Сегодня уже редко кто пытается найти в морфологии современного английского глагола остатки той строгой системы, которая была присуща древнегерманскому глаголу. Современная морфологическая классификация английского глагола предельно упрощена: есть глаголы правильные, и есть неправильные. Упрощение оправдано методически. Сегодня легче запомнить каждый неправильный глагол во всех его формах, чем разобраться в системе. Между тем древние тексты позволяют судить о необычайной стройности в системной организации общегерманского глагола. Обо всем в короткой статье, конечно, не рассказать. Поэтому остановлюсь на узком вопросе. Попробую описать очень интересную группу, которую называют претерито-презентными глаголами. Но сначало все же приведу (опуская детали) морфологическое деление древнего английского глагола.
Итак, в древнем английском глаголе явно выделяются четыре группы.
1. Слабые глаголы - это глаголы, которые образуют главные формы при помощи суффиксов -d и -t. Эти глаголы делились на три класса, которые определялись звуковым окружением суффикса прошедшего времени.
2. Сильные глаголы или глаголы, образующие свои формы путем чередования гласного в корне. В зависимости от ряда чередования они делились на семь классов.
3. Претерито-презентные глаголы - о них напишу отдельно.
4. Супплетивные глаголы, т.е. глаголы, образующие свои формы от разных корней. Их, как и в современном языке, было всего два: beon (быть) и gan (идти).
Ну а теперь о претерито-презентных глаголах. Их главная особенность отражена в названии. Латинские корни соотносят эти глаголы одновременно и с прошедшим и с настоящим временем. Они получили свое наименование, поскольку форму настоящего времени эти глаголы образуют по аналогии с прошедшим сильных глаголов, а форму прошедшего - по аналогии с прошедшим слабых глаголов, т.е. при помощи суффиксов -d или -t. Как это получилось? - Сначала все эти глаголы, вероятно, обозначали действие, результат которого оставался в настоящем в виде какого-то состояния говорящего.
Я узнал = я знаю;
Я научился = я умею;
Я приобрел = у меня есть и т.д.
Возьмём к примеру глагол witan, который первоначально имел значение "узнавать". Как и все глаголы этой группы, ранее он вероятно, принадлежал к сильным глаголам и строил прошедшую форму путем смены гласного [i] инфинитива на долгий [а:].
Инф. witan - узнавать
Прош. вр. wat - (я) узнал
Но если я что-то узнал, значит я это знаю, а "знаю" - это уже настоящее время. Таким образом, прошедшая форма глагола witan переосмысливается в настоящую с некоторой модификацией значения (узнал > знаю), а, поскольку прошедшее стало настоящим, глагол witan остаётся без прошедшей формы. Где ее взять? - А под рукой есть слабые глаголы. По их модели (т.е. с помощью суффикса -t) строится новая форма прошедшего времени: wiste.
Таким образом главные формы глагола witan (теперь уже "знать" имеют следующий вид.
witan (инф.) - знать
wat (н.вр.) - знаю
wiste (пр.вр.) - знал
Глагол witan к сегодняшнему дню ушел из употребления, оставшись лишь в ряде архаичных фраз, например, God wot - бог ведает.
Ещё более интересным оказалось развитие глагола agan. Сегодня это и own, и owe, и ought. В отличие от глагола witan его формы переосмысливаются дважды.
В более давние времена agan, вероятно имел значение "приобретать", а, если я что-то приобрёл, значит я это имею. Таким образом прошедшая форма ag стала подниматься как "я имею" . Но на этом дело не остановилось. Новая прошедшая форма, построенная по образцу слабых глаголов (ahte) отошла от других форм и была также переосмыслена. Она стала пониматься как "имею обязательства заплатить". Сначала она обозначала денежно-имущественное обязательство, а позже и моральное. Разумеется, вместе со значениями эволюционировали также и звукографические формы глагола agan. В итоге инфинитив agan преобразовался в own, форма ag развивалась в глагол owe, а ahte преобразовалась в глагол ought.
В древнеанглийском языке всего насчитывалось двенадцать претерито-презентных глаголов. До сегодняшнего состояния языка дошли не все. Почти все они (за исключением owe и own) модальные: can, shall, should, may, must, dare, ought.