Найти тему
IPLogos

"Красный Октябрь" Отстоял Товарный Знак "КОРОВКА" в Споре о Признании Его Недействительным в Европейском Союзе

В Европейском Союзе в спорах о признании недействительным товарного знака на основании сходства с более ранним товарным знаком наличие более раннего товарного знака не гарантирует признание недействительным спорного знака. Не только правообладателю спорного знака, но и подателю заявления надо быть готовыми доказать использование своих знаков. И если податель заявления не докажет использование, заявление останется без удовлетворения.

Правообладатель товарного знака "КОРОВКА" из Германии (далее - Заявитель) пытался аннулировать комбинированный товарный знак "КОРОВКА", зарегистрированный в ЕС на имя российской кондитерской фабрики Красный Октябрь.

Комбинированный товарный знак ""КОРОВКА" № 11780021 был зарегистрирован в ЕС в октябре 2013 года в отношении широкого перечня товаров 30 класса, в том числе для различных видов кондитерских изделий, конфет, щербета, батончиков, вафель.

Товарный знак ЕС
Товарный знак ЕС

В ноябре 2018 года в Отдел Возражений EUIPO (Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС) было подано заявление о признании недействительным вышеуказанного товарного знака со ссылкой на статью 8(1)(a) и (b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/100 (отказ в регистрации заявленного обозначения на основе сходства с более ранним знаком).

Заявитель указал, что товарный знак ЕС "КОРОВКА" сходен до степени смешения с его более ранними словесным товарным знаком "КОРОВКА", который был зарегистрирован в Германии в 2004 году в отношении товара 30 класса "конфеты".

30 марта 2020 года Отдел возражений EUIPO оставил заявление без удовлетворения. Заявитель подал апелляцию, и Апелляционный Совет EUIPO отменил решение Отдела возражений EUIPO, определив, что главный вопрос, который должен был рассмотреть Отдел возражений EUIPO, - относились ли доказательства об использовании товарного знака, предоставленные заявителем, к использованию более раннего товарного знака Германии или к использованию спорного товарного знака ЕС ?. Дело в том, что Заявитель являлся дистрибьютором товаров Красного Октября в Германии, и как заявила фабрика, Заявитель предоставил доказательства использования товарного знака ЕС, а не собственного товарного знака Германии.

Аргументы Сторон

Фабрика Красный Октябрь входит в холдинг Объединенные Кондитеры, который является крупнейшим производителем кондитерских изделий в Восточной Европе. Под спорным товарным знаком Красный Октябрь и его лицензиаты производят конфеты, вафли печенье. Товары, маркированные товарным знаком "КОРОВКА", продаются в Германии с 2009 года через дистрибьюторов.

По утверждению Красного Октября, Заявитель является акционером и генеральным директором компании Monolith Mitte GmbH, одного из дистрибьюторов кондитерских изделий Красного Октября в Германии.

Красный Октябрь использует спорный товарный знак "КОРОВКА" с 1948 года, то есть гораздо раньше даты регистрации товарного знака Заявителя в 2004 году. В 2009 году товарный знак был обновлен и получил тот вид, который используется сегодня. Этикетка "КОРОВКА" получила охрану международного товарного знака 13 декабря 2010 года, также зарегистрирована латинская версия спорного товарного знака в качестве товарного знака ЕС 18 мая 2012 года. По заявлению Красного Октября, спорный товарный знак и его латинская версия фонетически и семантически являются идентичными, визуально отличаются только двумя буквами. Красный Октябрь использует оба товарных знака.

В течение многих лет Красный Октябрь продает свои кондитерские изделия заявителю через холдинг Объединенные Кондитеры, соответственно, Заявитель прекрасно знал о существовании спорного товарного знака "КОРОВКА" и его регистрации в ЕС. Товары со спорным товарным знаком распространяют в Германии и другие дистрибьюторы, изделия продаются во всех известных сетевых немецких магазинах, также товары, маркированные товарным знаком "КОРОВКА", постоянно появляются на главных выставках Германии.

Товарный знак ЕС (латинская версия)
Товарный знак ЕС (латинская версия)

Красный Октябрь утверждал, что Заявитель мог давно прекратить использование спорного товарного знака "КОРОВКА", в том числе остановить продажу товаров, маркированных данным знаком, другими дистрибьюторами в Германии, но он этого не сделал, и с его молчаливого согласия знак использовался в Германии в течение многих лет, в том числе в течение последних пяти лет.

Заявитель настаивал на том, что знаки являются сходными до степени смешения, если не идентичными, соответственно, спорный товарный знак ЕС должен быть признан недействительным. Красный Октябрь потребовал от Заявителя предоставить доказательства использования товарного знака Германии (закон это разрешает сделать).

В ответ Заявитель предоставил доказательства об использовании словесного товарного знака "КОРОВКА" в Германии, среди которы были аффидевит от имени Заявителя (поскольку он является генеральным директором), информацию об объемах продаж товаров под товарным знаком "КОРОВКА" Заявителем и его лицензиатами в Германии с 2013 по 2018 годы, 40 рекламных листовок на немецком языке с изображением конфет "КОРОВКА" c проставленной вручную датой, этикетку для вафель "КОРОВКА".

Также Заявитель указал, что товары с товарным знаком "КОРОВКА" производятся для Monolith Mitte в России, в том числе фабрикой Красный Октябрь. Товары маркируются именно словесным товарным знаком Заявителя. Соотвественно, спорный товарный знак "КОРОВКА" был заявлен в ЕС недобросовестно, поскольку Красный Октябрь точно знал о том, что Заявитель является правообладетелем товарного знака "КОРОВКА" в Германии. По мнению Заявителя, товарные знаки являются сходными до степени смешения, частично зарегистрированы для одинаковых товаров, а значит более поздний товарный знак ЕС может вводить потребителей в заблуждение.

В ответ Красный Октябрь заявил, что Заявитель не доказал использование своего товарного знака в Германии. Представленные доказательства свидетельствуют об использовании товарного знака Красного Октября, а не более раннего словесного товарного знака "КОРОВКА". Все товары на материалах Заявителя произведены Красным Октябрем или с его разрешения, а затем проданы Monolith Group по договору купли-продажи, как и другим дистрибьюторам в Германии. По утверждению Красного Октября, Monolith Group и Заявитель не имеют никакого отношения к производству данных товаров, что доказывает, что отношения между Красным Октябрем и Заявителем не являются отношениями лицензиара и лицензиата. Красный Октябрь производит товары, маркированные товарным знаком "КОРОВКА", и продает их, в том числе в Германии, независимо от воли или разрешения Заявителя. Термин "manufactured for " (англ.яз. - произведено для) на этикетках товаров указывает лишь на то, что товар произведен для продажи компанией Monolith Group, и это не означает, что товары производятся по лицензионному договору. Товарный знак Германии зарегистрирован только для товара "конфеты", а товар, который распространяет Monolith Group под брендом "КОРОВКА", относится и к печенью вафлям, тортам, пряникам и др. Также информация об объемах продаж, представленная Заявителем, не подкреплена финансовыми документами. Красны Октябрь утверждал, что в его действиях в отношении регистрации товарного знака "КОРОВКА" в ЕС не было недобросовестности, поскольку данный товарный знак используется фабрикой и его предшественниками более 50 лет.

Более того, Красный Октябрь предоставил доказательства того, что все дистрибьюторы получают одинаковый товар в одинаковой упаковке с одинаковой стандартной маркировкой. Товар маркирован одинаковыми кодами. Иными словами, Красный Октябрь и другие фабрики холдинга Объединенный Кондитеры никогда не производили товары под брендом "КОРОВКА" специально для или под контролем Monolith Group. По заказу Monolith Group производились товары, но под другими брендами.

Заявитель отметил, что он не является дистрибьютором товаров Красного Октября и что между сторонами спора не существует никаких письменных договоров, согласно которым у Заявителя есть обязательства перед Красным Октябрем. Заявитель просто приобретает товары у Красного Октября, а затем продает эти товары в Германии под собственным товарным знаком без какого-либо контроля со стороны Красного Октября. Заявитель предоставил доказательства использования товарного знака "КОРОВКА" на этикетках конфет в разные годы.

Использование товарного знака Заявителем
Использование товарного знака Заявителем

В ответ Красный Октябрь заявил, что предоставленная информация Заявителем относится к товару, который производится фабрикой Рот Фронт, входящей в холдинг Объединенные Кондитеры. Маркированы данные конфеты товарными знаками, которые принадлежат компаниям холдинга.

В итог спор свелся к следующему - каким товарным знаком маркируются товары, которые производил Красный Октябрь и продавала в Германии Monolith Mitte, - спорным товарным знаком ЕС или более ранним товарным знаком Германии? Также Заявитель настаивал, что отношения между сторонами основаны на договоре купли-продажи, Красный Октябрь утверждал, что Заявитель являлся дистрибьютором товаров Красного Октября в Германии.

Решение Отдела Возражений EUIPO

3 мая 2024 года Отдел Возражений EUIPO снова вернулся к рассмотрению спора между сторонами.

Что касается использования спорного товарного знака ЕС, доказательства об использовании, представленные Красным Октябрем, были приняты. Среди них счета на имя различных дистрибьюторов для товаров под брендом "КОРОВКА" в странах ЕС, в том числе в Германии, рекламные каталоги, распечатки с сайтов дистрибьюторов, которые предлагают для продажи товары под брендом "КОРОВКА" в ЕС, информация о товаре "КОРОВКА" c выставок в Германии, доказательства продажи товаров "КОРОВКА" в основных магазинах Германии. Доказательства убедили Отдел Возражений EUIPO, что Красный Октябрь производит товар под брендом "КОРОВКА" в России, а затем несколько импортеров из Германии получают для распространения одинаковый товар в одинаковой упаковке с одинаковой маркировкой.

Стороны не предоставили соглашение, на котором строились их отношения. В деле отсутствуют доказательства, что Заявитель заказывал у Красного Октября товар, маркированный более ранним товарным знаком Германии. Также отсутствуют доказательства, что Заявитель самостоятельно наносил товарный знак на товар, произведенный Красным Октябрем. Предоставленные доказательства свидетельствуют о том, что Красный Октябрь производит линейку кондитерских изделий под брендом "КОРОВКА", маркирует их спорным товарным знаком и продает Заявителю и другим дистрибьюторам в Германии, а они, в свою очередь, просто перепродают этот товар потребителям.

Согласно законодательству и сложившейся практике, если товар производится правообладателем товарного знака (или с его согласия), но реализуется дистрибьюторами, это будет считаться использованием товарного знака правообладателем.

Далее Отдел Возражений EUIPO перешел к анализу использования словесного товарного знака Германии.

Доказательства об Использовании Более Раннего Товарного Знака "КОРОВКА"

Согласно законодательству ЕС, по требованию правообладателя товарного знака ЕС Заявитель должен предоставить доказательства использования своего товарного знака в течение пяти лет до даты подачи заявления о признании недействительным товарного знака ЕС на территории того государства, где он зарегистрирован, и в отношении тех товаров или услуг, на которые распространяется его правовая охрана. Также если на момент публикации спорного товарного знака более ранний товарный знак был зарегистрирован не менее пяти лет, заявитель дополнительно должен предоставить доказательства использования своего знака в течение пятилетнего периода до даты публикации спорного знака.

Красный Октябрь потребовал от Заявителя предоставить доказательства использования товарного знака "КОРОВКА".

Заявление о признании недействительным товарного знака ЕС было подано 30 ноября 2018 года. Соответственно, Заявитель должен доказать использование словесного товарного знака "КОРОВКА" в Германии для конфет в период с 30 ноября 2013 года по 29 ноября 2018 года.

Спорный товарный знак Красного Октября был опубликован 10 июля 2013 года. Более ранний товарный знак зарегистрирован 30 апреля 2004 года, то есть более чем пять лет до публикации спорного знака. А значит, должны быть также предоставлены доказательства использования более раннего товарного знака в период с 10 июля 2008 года по 9 июля 2013 года.

Доказательства об использовании более раннего товарного знака должны содержать информацию о месте, времени, объемах и видах его использования.

В данном деле доказательства об использовании должны относится к товару 30 класса "конфеты".

Согласно сложившейся практике, в делах, по которым предоставляются доказательства об использовании товарного знака, особое значение имеет информация об объемах использования, продолжительности использования и как часто используется товарный знак. Эти факторы оцениваются в совокупности. Например, если объем использования товарного знака был не высокий, учитывается тот факт, что знак использовался часто и интенсивно. Чем меньше объем использования товарного знака, тем больше необходимо предоставить дополнительных доказательств об использовании, чтобы устранить все сомнения о реальном использовании товарного знака.

Часть доказательств, которые предоставил Заявитель, относятся не к конфетам, а к печенью и вафлям, то есть к товарам, на которые не распространяется правовая охрана товарного знака "КОРОВКА" Германии. Еще часть доказательств относится к совершенно другому товарному знаку - KÄLBCHEN (нем.яз. - телята).

-5

Представленные счета относятся к товару под брендом "КОРОВКА", но их объем продаж очень маленький - менее, чем на 1300 евро за период с июля 2008 года по ноябрь 2018 года. Информация в этих счетах не соответствует информации в аффидевите. Низкий объем продаж товаров под брендом "КОРОВКА" не доказывает использование товарного знака "КОРОВКА".

Заявитель также предоставил рекламные буклеты за 2013, 2016, 2017, 2018 и 2019 годы от компании Mix Markt, на которых присутствуют изображения различных видов конфет КОРОВКА, а также рекламные буклеты, на которых дата проставлена вручную. Часть буклетов относилась к печенью и вафлям. Из буклетов неясно, каким образом они распространялись, также отсутствует информация о количестве магазинов Mix Markt в Германии. Заявитель предоставил информацию с сайта Mix Markt, согласно которой журнал Mix Markt выпускается еженедельно с июня 2008 года тиражом 60000 копий. Но нет никаких доказательств, что реклама конфет "КОРОВКА" выходила в данном журнале. На рекламных буклетах отсутствуют ссылки на журнал.

Таким образом, Отдел возражений EUIPO пришел к выводу, что предоставленные доказательства не доказывают использование товарного знака "КОРОВКА" в отношении товара "конфеты" на территории Германии Заявителем. В удовлетворении заявления о признании недействительным спорного товарного знака ЕС "КОРОВКА", зарегистрированного на имя фабрики Красный Октябрь, было отказано.

У Заявителя есть право подать апелляцию на данное решение в течение 2-х месяцев со дня вынесения решения, то есть до 3 июля 2024 года.

________________________________________________________________________________________

Если вам необходима консультация по товарным знакам или авторскому праву, помощь в регистрации права на товарный знак, помощь в защите нарушенных прав на товарные знаки и авторские права, пишите на почту info@iplogos.ru .

Если понравилась публикация - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Публикации обновляются ежедневно. У меня для вас много интересного и полезного.