Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Навыки коммуникации. Как просить, чтобы вам хотели помочь

"Привет! Я тут статью написала. Почитаешь? Скажи, что не так, чем дополнить, может, вообще ерунда полная?"

Вроде бы нормальная просьба от условного пользователя сайта b17 по отношению к приятелю или коллеге. Даже, можно сказать, комплимент. Ведь в этом сообщении заложено доверие и ценность мнения другого человека. Да и просьба довольно безобидная - не пианино на девятый этаж затащить. Но!

Вообще-то на чтение статьи надо потратить время. То есть, отложить другие дела, вникнуть (а статья не факт, что интересная), обработать информацию, сформулировать отклик. Причем, желательно не обидеть художника, как говорится. А это все между прочим энергозатратно. И приятель/коллега вполне возможно не планировал на эту тему напрягаться.

В этом случае человеку трудно ответить: «Нет» И с большой вероятностью он будет юлить, сливаться, переносить сроки или сделает на «отстань». И отношения между вами могут стать несколько напряженными. Ну потому что вы реально человека напрягли. А он не нашел в себе силы и смелость отказать прямо.

В чем ошибка? Это называется «Просьба без выбора». Она с виду вежливая, но на самом деле довольно навязчивая. Потому что и выполнение просьбы и прямой отказ жрут ресурс. Вот человек и пытается найти что-то между.

Есть ли другой вариант? Есть. Сформулировать просьбу так, чтобы в ней была заложена возможность отказа.

"Привет! Я тут статью написала. Получится посмотреть до завтрашнего утра? Или сегодня вообще без вариантов?"

Это называется принцип «Да» или «Нет».

В этом случае отказать оппоненту будет проще. Но такой посыл снижает напряжение. Если человеку не интересно, некогда или не хочется, он и так ничего делать не будет. А если 50/50, то вероятность, что он согласится, повышается. Во-первых, он видит, что его интересы учтены. Во-вторых, нет напряжения - ресурс сохранен - можно и отвлечься на статью.

Это не универсальный метод, в каждом конкретном случае нужно подбирать тот, который будет самым эффективным. Понять, почему ваши просьбы не работают и как их переформулировать в рабочие можно во время консультации.

-2

Если было интересно или полезно, мне будет ценно ваше спасибо по кнопке 👍

Автор: Ольга Сельницкая
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru