Одно из моих любимых «этикетных» предостережений - не стоит целый мир измерять своим опытом.
Не стоит прошлое оценивать глядя в него из настоящего и пытаясь оставаться человеком XXI века.
У каждого времени и его жителей может быть свое, и часто разное, отношение к одним и тем же вещам.
Сегодняшнее мое философствование связано с явно возросшей популярностью и ролью креманок/ шампанок/ купов/ блюдец в современном хозяйстве, простите, в сервировке и сет дизайне.
Такое широкое использование мне, например, очень нравится и я с удовольствием отмечаю хорошие идеи.
А они тем прекраснее, что по прямому назначению использовать эти дивной красоты предметы … уже почти странно.
Появление бокалов формы, которая получила название «coupe» часто связывают с грудью, чаще других грудей вспоминают грудь французской королевы Марии Антуанетты. Но бывают и других знаменитых француженок и не только упоминают - от Клеопатры и до королевских фавориток.
Но! Все же Мария Антуанетта уже давно возглавляет этот хит парад.
Легенда красивая, мне нравится во всем и всегда искать, а случалось и находить, отпечатки женских … частей тела, но … в данном случае едва ли это правда.
По тому как, по другой более реалистичной версии, бокалы относительно схожей формы появились в Англии и лет так на сто раньше, в 1660-х.
Собственно, по сути, все бокалы произошли от кубков (coupe), а если посмотреть на картину де Труа «Обед с устрицами», которая считается чуть ли не первым изображением шампанского и его потребления в истории, то там бокалы есть.
И они, ожидаемо, в виде кубков в той или иной степени.
Но я напомню, история о том, что каждому напитку положен собственный бокал - она не столь уж древняя, до этого не сразу додумались и маркетинговые перспективы не сразу открылись умным людям.
Русские названия - креманка или шампанка и эта деталь отсылает нас все же к Франции.
Креман, французское же игристое, но не шампанское, так как то - исключительно из Шампани.
«Не стоит пить игристое из креманок, пузырьки, которые элегантные люди называют перляж, выдыхаются прямо таки мгновенно» - читаю я интернет. Да, быстрее, согласна.
Критично это, конечно, если только весь вечер стоять с одним бокалом и пить что то совсем подозрительное. Но сегодня я не про это.
В целом, с точки зрения науки даже мне очевидно, что из широких креманок пузырьки уходят быстрее. Но если посмотреть на картины/ кадры прошлого, это именно та форма, которую можно узреть чаще всего.
Они все сплошь невоспитанные да?
Про это точно не знаю, но суть в том, что вот этим пузырькам никто значения не придавал достаточно долго и перляж никого не волновал.
Считалось хорошим тоном шампанское перелить в графин. Существовал очаровательный прибор, который очень любила мятежная маркиза Казати - чтоб и пузырики вышли и запрещенное вещество больше веселило.
Про этот венчик для шампанского несколько лет назад на 748 был большой пост. Может быть, помните ? А кстати, есть кто нибудь, кто читает нас почти 10 лет ?
Игристое пили вовсе не как сейчас, а залпом и ничего, это и было элегантным и высокоранговым)).
Потрясшие меня вещи вычитала я одгажды во вновь прибывшей тогда ко мне иностранной книге на тему истории этикета.
В наши дни в общих чертах примерно 50 грамм сахара на литр - это сладкое шампанское, а менее 15 - брют. Причём, в целом опять же в мире, брюта пьют гораздо больше. Сейчас, но не стоит забывать, что так было не всегда.
В начале XIX века французы пили шампанское, где сахар составлял в среднем 165 грамм. Американцы -110-165. В Англии предпочитали 22-66 грамм.
Но для России делали совершенно специальное, я , конечно , знала, что сладкое, но даже в самом удивительном сне не представляла , насколько : 250-330 грамм!!!!
И его очень любили.
И вот считается, что уж если и использовать креманки по первому назначению, то только если не самый брютский брют туда наливать.
У неправильных ныне креманок есть еще два известных применения. Именно эти бокалы используются и в целом идеально подходят для шампанских каскадов или горок, часто встречающихся в кино или по большим праздникам. Смысл ясно не в том, чтобы налить туда что-то коллекционное, то что требует вдумчивого наслаждения.
В таких бокалах соответствующего размера исполняются развлекательные номера, можно сказать, танцы, в частности, этим знаменита королева бурлеска Дита фон Тиз.
Справедливости ради надо отметить, что номер существовал и до нее еще в 50 -к годы прошлого столетия, но точно найти его истоки или информацию о первой танцовщице в огромном бокале мне не удалось. Возможно, это, как многое интересное в культуре коктейлей появилось, во времена американского сухого закона, когда под запретом были не только питейные заведения, но и полуобнаженные девушки.
А вот про это я буду очень стараться рассказать уже в это воскресенье. Мы с Машей Минковой намерены обсуждать и стилизовать интересные форматы - аперо, коктейль, фуршет и еще кое - что очень приятное русской моей душе.
Ксения Маркова специально для Etiquette748