Найти в Дзене

Дипломная работа: "Основы функционирование органов местного самоуправления (на примере г. Котово)".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Органы местного самоуправления: понятие и особенности формирования

1.2 Система органов местного самоуправления по законодательству РФ

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. КОТОВО

2.1 Система органов местного самоуправления на примере г. Котово Волгоградской области

2.2 Перспективы развития органов местного самоуправления г. Котово Волгоградской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие административных реформ в Российской Федерации свидетельствует о том, что целевые установки, предполагающие создание эффективного, основанного на общепризнанных демократических принципах местного самоуправления на благо населения и в его интересах при отсутствии научно обоснованных программ преобразования, сталкиваются с необходимостью частых, противоречивых корректировок курса государственной политики развития местного самоуправления.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия между двумя формами публичной власти – государственной и муниципальной. Отсутствие преемственности, закрепление новых взглядов на задачи и организацию местного самоуправления ставят актуальной задачей правовой теории муниципального права необходимость переосмысления развития уточнения концепции, отказа от не оправдавших себя подходов и определения путей дальнейшего развития местного самоуправления. При этом особую актуальность приобретает оценка муниципального опыта России, выделение объединительных черт, традиционно свойственных для России, раскрытие механизма взаимодействия публично-властных и общественных институтов современной России.

В связи с этим целью дипломной работы является анализ существующей системы местного самоуправления на примере г. Котово Волгоградской области. Названная цель обусловила решение следующих задач:

- изучить понятие и особенности формирования органов местного самоуправления;

- проанализировать систему органов местного самоуправления по законодательству РФ;

- описать систему органов местного самоуправления на примере г. Котово Волгоградской области

- рассмотреть перспективы развития органов местного самоуправления г. Котово Волгоградской области.

Объект исследования - местное самоуправление на современном этапе развития российской государственности.

Предмет исследования - современное состояние и тенденции развития местного самоуправления.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач использованы общенаучные и специальные (конкретно - научные) методы. Методологическую основу исследования составили общенаучный метод научного познания, формально-логический, сравнительно - правовой, технико-юридический, исторический методы, а также методы моделирования, сравнения, анализа и синтеза. Использованные методы обеспечили всесторонность исследования и достоверность полученных результатов.

Информационную базу исследования составили действующие нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровня.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав основной части, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Органы местного самоуправления: понятие и особенности формирования

Для каждого современного демократического государства важной задачей является обеспечение надлежащего развития и функционирования в ней института местного самоуправления. Понятно, что Россия, которая идет по пути развития демократического, правового государства, в своей деятельности опирается на развитое гражданское общество, в этом не является исключением и вопрос гарантирования и обеспечения соответствующего функционирования местного самоуправления.

На страницах юридической и управленческой литературы высказывается много точек зрения относительно того, что представляет собой местное самоуправление и его органы. При этом значительное внимание исследователей уделяется связи, соотношению местного самоуправления, самоуправляющегося управления с государственным управлением. Так, скажем П. М. Рабинович, рассуждая о природе муниципальных органов, отмечает, что «последние, выполняя на локальном уровне с помощью юридических средств ряд властных функций, фактически рассматриваются в контексте деятельности государства и, соответственно, государственных органов, хотя формально они не считаются официальными представителями (органами) государства[1]».

В Юридической энциклопедии под редакцией А. Барихина местное самоуправление определено, как «политико-правовой институт народовластия, через который осуществляется управление местными делами в низовых административно - территориальных единицах, путем самоорганизации жителей определенной территории с согласия и при содействии государства[2]».

Кокотов А. Н. понимает органы местного самоуправления как отдельную форму реализации народом принадлежащей ему власти, при этом, не входящие в единый государственный механизм. «В то же время, подчеркивает исследователь, нельзя вести речь о полном обособления и противопоставлении государственной власти и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления равны перед законом и одинаково являются представителями народа в пределах предоставленных им полномочий[3]».

В. И. Борденюк пишет, «что в современных условиях в территориальной общине, как целостной социальной системе, осуществляется не сугубо самоуправление, а управление. Это управление является относительно автономной частью государственного управления, которое должно связываться с деятельностью не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления[4]».

В.И. Фадеев трактует местное самоуправление как «право граждан, местного сообщества (населения определенной территории) на самостоятельное решение местных дел[5]».

М.А. Краснов говорит о местном самоуправлении, как о совокупности людей, составляющих население самоуправляющихся единиц. Ю.А. Тихомиров употребляет термин «социальная общность», под которым он понимает население городов, сел и тому подобное. Отождествление территориального коллектива с населением соответствующей административно-территориальной единицы делает М.И. Корниенко, который определяет «такой коллектив, как первичный субъект местного самоуправления. По мнению В. М. Кампа, первоначальным субъектом местного самоуправления фактически становится территориальный коллектив в лице жителей села (сел, соответственно – сельсоветы), поселка или города[6]».

1.2 Система органов местного самоуправления по законодательству РФ

Согласно ст. 12 Конституции, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[1]».

Положение Конституции «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление позволяет констатировать его признание государством как субъектом российского конституционного права во взаимоотношениях с российским народом, который вправе осуществлять свою власть в том числе и через органы местного самоуправления (см. ст. 2); это внутреннее сущностное свойство демократического и правового государства. Местное самоуправление является правом местного сообщества. Граждане же имеют право на участие в местном самоуправлении. В том и другом случае - это не обязанность. Как всякое другое право, право организовать самоуправление и участвовать в нем, обеспечивается заинтересованностью и активностью самого народа[2]».

«В Конституции закреплены правовые, организационные, политические и экономические гарантии местного самоуправления (ст. 8, 9, 130 - 133). Государство связано данными нормами. Но государство непосредственно не создает материально-финансовые условия деятельности органов местного самоуправления. В этом отношении общий принцип взаимоотношений государства с органами местного самоуправления такой же, как и во взаимоотношениях с общественными и иными объединениями граждан[3]».

Государственные гарантии местного самоуправления состоят в охране его прав и законных интересов (включая судебную защиту), в компенсационных выплатах в случае определенного рода расходов, установлении правовых запретов на ограничение прав местного самоуправления. «Государство гарантирует местное самоуправление комплексом правовых актов, призванных обеспечить эффективное функционирование всей его системы[4]».

В России действуют Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[5]»; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[6]».

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. КОТОВО

2.1 Система органов местного самоуправления на примере г. Котово Волгоградской области

Как уже отмечалось выше, помимо положений Федерального закона № 131-ФЗ, особенности системы органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. В соответствии с этим правовые основы функционирования г. Котово Волгоградской области определяются Уставом г. Котово Волгоградской области (принят в новой ред. Постановлением Котовской районной Думы Волгоградской области от 7 июня 2005 г. № 33-РД)[1] (далее - Устав).

В соответствии со ст. 19 Устава структуру органов местного самоуправления г. Котово составляют:

- Котовская районная дума (представительный орган муниципального образования);

- глава г. Котово;

- администрация г. Котово (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Котовская районная Дума (далее – Котовская Дума) состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства с образованием одномандатных (многомандатных) избирательных округов сроком на 5 лет.

При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа г. Котово.

«Котовская Дума:

- принимает Устав муниципального образования, вносит в него дополнения и изменения;

- осуществляет право законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе;

- определяет порядок участия г. Котово в организациях межмуниципального сотрудничества;

- принимает предусмотренные законодательством решения, связанные с изменением границ г. Котово, а также с преобразованием района;

- принимает решения о проведении местного референдума;

- назначает публичные слушания и опросы граждан, а также определяет порядка их проведения;

- назначает и определяет порядок проведения конференций граждан;

- утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

- устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы;

- принимает планы и программы развития муниципального образования и утверждает отчеты об их исполнении;

- определяет порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- утверждает структуру администрации г. Котово по представлению главы администрации г. Котово;

- контролирует исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

- принимает решения об удалении главы муниципального района в отставку;

- осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению Совета законодательством[2]».

По вопросам своей деятельности Котовская Дума принимает правовые акты в форме решений. Решения Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются главой района.

-2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

4. Постановление Правительства РФ от 06.03.1996 № 266 (ред. от 29.10.1997) «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

6. Закон Волгоградской области от 21.11.2008 № 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» (принят Волгоградской областной Думой 30.10.2008) из информационного банка «Волгоградская область» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

7. Закон Волгоградской области от 06.12.2006 № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 16.11.2006) из информационного банка «Волгоградская область» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

8. Устав г. Котово Волгоградской области (принят в новой ред. Постановлением Котовской районной Думы Волгоградской области от 7 июня 2005 г. № 33-РД) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

9. «Бабошин О.А. Организационные основы местного самоуправления (системно-структурный подход) // Вестник Уставного суда Свердловской области. - 2023. - № 1 (11). - С. 99.

10. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2019. – 548 с.

11. Аккуратов И. Местное самоуправление и право муниципальной собственности // Закон и право. - 2022. - № 9. - С. 39-40.

12. Алексеев И.А., Адамоков Б.Б., Белявский Д.С., Трофимов М.С., Бабаян Р.А., Маршенкулова Б.А., Доева М.Р. Муниципальное управление и местное самоуправление /Учебник. – М., 2023. – 458 с.

13. Аникина М.В. Муниципальная собственность и ее роль в местном самоуправлении // Право и политика. - 2020. - № 9. - С. 1844-1848.

14. Аствацатурова М.А., Горовых И.А. Местное самоуправление в оптимизации общественно-политических отношений в полиэтничном муниципальном образовании // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2017. - № 1. - С. 319-322.

15. Бабун Р.В. Местное самоуправление и муниципальное управление современные проблемы / Р. В. Бабун. - Обнинск, 2020. – 458 с.

16. Барихин А. Большая юридическая энциклопедия. – М.: Книжный мир, 2010. – 960 с.

17. Безвиконная Е.В. Муниципальная власть как актор социального взаимодействия с территориальным общественным самоуправлением: сравнительный анализ практик сибирского федерального округа // В книге: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления Hamburg, - 2018. - С. 109-129.

18. Безвиконная Е.В. Муниципальная власть как актор социально-политического взаимодействия с территориальным общественным самоуправлением (на материалах практик городских округов) // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2017. - № 3. - С. 435-444.

19. Берг О. В. Система «сдержек и противовесов» в местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. - 2001. - № 1. - С. 18.

20. Бондаренко И.Е. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2017. - № 3. С. 31-49.

21. Борденюк В. И. Местное самоуправление и государственное управление: конституционно-правовые основы соотношения и взаимодействия : монография / В. И. Борденюк. – К. : Парламент. изд-во, 2007. – 576 с.

22. Ванеев О.Н. Муниципальная демократия: к вопросу об участии граждан в местном (городском) самоуправлении // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 212-216.

23. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. - М., 2015. -458 с.

24. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. - 2 изд., перераб. и доп. — М: Юстицинформ, 2022. - 658 с.

Вестник Саратовской государственной академии права. - 2017. - № 5 (81). - С. 119-121.

25. Воробьев А.Н. Реформа местного самоуправления: проблемы и перспективы оценки деятельности органов местного самоуправления // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2017. - № 8. - С. 94.

26. Гильфанова И.А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление (на материале Уральского региона) / Уральский государственный технический университет, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Институт образовательных информационных технологий. Екатеринбург, 2016. – 245 с.

27. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп). – 245 с.

28. Горяйнова Н.М. Местное самоуправление и муниципальный уровень реализации социальной политики в РФ // Управление в современных системах. - 2017. - № 3 (14). - С. 14-18.

29. Гусева М.А. Муниципальное самоуправление в средневековом церковном городе рединг // Известия высших учебных заведений. - Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 3. - № 3. - С. 205-208.

30. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия муниципальной власти и населения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2017. - Т. 42. № 24 (273). - С. 36-46.