Понятное дело, что Сейшелы – дорогой курорт, и мы были готовы к тому, что цены здесь будут ого-го. Но не очень было понятно, насколько конкретно уровень цен здесь выше. Ну так вот: если сравнивать средние цены на Сейшелах с нашими ценами в России, то там примерно дороже все в 3 раза. Это я про обычные продукты в магазине, такие с которыми можно сравнить цены у нас. Например, бутылка местного пива стоит 50 рупий, баночка кока-колы – 20 рупий. При том, что ассортимент в магазинах, конечно, очень скудный. Крупных торговых сетей нет, все магазины – в формате «мини».
Местные рупии имели на январь 2024 года курс 1 доллар = 13 рупий, соответственно, 1 рупия = 7 рублей. Все расчеты в магазинах происходят только в рупиях, так что деньги надо сразу менять, мы поменяли в аэропорте, как только прилетели. Курс в обменниках там нормальный был, вилка между покупкой и продажей не очень большая. Остатки рупий обменяли потом обратно на доллары там же, в аэропорте, когда улетали.
Единственные покупки, за которые расчет был в долларах – это аренда машина и экскурсии. Кстати, аренда машины не так уж дорога по сравнению с другими странами. Теоретически, стартовая цена начинается от 40 долларов за сутки, это будет какой-нибудь Hyundai i10 на ручке, да еще и не найдешь его. Мы брали Suzuki Swift на автомате, и стоил он 65 долларов за сутки, снимали через нашего турагента, если бы напрямую брали, то цена 60 долларов была бы. В эту цену входит страховка с франшизой в 1000 долларов – то есть если повреждаешь машину, то оплачиваешь повреждения, но не более 1000 долларов. Например, если разбил совсем – платишь 1000 долларов и все, остальные убытки за счет страховой.
Мы так попали там на бабки – первый раз за все время аренды машин за границей. Пробил колесо – попал в яму на дороге. В результате покрышка в лоскуты и диск замялся. Арендодатель выставил счет в 2790 рупий за покрышку и диск (примерно 20 тыс.р.) – пришлось заплатить.
Дороги там, конечно, еще те – очень узкие, в некоторых местах, особенно на поворотах, машины с трудом разъезжаются. Кроме того, там почти везде вместо обочины – наоборот ров для стока воды, видимо это сделано, чтобы дорогу не заливало во время ливней. Так вот если в этот ров колесом попадешь, то все – колесо провалится, и машина сядет на брюхо. Поэтому все едут ближе к середине, разметку не соблюдают. К тому же движение левостороннее (с правым рулем), так что водить сложно. Плюс – на дорогах машин мало, и люди не выходят на проезжую часть (как, например, на Маврикии или в Танзании).
Вообще, народ там очень хорошо живет, за неделю мы ни разу не видели ни попрошаек, ни нищих. Все где-то работают – утром на работу идут, вечером – с работы. Дети – в школу или детский сад. Когда рабочий день заканчивается, на дорогах даже пробки в районе Виктории (столица). Сейшелы – пожалуй единственная страна, где я не видел откровенной нищеты – все прилично одеты, и даже со вкусом, я бы сказал. Везде чисто, никаких стихийных свалок, никаких попрошаек, никакой крепоты. В этом плане, конечно, нам там очень понравилось.
Но там очень сильно чувствуется «эффект острова» - замкнутость, остров маленький. Мы за три дня на машине везде побывали на Маэ. Ассортимент в магазинах очень скудный, везде одно и то же. Местных товаров почти нет, сами ничего не производят, все привозное. Даже фруктов там нет нормальных – ходили специально на рынок, и там тоже ничего толком не купили. Бананы невкусные, манго тоже невкусные. Первый раз попробовали т.н. золотое яблоко – ерунда полная. Из того, что понравилось – это саусеп, или сметанное яблоко – единственный вкусный фрукт.
Вот ссылки на другие части рассказа о нашем путешествии:
Сейшелы 2024. Часть 1. Выбор отеля
Сейшелы 2024. Часть 2. Еда и рестораны
Сейшелы 2024. Часть 3. Цены