Всем здравствуйте! Оставим уже Екатеринбург позади. И перейдем к следующему городу на букву "Е". А им оказывается Елец. Липецкая область. очень милый город на берегу реки Сосна (иногда ее называют Быстрая Сосна). Причем в нее впадает река Ельчик (в самом центре города к северу от вокзала).
Историки до сих пор спорят, когда был основан этот город. Вроде бы есть отдельные косвенные доказательства того, что он был уже в ХI веке. Однако первое письменное упоминание относят к 1146 году, то есть на год раньше Москвы. Конечно, вряд ли именно это обстоятельство повлияло на то, что поезда из Ельца ходили лишь в Москву одно время. Но горожане очень гордятся тем, что их город официально старше столицы. Кстати, а только ли в Москву? Наверняка были еще какие-нибудь 600-е куда-нибудь. Ну куда?! Ну, например, в Валуйки. Теоретически можно, конечно, и в Липецк, но там уж совсем рядом.
Елец, изначально задуманный как крепость, много раз вставал на пути захватчиков. В основном ему доставалось от татар и других гостей с юга. А в годы Великой Отечественной войны именно бои за Елец стали своего рода переломом в наступлении немцев на Москву. Два дня бои шли прямо на улицах города. Немцы его всё-таки смогут занять, но уже через неделю он будет освобожден.
Ну а в мирное время Елец был знаменит хлебом и кружевами. Считается, что именно здесь появился первый в стране элеватор. И до сих пор в городе есть музей кружева.
Железная дорога же сюда пришла еще в 1868 году. Но это первая линия. А позднее Елец превратится в мощный железнодорожный узел. Вот и давайте проследим маршрут движения поездов из этого города в направлении Москвы в разные годы.
В 1969 году поездов на Москву было аж два (правда, один сезонный). Стандартный, так сказать - № 206, отправлялся днём - в 14:42, а сезонный - № 216 - утром - в 07:50.
Первый участок, который я предлагаю отслеживать - Елец - Лев Толстой. 112 км.
- № 206 - прибытие в 18:13, время в пути 3:31, средняя скорость 31,8 км/ч
- № 216 - 10:59; 3:09; 35,6 км/ч.
Отчасти такой невысокий показатель средней скорости объясняется большим обилием промежуточных остановок. Лев Толстой был 8-9 станцией на 112-ти км пути.
Далее следует 30-километровый отрезок до Троекурово, а затем еще 54 км до станции Павелец, где поезда оказывались:
- № 206 - 21:18; общее время в пути 6:36; а вот средняя скорость становится еще ниже - 29,8 км/ч;
- № 216 - 14:02; 6:12; 31,6 км/ч.
Ну и затем последние 257 км до Москвы через Каширу. На Павелецком вокзале поезда оказывались:
- № 206 - 05:00; 14:18; средняя скорость на всем протяжении 31,6 км/ч;
- № 216 - 19:40; 11:50; 38,2 км/ч.
К 1987 году удалось значительно сократить количество остановок на участке Елец-Лев Толстой. Теперь Лев Толстой - это четвертая остановка, а не восьмая / девятая. Правда, поезда остался лишь один - № 606. Уходил он из Ельца в ночь в 21:30. 112 км до станции Лев Толстой (01:00) поезд преодолевал за 3 часа 30 минут. То есть, несмотря на существенное сокращение количества остановок, время в пути было тем же самым.
В 03:32 на следующий день поезд оказывался на станции Павелец (время в пути 06:02. Это чуть-чуть быстрее, чем самый быстрый из 1969 года -№ 216. Средняя скорость 32,5 км/ч.
Ну и, наконец, прибытие на Павелецкий вокзал Москвы по расписанию происходило в 10:32. Общее время в пути 13 часов 02 минуты. То есть это между №206 и № 216 за 18 лет до этого. Средняя скорость на всей протяженности маршрута 34,8 км/ч. Причем, там не сказать, чтобы были такие уж длинные остановки. Тот же Павелец 8 минут, Михайлов - 7, Кашира - 8.
К 1995 году время в пути становится уже ну вовсе неприличным. При отправлении из Ельца в 20:20 прибытие в Москву в 10:55. Время в пути 14 часов 35 минут. Средняя скорость 31,1 км/ч. Это даже медленнее, чем у № 206 в 1969 году.
А вот 2004 год интересный. Примечателен он тем, что кроме уже привычного нам № 606 Елец - Москва (время в пути 12:45, что тоже далеко не рекорд), был еще поезд № 630 сообщением Елец-Лев Толстой. Причем 112 км он преодолевал за 2 часа 27 минут со средней скоростью аж 45,8 км/ч. Для этого направления это прямо приличный показатель!
Уж если я проверил 2004 год, то почему бы не посмотреть и более ранние периоды. Например, 1961 год. Там на Москву опять-таки уходило два поезда № 54 и № 66. Время в пути было почти одинаковым (14:47 и 14:43).
А вот теперь 1936 год! Поезд № 42 выходил из Ельца в 16:00, а прибывал в Москву в 6:33. Время в пути 14 часов 33 минуты. Да тут не то что за 35 лет ничего не поменялось, тут за 70(!) лет ничего не поменялось! 14 часов 33 минуты! Это быстрее, чем в 2004 году!
Еще интереснее 2009 год. Елец-Москва в расписании вообще отсутствует, а вот Елец-Валуйки № 683 и Елец-Лев Толстой № 690 там находятся. Тоже не быстрые, конечно, но поезда были.
А вот в 2024 году их не стало. Ни 200-х, ни 600-х. Да, есть проходящие, но своих нет. Оптимизировали. Кстати, самый быстрый в 2024 году преодолевает расстояние между городами Москва и Елец за 6 часов 54 минуты. Самый долгий (мы его уже вспоминали - Москва-Анапа № 567 - за 13 часов 30 минут).
Спасибо, что следите за каналом. До встречи.