Найти тему

Анализ государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации. Дипломная работа.

Магистр 34.
Магистр 34.
Фрагмент дипломной работы по государственному регулированию экономики на тему "Государственное регулирование автомобильной отрасли" - предоставлен для ознакомления.

Введение

Глава 1. Государственное регулирование национальной экономики Российской Федерации

1.1 Цели и формы государственного регулирования хозяйственных (рыночных) процессов

1. 2 Место автомобильной отрасли в экономике Российской Федерации 18

Глава 2. Анализ государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

2.1 Анализ состояния и государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

2.2 Перспективы развития автомобильной отрасли в Российской Федерации

Глава 3. Проблемы и пути развития государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

3. 1 Проблемы государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

3. 2 Перспективы развития государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мировой автомобильный рынок - это динамично меняющаяся рыночная структура, чувствительная к изменениям внешней среды. За последнее десятилетие в мировой автомобильной отрасли произошли значительные изменения, связанные с интенсификацией процессов глобализации, транснационализацией автопроизводителей и эволюцией системы государственного регулирования отрасли. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. существенно повлиял на структуру автомобильного рынка, который столкнулся с рядом существенных негативных явлений, таких как мировое перепроизводство автомобилей, замедление темпов роста на развивающихся рынка, ростом цен на топливо, снижением покупательной способности из-за снижения доступности кредитных ресурсов. Многие мировые автоконцерны снижают объемы производства, обращаются за государственной поддержкой, сокращают персонал, продают неликвидные активы и реструктуризируют бизнес.

Все эти негативные процессы на национальном уровне являются объектом государственного регулирования отрасли. Правительство может играть важную роль не только в защите отрасли на мировом и внутреннем рынке, но и оказывать значительное содействие промышленному развитию путем разработки и реализации национальной промышленной политики и мер государственного регулирования – основных инструментов государственного влияния на эволюцию промышленности. Правительства в большинстве стран реализуют различные стратегии промышленной политики, принимают нормативные акты или законы для защиты отечественных рынков, поддержки национального производителя на национальном и глобальном уровне или поощрения промышленного развития и экономического роста.

Правительство России уделяет особое внимание автомобильной отрасли и заинтересовано в том, чтобы эта отрасль смогла стать одним из наиболее динамичных, ключевых секторов экономики. В настоящий момент в отрасли действует около 400 предприятий и организаций, вклад автомобильной промышленности совместно с торговлей и обслуживанием автомобилей в ВВП России составляет около 1,7%2, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях, которые производят автомобили, и около 1 млн. рабочих мест – в зависимых дилерских компаниях. Благодаря мультипликативному эффекту, автомобилестроение обеспечивает дополнительную занятость и в смежных областях: электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других, где занято около 4,5 млн. человек, при этом предприятия в большинстве своем являются градообразующими. Поэтому отрасль имеет и большую социальную значимость для страны.

Целью исследования является изучение государственной поддержки автомобильной отрасли.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

- изучить цели и формы государственного регулирования хозяйственных (рыночных) процессов;

- рассмотреть место автомобильной отрасли в экономике Российской Федерации;

- провести анализ состояния и государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации;

- изучить перспективы развития автомобильной отрасли в Российской Федерации;

- проанализировать проблемы государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации;

- рассмотреть перспективы развития государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации.

Актуальность обозначенных проблем, в совокупности с возрастающей необходимостью их решения определили выбор темы, объекта и предмета настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Внимание ученых к изучению развития автомобильной отрасли, в том числе - в период глобального экономического кризиса, а также ее роль для экономики стран в целом определили значение разрабатываемых проблем. В частности, многие известные экономисты, такие как Даниэле Дж., Ковригин А.C., Курилова А.А., Рубец А.Д., Стургеон Т.Дж., Хауг Д., Чатал O., Шляхтинский К.В. и др. исследовали указанные аспекты.

Проблемам современной мировой, а также российской экономики, в частности, деятельности высокотехнологичных отраслей – активных участников международных отношений, посвящены работы видных деятелей российской науки, таких как Абалкин Л.И., Богомолов О.Т., Глазьев С.Ю., Гусаков Н.П., Иноземцев В.Л., Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Портной М.А., Родионова И.А., Супян В.Б., Фаминский Н.П., Яковец Ю.В. и др.

Объект исследования – современные закономерности развития российской автомобильной отрасли.

Предмет исследования – государственное регулирование автомобильнойотрасли, оценка его влияния на развитие отрасли.

Исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности.

Методологическую основу составляют общие и частные научные методы: логический, структурный, системный и иные, применяемые в юридической науке.

Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная проблематика находится на стыке нескольких научных дисциплин.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Цели и формы государственного регулирования хозяйственных (рыночных) процессов

Национальная экономика - большая сложная экономическая система, включающая в себя комплекс объективных и субъективных компонентов. Субъективными компонентами выступают государство, юридические и физические лица. Объективными компонентами выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе субъектов национальной экономики.

Государственное регулирование экономики выступает в трех основных аспектах:

- как наука;

- как практическая управленческая деятельность;

- как учебная дисциплина.

Государственное регулирование экономики, как наука является синтезом знаний о сути, методологии и средствах воздействия государства на социально-экономические процессы, произошедшие в стране. Это наука об эффективном использовании разнообразных форм, методов и инструментов, которые есть в распоряжении государства для реализации социально-экономических целей устойчивого развития[1].

Государственное регулирование экономики, как практическая управленческая деятельность является комплексом мероприятий по управлению национальной экономикой. Управление экономикой следует понимать как сознательное воздействие государства на объекты, субъекты и процессы с целью придания им определенной направленности хозяйственной деятельности и достижения желаемых результатов.

Государственное регулирование экономики, как учебная дисциплина – это учебный курс, которой дает возможность приобрести знания о сущности, целях, формах и методах воздействия государства на социально-экономическое развитие, управление отдельных сфер и секторов экономики.

В течение многих периодов становления экономической мысли возникали различные теории воздействия государства на экономическое развитие. Рассмотрим основные этапы развития теории регулирования экономики.

Начало XIV века отмечен в экономической истории становлением товарно-денежных отношений, условием хозяйственной жизни стал товарный обмен. Это период становления капиталистических отношений. На основе обобщения указанных экономических процессов в странах Европы в начале XV века возникло экономическое учение меркантилизм.

Меркантилизм возник сначала, как протекционистская политика государства, и лишь со временем приобрел характер теоретических установок. Основными чертами такой политики являются:

- введение государственной регламентации внешней торговли: импорт дешевого сырья, установление высокого ввозного тарифа на промышленные товары, содействие экспорту готовой продукции

- государственное регулирование внутреннего производства и рынка: предоставление привилегий и монопольных прав в производственной и торговой деятельности, регламентация численности и квалификации рабочих, а также цен и условий производства;

- содействие численности населения с целью поддержания низкого уровня заработной платы;

- активная колониальная политика.

Помощь в написании дипломной работы по государственному регулированию экономики на заказ. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

1. 2 Место автомобильной отрасли в экономике Российской Федерации

Понятие «автомобильный рынок» напрямую связан с понятием «автомобильной отрасли».
Для того чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка выявить его субъекты и объекты. В экономической теории это понятие принято трактовать как:
«- способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов »;
- «совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг »;
- «совокупность конкретных условий, необходимых для налаживания контакта между покупатели и продавцами с целью покупки или продажи товара, предоставления или получения услуги ».
Любой рынок имеет два основных образующих его элемента: субъекты рынка и объект – товар (услуга) (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие автомобильного рынка
Рис. 1. Составляющие автомобильного рынка

Объектом на автомобильном рынке выступает готовый автомобиль, т.е. специфический высокотехнологичный товар, требующий участия специалистов при покупке, эксплуатации и обслуживании.

«В техническом смысле под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию. Автомобиль является товаром длительного пользования, это имеет свое подтверждение особенно в России, где автомобили не только используются на протяжении многих лет, но при этом могут быть многократно перепроданными[1]».

На данный момент существует большое количество марок производителей автомобилей, которые делятся на следующие типы: легковые; грузовые; автобусы всех типов; специализированные; специального назначения; гоночные; автомобили особо большой грузоподъемности; автобусы; троллейбусы; электомобили; гибридные автомобили.

«В России своей классификации нет, для налогообложения владельцев транспортных средств применяется система основанная на мощностных характеристиках автомобилей, чем мощнее двигатель у машины, тем выше налоговая ставка. В целях упорядочения автомобилей так сказать в быту, используется европейская классификация. Она и в России считается самой объективной и всеохватывающей, за исключением незначительных нюансов[2]».

Субъектами рынка в общепринятом смысле являются с одной стороны представители предложения – производители / продавцы, с другой стороны представители спроса – потребители / покупатели.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ состояния и государственного регулирования автомобильной отрасли в Российской Федерации

Российская Федерация является одной из 15 стран – крупнейших производителей автомобилей. Российская автомобильная промышленность состоит из шестнадцати крупнейших компаний, производящих транспортные средства отечественных и зарубежных марок. Лидером отечественной автомобильной промышленности является АвтоВАЗ. В российской автомобильной промышленности также имеется более 12 предприятий, производящих коммерческие транспортные средства различной грузоподъемности. Три компании производят около 80% всех грузовиков на внутреннем рынке – это ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ. Согласно данным, представленным на рисунке 2, автопроизводители продолжали увеличивать производство до 2016 года. В целом, с 2013 до 2016 года количество произведённых автомобилей возросло на 1,52 млн. и составило 2,25 млн.

Рис. 2. Автомобильное производство в Роcсии
Рис. 2. Автомобильное производство в Роcсии

Приволжский автомобильный кластер Самарской, Нижегородской области, Удмуртской Республики и Республики Татарстан является основным и самым крупным автомобильным кластером, доля которого в 2016 г. составила 41,9%, несмотря на сильное снижение этой доли с появлением новых кластеров. Он состоит из заводов ВАЗИнтерСервис, ГАЗ, Джи Эм-АВТОВАЗ, ИЖ-Авто, КАМАЗ, НЕФАЗ, СОЛЛЕРС, СОЛЛЕРС-ИСУЗУ, ТагАЗ, Ульяновского Автомобильного Завода и АвтоВАЗ.

Самым маленьким по объёмам производства (4,2%) и достаточно молодым является Дальневосточный автомобильный кластер Приморского края. Он представлен автомобильным заводом СОЛЛЕРС-Дальний Восток.

Можно ли написать курсовую работу с помощью нейросети? Как не получить предупреждение в системе Антиплагиат Вуз - ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ. Статья. Читать.

В соответствии со «Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» ежегодная производительность автомобильных кластеров РФ должна быть следующей, которая представлена в таблице 1.

Импорт автомобильной техники за 2010-2016 гг. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Импорт автомобильной техники за 2010-2016 гг.

-4

Из представленных данных таблицы 1 видно, что на период 2010-2011 гг. наблюдался рост ввоза импортных автомобилей, пик импорта пришелся на 2011 г. (в 2,143 млн. импортируемых автомобилей больше по сравнению с 2010 г.). С 2012 г. начался резкий спад импорта и на 2016 г. составил 0,262 млн. единиц, что является рекордным минимумом за рассматриваемый период.

Что касается экспорта, то поставляемая за границу техника в основном идёт для стран СНГ. Рассмотрим экспорт автомобильной техники производимой в России в таблице 2.

Таблица 2

Экспорт автомобильной техники за 2010-2016 гг.

-5

Второй вариант предусматривает развитие производства легковых автомобилей российских моделей за счет сохранения действующих мощностей и ввода новых (по выпуску семейства «Калина» на ВАЗе). Кроме того, до 485 тыс. должен увеличиться выпуск зарубежных моделей на территории России в результате реализации действующих проектов «GM-АвтоВАЗ», «Форд», «Автотор», ТагАЗ, «Автофрамос», «ИжАвто» и намечаемых к реализации проектов других иностранных фирм. Для этого необходимо:

- во-первых, стимулирование инвестиционных проектов, прежде всего по производству комплектующих изделий. Для чего нужен специальный закон о приоритетности развития автомобильной промышленности, предусматривающий снижение налоговой нагрузки на предприятия;

- во-вторых, рациональная таможенная политика, включающая введение до 2020 г. высоких (до 35%) пошлин на ввоз легковых автомобилей и снижение пошлин на ввоз комплектующих по отдельным позициям при сохранении существующих ставок по остальным;

- в-третьих, создание совместных предприятий по производству легковых автомобилей моделей зарубежных фирм и комплектующих изделий;

- в-четвертых, ограничения ввоза «иномарок» на территорию России;

- в-пятых, контроль обоснованности роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и смежных отраслей (в частности, в металлургии).

Таблица 3

Основные методы регулирования отечественной автомобильной отрасли

-6

Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Поможем написать курсовую, дипломную работу, диссертацию с высоким процентом оригинальности. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Главная страница Дзен - перейти

Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти

Блог - читать

Портфолио - смотреть

Видео о Нас - смотреть.

Магистр 34.
Магистр 34.