У нас до сих пор популярна тема, как Советский Союз покупал технологии и целые промышленные предприятия на Западе. И это действительно так: шведы ещё в двадцатых годах поставляли нам турбины и тепловозы, американцы в тридцатых принимали активное участие в индустриализации, от итальянского автопрома мы получили АвтоВАЗ, а от французов — цветное телевидение SECAM. Разумеется, всё это было отнюдь не бесплатно, а за твёрдую валюту. А в случае со шведским оборудованием, так и вообще за золото в натуральном виде.
Но мы часто забываем, что у медали была и обратная сторона: СССР в свою очередь поставлял огромное количество станков и оборудования на экспорт. Причём далеко не только в социалистические страны, но и в самые что ни на есть страны развитого капитализма, такие как Франция и Япония. Более того, наше оборудование и технологии зачастую были столь сложны и оригинальны, что капиталистам взять его где-то в другом месте попросту не было возможности. Да это и понятно: при том уровне «противостояния двух систем», которое имело место в то время, разве западные компании стали бы у нас хоть что-то покупать, если бы это можно было найти в капиталистическом мире? Запад и тогда всеми силами старался ограничить нашу страну ролью поставщика сырьевых ресурсов.
Одной из самых ярких промышленных историй семидесятых годов стало победное шествие по миру советской системы испарительного охлаждения металлургических печей, ключевого оборудования в металлургии. Это изобретение было сделано выдающимся советским учёным-металлургом, лауреатом Сталинской премии Сергеем Михайловичем Андо́ньевым. После успешного внедрения этой системы на советских металлургических предприятиях, стала ясна её высокая эффективность и низкая стоимость по сравнению с западными разработками в этой сфере. В Советский Союз потянулись ходоки от ведущих металлургических предприятий со всего мира с просьбами о внедрении на своих предприятиях передовой советской системы.
Пожалуй, самым известным примером такого сотрудничества может служить поставка наших систем охлаждения на строившийся во Франции компанией «Сольмер» металлургический комбинат в Фос-сюр-Мере, портовом городке на юге Франции. К началу 70-х годов Франция ежегодно производила около 24 миллионов тонн стали. Этого объёма французам было недостаточно. Поэтому встал вопрос о строительстве крупного металлургического комбината, способного дополнительно производить до 8 миллионов тонн стали.
Комбинат планировалось построить по тем временам ультрасовременным. Стало быть, без передового советского оборудования было не обойтись. Был подписан контракт между «Сольмером» и советским «Машиноэкспортом» на проектирование, изготовление, поставку во Францию и монтаж оборудования холодильной системы для строящихся на комбинате домен. Оборудование среди прочего включало в себя холодильные плиты и барабаны-сепараторы. После успешного изготовления оборудования на французское предприятие была откомандирована группа советских специалистов, которые и осуществили его монтаж. Впоследствии этот завод перешёл во владение международного металлургического конгломерата ArcelorMittal, но доменные печи, построенные при советском участии, работают и по сей день.
В конце прошлого года мировые средства массовой информации облетела новость, что крупнейшая в Японии сталелитейная корпорация Nippon Steel приобретает старейшего американского производителя стали US Steel. Японская компания уже сейчас является четвёртой в мире по выплавке стали, а после этой покупки имеет все шансы подняться в мировой табели о рангах ещё выше. Не в последнюю очередь многолетнему уверенному восхождению Nippon Steel на мировой олимп послужило своевременное внедрение в своё производство всё тех же советских систем испарительного охлаждения металлургических печей. Сразу после этого японсие предприятия стали один за одним ставить мировые рекорды по эффективности выплавки стали.
Помимо Франции и Японии, в числе стран, которые приобрели у Советского Союза лицензию на системы охлаждения: Швеция, Швейцария, США, Австралия, Великобритания. В общем, список очень велик. Так что в СССР была и наука с большой буквы, и передовые технологии, и развитая промышленность. Просто мы об этом почему-то стали забывать. Самое время вспомнить.