Найти тему
Бурмистр.ру

Про информацию о нежилых помещениях для заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО

Необходимость заключения договора между управляющей  организацией и  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)  зависит от решения общего собрания  собственников перейти на прямые договоры. При этом, с владельцами нежилых помещений региональный оператор заключает в обязательном порядке.

Изображение от frimufilms на Freepik
Изображение от frimufilms на Freepik

Согласно пункту 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В данной статье рассмотрим  порядок взаимодействия управляющей организации (ТСЖ) с собственниками и арендаторами нежилых помещений в МКД по вопросу заключения договоров на  оказание услуг по обращению с ТКО.

Как указано в п.148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 ( далее- Правила 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между собственником нежилого помещения и непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исполнения указанной обязанности по предоставлению информации  Региональный оператор может добиться в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу, как правило,  складывается в пользу регионального оператора (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2024 N Ф08-13883/2023 по делу N А15-202/2023; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.08.2022 N Ф02-3534/2022 по делу N А19-22534/2021; Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2023 N Ф09-3451/23 по делу N А60-51853/2022).

Следует учесть что с региональным оператором может заключить не только собственник, но и арендатор нежилого помещения в МКД.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вопрос о необходимости заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО подробно рассмотрен в  «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 ( далее- Обзор ВС).

Согласно п.7 Обзора ВС, в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.

Суды отказали в иске о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО с собственника нежилого помещения, установив, что на основании заявки арендатора им был заключен самостоятельный договор с региональным оператором, являющийся действующим в спорный период (п.7.1 Обзора ВС).

Как указано в п.7.3 Обзора ВС, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО с арендатора нежилого здания, установив, что собственник недвижимости (арендодатель) своевременно в порядке пункта 8 (2) Правил N 1156 уведомил регионального оператора о передаче принадлежащего ему здания в аренду, региональный оператор обладал необходимой информацией, позволяющей идентифицировать как самого арендатора, так и вид осуществляемой им деятельности, а также не имеется сомнений в реальности арендных отношений, не нацеленных на недобросовестное уклонение от оплаты услуг по обращению с ТКО, и действительном осуществлении арендатором как самостоятельным субъектом экономического оборота хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Таким образом, при наличии обращения от арендатора нежилого помещения о необходимости заключения договора на вывоз ТКО, управляющая организация (ТСЖ) должна направить информацию о нежилом помещении, и необходимости заключить отдельный договор с арендатором в адрес регионального оператора по обращению с ТКО.