Найти тему

Вспоминаем поезд Елец - Москва (и другие из Ельца)

Всем здравствуйте! Оставим уже Екатеринбург позади. И перейдем к следующему городу на букву "Е". А им оказывается Елец. Липецкая область. очень милый город на берегу реки Сосна (иногда ее называют Быстрая Сосна). Причем в нее впадает река Ельчик (в самом центре города к северу от вокзала).

Елец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Елец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Историки до сих пор спорят, когда был основан этот город. Вроде бы есть отдельные косвенные доказательства того, что он был уже в ХI веке. Однако первое письменное упоминание относят к 1146 году, то есть на год раньше Москвы. Конечно, вряд ли именно это обстоятельство повлияло на то, что поезда из Ельца ходили лишь в Москву одно время. Но горожане очень гордятся тем, что их город официально старше столицы. Кстати, а только ли в Москву? Наверняка были еще какие-нибудь 600-е куда-нибудь. Ну куда?! Ну, например, в Валуйки. Теоретически можно, конечно, и в Липецк, но там уж совсем рядом.

Елец, изначально задуманный как крепость, много раз вставал на пути захватчиков. В основном ему доставалось от татар и других гостей с юга. А в годы Великой Отечественной войны именно бои за Елец стали своего рода переломом в наступлении немцев на Москву. Два дня бои шли прямо на улицах города. Немцы его всё-таки смогут занять, но уже через неделю он будет освобожден.

Ну а в мирное время Елец был знаменит хлебом и кружевами. Считается, что именно здесь появился первый в стране элеватор. И до сих пор в городе есть музей кружева.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Железная дорога же сюда пришла еще в 1868 году. Но это первая линия. А позднее Елец превратится в мощный железнодорожный узел. Вот и давайте проследим маршрут движения поездов из этого города в направлении Москвы в разные годы.

В 1969 году поездов на Москву было аж два (правда, один сезонный). Стандартный, так сказать - № 206, отправлялся днём - в 14:42, а сезонный - № 216 - утром - в 07:50.

Вокзал в Ельце. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Ельце. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Первый участок, который я предлагаю отслеживать - Елец - Лев Толстой. 112 км.

  • № 206 - прибытие в 18:13, время в пути 3:31, средняя скорость 31,8 км/ч
  • № 216 - 10:59; 3:09; 35,6 км/ч.

Отчасти такой невысокий показатель средней скорости объясняется большим обилием промежуточных остановок. Лев Толстой был 8-9 станцией на 112-ти км пути.

Станция Лев Толстой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Лев Толстой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Далее следует 30-километровый отрезок до Троекурово, а затем еще 54 км до станции Павелец, где поезда оказывались:

  • № 206 - 21:18; общее время в пути 6:36; а вот средняя скорость становится еще ниже - 29,8 км/ч;
  • № 216 - 14:02; 6:12; 31,6 км/ч.
Павелец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Павелец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и затем последние 257 км до Москвы через Каширу. На Павелецком вокзале поезда оказывались:

  • № 206 - 05:00; 14:18; средняя скорость на всем протяжении 31,6 км/ч;
  • № 216 - 19:40; 11:50; 38,2 км/ч.

К 1987 году удалось значительно сократить количество остановок на участке Елец-Лев Толстой. Теперь Лев Толстой - это четвертая остановка, а не восьмая / девятая. Правда, поезда остался лишь один - № 606. Уходил он из Ельца в ночь в 21:30. 112 км до станции Лев Толстой (01:00) поезд преодолевал за 3 часа 30 минут. То есть, несмотря на существенное сокращение количества остановок, время в пути было тем же самым.

В 03:32 на следующий день поезд оказывался на станции Павелец (время в пути 06:02. Это чуть-чуть быстрее, чем самый быстрый из 1969 года -№ 216. Средняя скорость 32,5 км/ч.

Троекурово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Троекурово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и, наконец, прибытие на Павелецкий вокзал Москвы по расписанию происходило в 10:32. Общее время в пути 13 часов 02 минуты. То есть это между №206 и № 216 за 18 лет до этого. Средняя скорость на всей протяженности маршрута 34,8 км/ч. Причем, там не сказать, чтобы были такие уж длинные остановки. Тот же Павелец 8 минут, Михайлов - 7, Кашира - 8.

К 1995 году время в пути становится уже ну вовсе неприличным. При отправлении из Ельца в 20:20 прибытие в Москву в 10:55. Время в пути 14 часов 35 минут. Средняя скорость 31,1 км/ч. Это даже медленнее, чем у № 206 в 1969 году.

А вот 2004 год интересный. Примечателен он тем, что кроме уже привычного нам № 606 Елец - Москва (время в пути 12:45, что тоже далеко не рекорд), был еще поезд № 630 сообщением Елец-Лев Толстой. Причем 112 км он преодолевал за 2 часа 27 минут со средней скоростью аж 45,8 км/ч. Для этого направления это прямо приличный показатель!

Уж если я проверил 2004 год, то почему бы не посмотреть и более ранние периоды. Например, 1961 год. Там на Москву опять-таки уходило два поезда № 54 и № 66. Время в пути было почти одинаковым (14:47 и 14:43).

А вот теперь 1936 год! Поезд № 42 выходил из Ельца в 16:00, а прибывал в Москву в 6:33. Время в пути 14 часов 33 минуты. Да тут не то что за 35 лет ничего не поменялось, тут за 70(!) лет ничего не поменялось! 14 часов 33 минуты! Это быстрее, чем в 2004 году!

Еще интереснее 2009 год. Елец-Москва в расписании вообще отсутствует, а вот Елец-Валуйки № 683 и Елец-Лев Толстой № 690 там находятся. Тоже не быстрые, конечно, но поезда были.

А вот в 2024 году их не стало. Ни 200-х, ни 600-х. Да, есть проходящие, но своих нет. Оптимизировали. Кстати, самый быстрый в 2024 году преодолевает расстояние между городами Москва и Елец за 6 часов 54 минуты. Самый долгий (мы его уже вспоминали - Москва-Анапа № 567 - за 13 часов 30 минут).

Спасибо, что следите за каналом. До встречи.