Найти тему
Из тени в свет

Шипящие звуки. Как увидеть разницу. Речевые проблемы.

Изучали правило по русскому языку

ЖИ-ШИ пиши через И.

Как изучали? – Слова писали.

Жираф, ужин, уши, мыши и т.д

Ничего, так. Получается.

На следующий день, писали слова, изучая правило

ЧА –ЩА пиши через А.

Вот тут, нарисовалась проблема.

Букву, то А она пишет.

А проблема в том, что стала путать и не понимает на слух, где писать Ч, где Щ.

Мало того, к моему изумлению, она сюда ещё и букву Ш пыталась впутать.

Вот они, речевые проблемы, во всей красе.

Полная путаница с этими шипящими.

Что делать?

Как помочь ребёнку услышать разницу?

Я то, ведь слышу. Никогда бы не подумала, что эти звуки можно спутать. Они абсолютно разные.

В общем, стала шипеть на разные лады, пытаясь понять нюансы произношения.

Они настолько тонкие. Эти нюансы.

Буквально на миллиметр, что-то там во рту меняется, и звук другой.

В общем, шипела я, шипела, и так и эдак.

И наконец, смогла увидеть разницу и объяснить доступно это моему ребёнку.

Звук Ч произносит добрая змея. Вот такая.

Она коротко произносит звук Ч.

А если Щ. То змея становится злой, буквально ощеривается. Ощеривается, злобно открывая свою пасть.

Вот как эта.

-2

И нам надо изобразить эту злобную змею.

Тогда получится звук Щ-Щ-Щ.

***

А Ш, то змея успокоилась, и просто шипит.

- Ш-Ш-Ш.

Она любит тиШИну, тиШЬ. Вот такая змея.

-3

И нам надо так же тихонько протянуть эту Ш-Ш-Ш.

***

А ещё, я решила не запутывать ребёнка, а каждый день подбирать для диктанта слова с одним каким-то звуком.

Например, Ч.

Завтра Щ,

Послезавтра Ш.

Ну, а с Ж. Там всё понятно.

Жука надо найти, который жужжит.

Нашла.

-4

В общем, тренируемся.