Найти тему
Цитадель адеквата

«Гиена Европы»: Можно ли осудить Польшу за «Тешинский демарш»

Есть мнение, что Польша несёт часть ответственности за развязывание Второй Мировой войны, как страна принявшая участие в разделе Чехословакии. Присоединившись к «Мюнхенскому сговору», поляки потребовали передачи им Тешинской области, – части чешской Силезии. Чем – тогда, сразу, – вызвали крайнее раздражение Лондона (реплика про «жадную гиену Европы» приписывается Черчиллю). Позже же, «Тешинский демарш» стал предметом сурового осуждения сначала в советской, а затем и в российской историографии.

-2

Проблема в том, что такое отношение к действиям Польши свидетельствует о двойном стандарте. Что в 1938 году поляки сделали такого, чего бы в 1939 году не сделал СССР, заключив пакт Молотова-Рибентропа?.. Такого, чего потом Советский Союз не стыдился, – и делал совершенно правильно. Ничего дурного в пакте усмотреть нельзя.

В октябре 1939 года СССР не находился в союзе с фашисткой Германией и на Польшу не нападал… Хотя… Если б напал, – Польша нам в друзья не набивалось... Но не напал, тем не менее. Если что, это мнение самих поляков, Советскому Союзу войны не объявивших, – хотя, терять-то им было тогда абсолютно нечего.

Также, очевидным и бесспорным фактом можно считать то, что СССР в 1939 году не захватил ни пяди польской земли. Очевидным этот факт становится при постановке мысленного эксперимента. Что если б советские войска не вошли в Львов и Брест? Чьи бы это тогда были города? Разве польские? Нет. Немецкие.

СССР не захватывал ни пяди польской земли, потому что это уже была земля не польская. Известная как «Восточные Кресы» территория была отнята Советским Союзом у Германии… А почему бы и нет? Разве Гитлер такой уж большой друг советской власти, чтобы половину Польши ему просто так взять и подарить? Вроде, Гитлер и не говорил, что – друг.

…Но то же самое, теми же словами можно сказать и о Польше. Тешин она забрала у немцев, а не у чехов… И вот, момент истины: не у англичан забрала. Причиной гнева Лондона стало то, что Тешин Британия (в составе Судетской области) отдавала Германии. Следовательно, считала эту территорию своей. Не могли же англичане отдать что-то им не принадлежащее?

Поляки вели переговоры с Германией напрямую, поставив Лондон перед фактом. Факт же заключался в том, что Судеты оказались немецкой территорией, которой, соответственно, имела право распоряжаться на своё усмотрение Германия.

Если бы Поляки спросили разрешения забрать Тешин у Англии, никакой «гиены» в истории XX века не появилось бы. Защита живущих в Тешине соотечественников получила бы полное моральное одобрение.