павла в Лефортово, является памятником архитектуры и, вроде как, должна охраняться государством, практически полностью изуродована надписями наших современников, жаждущих исполнения своих желаний.

Обычно эта история продолжается рассказом о двух нестандартных памятниках на захоронениях «каких-то Леона и Софи Пло, которая торговала перчатками» и «некого Лиона и Рожновой, про которых ничего не известно», благо эти две могилы находятся на одной аллее с Мавзолеем Эрлангеров.

Жорж Лион и Александра Ивановна Рожнова.

В конце боковой аллеи, ведущей от мавзолея Эрлангеров к кладбищенской стене, находится белоснежный пантеон Жоржа Лиона и Александры Ивановны Рожновой.

Усыпальница Лион - Рожновой на Введенском кладбище в Москве. Апрель 2024 г. Из личного архива автора.
Усыпальница Лион - Рожновой на Введенском кладбище в Москве. Апрель 2024 г. Из личного архива автора.

Об этой усыпальнице обычно пишут так: «Жорж Лион и Александра Рожнова были гражданскими супругами, владели магазином «А -ля - Тоалетъ» на Кузнецком мосту». Однажды мне попалось и такое изречение: «Что связывало этих людей непонятно. Непонятно даже как звали Лиона то ли Жорж, то ли Джорж, то ли Георг».

9 февраля 1852 года московский купец 2ой гильдии бельгийский подданный Алексей Николай Жозеф Лион (Alexis Nicolas Joseph Lion) женился на 20-летней Анне Софии Матильде Лябатт. Венчание проходило в римско-католической Церкви Святого Людовика Французского в Москве.

Римско-католический Храм Святого Людовика в Москве. Изображение из открытых источников.
Римско-католический Храм Святого Людовика в Москве. Изображение из открытых источников.

Первенец супругов Георгий Николай Иоганн Лион (Georg Nikolaus Johans Lion) родился 10 ноября 1853 года. Несмотря на то, что отец Алексей Лион был католиком, мальчик был крещен в московском лютеранском храме Святых Петра и Павла. Лютеранкой была мать Георгия – Матильда Лион.

Лютеранский Храм Святых Петра и Павла в Москве. Изображение из открытых источников.
Лютеранский Храм Святых Петра и Павла в Москве. Изображение из открытых источников.

Алексей Лион принадлежал к большой семье московских купцов бельгийских подданных Лион (Лiонъ). Семейным бизнесом Лион была торговля тканями и галантерейными товарами.

Алексей Лион вместе с младшим братом Николаем и матерью Марией Гертрудой (в девичестве Жерард) имели небольшой магазин дамского белья на Кузнецком мосту. Лето семья Лион проводила на собственной даче в Пушкино под Москвой.

В 1862 году, после смерти матери и брата, Алексей становиться единоличным владельцем магазина. Вероятно, в 1869 году Алексей Николай тяжело заболел (хозяйкой магазина становиться его жена) и 12 июня 1873 года скончался.

В 1871 году Матильда Лион «переносит» семейный магазин и перевозит семью в дом купца 1 гильдии Семена Николаевича Рожнова в Столешников переулок. Вместе с матерью в дом Рожновых переезжает и Георгий.

Бизнес купцов Рожновых начал еще в 1832 году отец Семёна Николаевича – Николай Яковлевич Рожнов. Также, как и семья Лион, Рожновы торговали тканями и галантереей.

Николай Яковлевич Рожнов начал с 3 гильдии и к концу жизни смог подняться до 1 гильдии и передать сыновьям звание «почетный потомственный гражданин».

Его старший сын Семен Николаевич продолжил и развил дело отца.

К 1871 году Семён Николаевич Рожнов:

· Имел звание почетного потомственного гражданина и кавалера

· Состоял церковным старостою Храма Никиты Мученика в Татарской Слободе

· Имел дома в Басманной, Хамовнической, Арбатской, Пятницкой части.

· Под фирмою «Николай Рожнов и сыновья» имел несколько магазинов на Кузнецком мосту, Петровке, Столешниковом переулке, собственную банкирскую контору.

· Служил городовым старостою сиротского городского суда в 1864-1865 гг. (Сиротский суд – организация, занимавшаяся наследственными делами. Различались по сословной принадлежности – дворянский сиротский суд, купеческий сиротский суд и т.д.)

· Состоял комиссионером и казначеем «Московского Благотворительного Общества 1837 года» (Создано в 1837 году княгиней Евдокией Михайловной Голицыной под покровительством великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевен, цель общества – образования для бедных девиц)

На попечении Семена Николаевича находился, или как говорили тогда «состоял в семействе» его младший брат Николай Николаевич. Разница в возрасте между братьями была довольно большая - 10 лет.

Судя по всему, находясь на полном содержании брата, Николай имел образ жизни «золотой молодежи». Все попытки Семёна Николаевича «пристроить» брата хоть к какому-нибудь делу не имели успеха. Тогда в надежде, что Николай остепениться, Семён Николаевич принял решения брата женить. Невеста была выбрана из достойной семьи, с хорошим приданым – дочь купца 1ой гильдии потомственного почетного гражданина Ивана Васильевича Носова 23-летняя Александра Ивановна Носова.

Купцы 1ой гильдии братья Дмитрий и Иван Васильевичи Носовы были коллегами (вероятно поставщиками) братьев Рожновых по бизнесу. Фирма «Дмитрий Васильевич и Иван меньшой Носовы», образованная еще в 1853 году, владела суконной фабрикой в Лефортово.

Вероятно, предложение Рожновых было принято с радостью, с одной стороны укрепление деловых связей, с другой – засиделась в девках Александра Ивановна, уж 24 год пошёл, а всё не замужем. Видать так папеньке хотелось «сбагрить» дочку замуж, что он даже батюшку обманул, записал в венчальных документах, что Александре 21 год.

Только, вот саму Сашеньку Носову никто не спросил, хочет ли она замуж за франта Рожнова.

Ф.Журавлев "Перед венцом".Вариант картины. 1870-е. Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru
Ф.Журавлев "Перед венцом".Вариант картины. 1870-е. Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru

Венчание состоялось 28 апреля 1872 года в Храме Никиты Мученика в Татарской Слободе на Кузнецкой улице. И было как в старинном романсе:

«У церкви стояла карета,

Там пышная свадьба была,

Все гости нарядно одеты,

Невеста всех краше была…

Она на святое распятье

Смотрела сквозь радугу слез…

Священнику клятвенной речи

Сказать не хотела она…».

Молодые поселились в доме старшего Рожнова в Столешниковом переулке. Хорошо ли жилось молодой жене в этом доме? Вряд ли. Надежды старшего брата не оправдались, Николай Николаевич свой образ жизни не переменил. Только теперь Николай проматывал не только деньги Степана Николаевича и своё наследство, но и приданое жены.

Но здесь, в доме нелюбимого мужа Сашенька встретила свою настоящую любовь, свою половинку, своего Георга - Егорушку. Почему Александра влюбилась в Георга? Был ли он очень хорош собой? Рост средний, волосы тёмно-русые, глаза карие. Когда началась их связь? Сразу? Или через несколько лет? Как примерная жена Александра Ивановна родила мужу двоих детей: сына Николая в 1873 году и дочь Валентину в 1874 году. Но кто знает, был ли их отцом законный муж? Или возлюбленный?

Всё тайное когда-нибудь становиться явным. Почти 10 лет влюблённым удавалось скрывать свои чувства. Всё открылось в 1884 году. Возможно, предпосылкой к разразившейся драме явилась большая беда, случившаяся в семье Александры. В конце октября 1883 года от дифтерита умер 10летний сын Коля - Николай Николаевич Рожнов - младший.

Чтобы избежать пересудов и прекратить дальнейшее грехопадение, Николай Николаевич увозит жену на другой конец города, в дом Рожновых в Обуховском переулке в Хамовниках. Сегодня переулок называется Чистым. А подлому соблазнителю отказывают от дома.

Георгу приходится не только самому съехать из дома в Столешниковом переулке, но и перевезти свой бизнес.

Свой первый бизнес Егор Алексеевич Лион (так Георгий именовался в официальных московских документах) начал еще в 1877 году. 22 июля 1877 года в Сокольниках он открывает фабрику по производству бумажных мешков. Фабрика имела:

« 1 бумагорезательный станок

1 машина, делающая мешки

1 литографический станок

1 локомобиль (то есть паровая машина) вертикальный в 4 силы

Рабочих 5 человек

Мешки будут производиться разных размеров. Местность для фабрики удобная…»

Судя по тому, что на фабрике имелся печатный станок (литографический), то вероятно, Лион начал выпускать фирменную упаковку для галантерейного магазину матери – бумажные пакеты (мешки) с товарным знаком магазина.

В 1878 году мать Жоржа Матильда Лион скончалась, и её дело перешло по наследству к сыну. В 1879 году в добавление к галантерейным принадлежностям Егор Алексеевич начинает торговать еще и шерстяными тканями.

Съехав от Рожновых в 1884 году, Лион открывает свою новую лавку недалеко от Столешникова переулка, на соседней улице, в пассаже Попова на Кузнецком мосту. Там же он снимает и квартиру. Новый магазин открывается под новым именем "Жорж Лiонъ" и новым названием «А-ля-Тоалетъ», и торгует не только галантереей и тканями, но и модным товаром.

И кому какое дело, что хозяин родился в Москве, а не в Париже, а по национальности бельгиец. Кто ж в России отличит бельгийца от француза? Ведь главное, что зовут его по-французски «Жорж», и магазин называется на французский манер «А-ля-Тоалетъ». А значит, и товар из самого городу Парижу. А какая московская дама не хочет соответствовать последней французской моде?

Уже через три года, в 1887 году рядом на улице Петровке, Егор Алексеевич открывает свой второй магазин фирмы «А-ля-Тоалетъ».

Источник изображения http://elib.shpl.ru
Источник изображения http://elib.shpl.ru

А что же любовь? Она прошла и забыта? Бизнес развивается, может пора оставить прежнее увлечение и найти богатую молодую невесту? Но, нет. До конца жизни Жорж Лион был официально холост.

А любовь жива. И ищет новые способы соединить сердца. И находит. Начиная с 1886 года, каждый год Александра Ивановна и Егор Алексеевич получают заграничный паспорт, и на месяц-полтора каждое лето выезжают за границу. Естественно, каждый по отдельности. И там, за границей, вдали от чужих глаз и пересудов, всего месяц… нет, не так … ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ! они проводят вместе.

Вернувшись домой, Александра продолжает бороться за своё счастье. Она требует развода от мужа. Но общественное мнение, приданое жены и прибыльный бизнес тестя не дают Николаю Николаевичу совершить этот благородный поступок.

И всё же Александра Ивановна одерживает маленькую, но победу. Как-то ей удается заставить мужа съехать из их дома в Обуховском переулке, а также перевести дом на её имя. И с 1890 года Александра Ивановна Рожнова и Егор Алексеевич Лион, не скрываясь, вместе живут в доме Рожновой в Обуховском переулке в Хамовнической части. С ними живёт и дочь Александры – Валентина Рожнова. В течение года Валентина учиться недалеко от дома, в Александро-Мариинском Институте (училище для девочек) на Пречистенке, а лето все вместе проводят на даче семьи Лион в Пушкино и, по-прежнему, несколько недель за границей.

Удалив мужа из дома, Александре Ивановне не удалось полностью «удалить» его из своей жизни.

«Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергею Александровичу Московскому Генерал-Губернатору

Потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Рожнова

Прошение

Всепокорнейше прошу Ваше Императорское Высочество сделать распоряжение канцелярии Вашей по иностранному отделению о НЕВЫДАЧЕ паспорта на выезды за границу жены моей Александры Ивановны Рожновой.

Потомственный почётный гражданин Николай Николаевич Рожнов, Москва, 28 марта 1897 г».

1896 год стал последним годом, когда семья Рожновых-Лион ездила заграницу.

Ну, что ж. Можно прожить и без «заграницы». Ведь, главное, что они вместе, и вместе до конца.

22 марта 1909 года в 6 ½ часа вечера московский купец 2ой гильдии бельгийский подданный Лион Георгий Николай Иоганн (Lion Georg Nikolaus Johann) в возрасте 55 лет скоропостижно скончался от инсульта на руках своей возлюбленной Сашеньки.

25 марта он был отпет в Лютеранском Храме Петра и Павла, в котором его крестили, и погребён на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.

После смерти Егора Алексеевича, Александра Ивановна образовала фирму «А-ля-Тоалетъ – Жорж Лион» и под этим названием продолжила торговлю в магазинах на Кузнецком.

Своего Жоржа Александра Ивановна пережила чуть больше, чем на 3 года. Видимо, горе от потери любимого сказалось на её здоровье.

11 августа 1912 года в собственном доме в Обуховском переулке потомственная почетная гражданка Александра Ивановна Рожнова скончалась от рака в возрасте 63 лет.

14 августа он была отпета в соседнем с её домом Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине и похоронена рядом с Жоржем Лионом на Введенском кладбище.

Как ей – неразведённой, законной жене купца 1ой гильдии, православной - удалось устроить так, чтобы она была похоронена на Иноверческом кладбище рядом с любовником-лютеранином? Эту тайну она унесла с собой. Гордая и сильная женщина.

Тайной покрыта и история надгробного памятника. Неизвестно, когда и кто поставил памятник – сама ли Александра Ивановна на могиле Егора Алексеевича, а потом была подхоронена? Её дочь Валентина Николаевна, уже после смерти матери? Известно только, что автором мемориала является известный петербургский скульптор итальянец Карл Осипович Гвиди.

Но как памятник был доставлен из Санкт-Петербурга, кто его устанавливал – тоже неизвестно. Почему для украшения надгробия была выбрана картина, изображающая языческий античный миф, а не какой – либо христианский мотив? Автором мозаичного панно называют знаменитого мозаиста Владимира Александровича Фролова.

Но в отличие от Мавзолея Эрлангеров, панно на усыпальнице Лион-Рожновой не числится в официальном списке работ Фролова.

Возможно в каком-нибудь архиве, например Музее архитектуры имени А.В. Щусева, и хранятся документы об установке и проекты усыпальницы. Но пока широкой публике они недоступны.

К концу ХХ века памятник сильно обветшал. В 1990-х годах он был признан памятником архитектуры и был отреставрирован за государственный счёт.

Усыпальница Лион-Рожновой на Введенском кладбище в Москве. 1990 - годы. Изображение из открытых источников.
Усыпальница Лион-Рожновой на Введенском кладбище в Москве. 1990 - годы. Изображение из открытых источников.

После кончины Александры Ивановны, фирма «А-ля-Тоалетъ - Жорж Лион» и дом в Обуховском переулке еще 2 года, до 1915 года, принадлежали её дочери. Как сложилась судьба Валентины Николаевны Рожновой: вышла ли она замуж? уехала ли из России после революции? – на сегодняшний день – неизвестно.

Часто молодожены включают в свои свадебные клятвы слова: «И только смерть разлучит нас». Наши возлюбленные почти 40 лет мечтали пойти под венец. И только смерть смогла соединить их. Теперь они навсегда вместе. И у них есть целая вечность, чтобы любить друг друга.

На сегодня всё.

Продолжение следует.

Байки травил Арбатский Фенёк.

-20