Найти тему
Bible vs human wisdom

Библия и феминизм (Часть 1)

(Первая часть довольно весомого отрывка из ненапечатанной книги "Третий Адам". Три Семёна в книге - три альтер эго автора. Если тема интересна, запаситесь терпением и дочитайте до конца. Если неинтересна - тоже дочитайте))

Руфь и Боаз
Руфь и Боаз

Руфь 3:16-17: «Когда Руфь пришла к своей свекрови, Ноеминь спросила:

— Ну как, моя дочь?

И она рассказала ей обо всем, что сделал для неё Боаз, и прибавила:

— Он дал мне эти шесть мер ячменя, сказав: «Не возвращайся к своей свекрови с пустыми руками»».

Всё-таки странно, что Агата Михайловна [женщина, которой я советовал читать Библию] взбрыкнула на книгу Руфь [часть Библии]. Ну полежала Руфь ночку в ногах у Вооза (Боаза), отчего же сразу феминистку-то включать? Несчастные женщины, придавленные чугунной плитой Ветхого завета. И как это муж может быть в семье главой? Совет-да-любовекратия — вот залог счастия семейного, да, Семён Петрович?

«Отчего бы и нет?» — сказал спокойно Семён Петрович. — «Любовь — штука хорошая, совет — тоже неплохая; лишь бы в откровенный матриархат всё не перетекало».

Да, с уравновешенностью у нас всегда не очень просто.

А так, да, говорит Агата Михайловна, Руфь — молодец; добрая, сострадательная, трудолюбивая и послушная девушка; свекровь свою несчастную любит, всякой похвалы достойна; тем более, — нечего всяким там Боазам её себе в ноги укладывать.

О-х-х. Вздохнёшь от этой Агаты Михайловны, — и не легче. Боаз ведь тоже молодец. Приголубил сироту. От потенциальных обидчиков защитил, от нищеты спас, похвалил, успокоил, поддержал, похлопотал.

Впрочем, Агата Михайловна не на Боаза наезжает, а на систему патриархальную; а заодно — на Бога, раз он систему эту попустил и как будто даже одобрил.

Вообще, это не только Агата Михайловна, а это, сдаётся мне, даже модное поветрие некоторое: модно нынче обвинять Библию в пещерности по признаку нетерпимости к женщинам как «право имеющим». Вспоминается переписка моя с некоей Фионой.

Вот, три вырванных из контекста отрывочка:

«В общем, соответствует моему нынешнему, «взрослому», представлению о любом монотеистическом религиозном тексте, будь то Библия, Коран или Тора: это свод правил, написанных властьимущими стариками с целью сдержать древнее общество в рамках родо-племенного строя и вообще — в подчинении. Мужчина там — раб, женщина — домашняя скотина и «сосуд» для продолжения рода. В те времена это действительно было необходимо — удерживало от падения в анархию, междоусобные конфликты и т.п. Современному обществу и человеку требуется немного больше свободы мысли... доверия со стороны Религиозных деятелей, если хотите)».

«Моделируем ситуацию: сидит, значит, в келье ранее-христианский последователь-летописец, и надо ему описать историю взаимоотношений Христа с женщинами (может, по многим конспирологическим теориям, это была приближенная помощница, может, успешные ученицы). А летописцу прям претит! Он этих баб в глаза не видел после мамкиной груди. За всю жизнь с этими странными никчемными созданиями и словом не обмолвился. И ему очевидно, что не выйдет в этом эпичном повествовании из женщины влиятельного персонажа — посмеются все и отвернутся от святой Книги. Вот и выкидывает кого-то, о ком-то умалчивает, меняя повествование во имя благой, по его мнению, цели, но осознавая, что потом целые народы будут заблуждаться».

«Про женскую логику: а мне не верится, что мужчины до конца могут понять христианство) ведь смирение, покорность и милосердие — его столпы — противоестественны вашей тестостероновой природе».

Ох, уж эта моя тестостероновая природа, ведь сколько бед-то от неё!

Впрочем, не до шуток. Каково, Симеон?.. И ведь эта-самая Фиона собирается своих маленьких детишек по достижении ими некоего моралеусвояемого возраста к некоему же персонализированному христианству по «Библии для детей» приобщать. Я вообще замечаю из опыта общения на духовные темы, что эта так называемая «детская Библия» находится с больши́м отрывом на вершине рейтинга духовной литературы в современной России, особенно в среде молоденьких миловидных мамочек.

Кроме того, Фиона ведь не может не осознавать, что даже в современных реалиях трудно себе представить этакую абстрактную уравниловку в ролях мужчин и женщин. Хочешь-не хочешь, а рожать будет женщина, кормить грудью будет женщина, носить преимущественно длинные волосы, красить ресницы и таки хранить пресловутый домашний очаг тоже будет женщина, как бы она там ни впрыгивала в большую модную лакированную машину и ни усердствовала, работая медпредставителем французской фармкомпании. А мужчина будет ишачить каким-нибудь там хирургом в трёх местах с ночными дежурствами, чтобы решить в конце концов вопрос с кредитами и ипотекой, общаясь с детьми гораздо меньше, чем жена. Он будет предпочитать водку вину, футбол фигурному катанию и боевики мыльным операм. Всё это Фиона понимает и живёт с этим и в этом. Но она же сидит в интернете, а там феминистки, периодически напевая агилеровскую «Fighter», бесконечно учат её «свободолюбию». Вот она и пыжится.

«Ишь, разошёлся», — хмыкнул Симеон, — «глупенкая, умненькая маленькая Фионочка ему слегка взбрыкнула на его христианские излияния, и как будто не просто за живое зацепила, а прямо зубами ядовитыми в сердце впилась, в левый желудочек».

А ты, чем ехидничать, лучше подскажи, что конкретно этим псевдофеминисткам противопоставить, когда они, читая книгу Руфь, как они говорят, «тригерятся» от Боазовых ног? Какие доводы?

Ладно, погнали... [10 пунктов-возражений]

1) Принцип главенства. Есть ли в нём что-то унизительное для женщины? 1 Коринфянам 11:3: «Я хочу, чтобы вы знали, что глава каждого мужчины — Христос, глава женщины — её муж, а глава Христа — Бог». Итак, Христос подотчётен небесному Отцу, мужчина подотчётен Христу, женщина подотчётна мужчине, дети подотчётны родителям. Это просто организационный принцип, несущий всем благо. Главный врач — заместитель главного врача по поликлинической работе — заведующий поликлиникой — заведующий терапевтического отделения поликлиники — ну и, наконец, Семён Петрович, простой, всеми почитаемый и уважаемый участковый терапевт. Плохо Семёну Петровичу, унижен Семён Петрович, а?

«Да нет, в целом», — отвечает Семён Петрович. — «Розгами, как в 19-м веке, вроде, не секут, из зарплаты, коли во всём исправен, не вычитают. Похвальной грамотой, которая, если что, в суде пригодится, раз в три года жалуют. Да и вообще, что мне на жребий жаловаться? — сам на всё это в своё время подписался».

«Во-во», — подхватывает Сенечка, — «а Агата Михайловна скажет, что Руфь не подписывалась быть женщиной, чтобы быть обязанной в ногах Боаза валяться. Так уж её родили».

«Так и я, пожалуй, не по своей же воле подписался. Так уж жизнь завернула. Работка, конечно, не самая лёгкая. Но ведь для писательской карьеры слабоват оказался, дворником быть — брезглив, да и здоровья мало; а врачебствовать и с бумажками бесконечными бюрократить — как раз только то, что умею, да и по душе, в общем-то, мне. Ибо... Симеон, как там в Экклезиасте?.. про радость труда...».

«И увидел я, что нет ничего лучше для человека, чем наслаждаться своим трудом, потому что такова его доля (Екклесиаст 3:22)».

Хорошо. А скажи-ка лучше, Семён Петрович, доволен ли ты начальством? Часто ли «ку» с приседанием говорить приходится? И глубоко ли приседаешь?

«Как сказать?.. По разному. На последнем месте работы за 15 лет у меня три начальницы сменилось. Первая была душевная, совет могла добрый дать и нас, работяг, от посягательств свыше, как могла защищала. Вторая сама была из наших, из терапевтов участковых, поэтому нас понимала и много не требовала, сама же была нервная и неблагодушная. Нынешняя — строга и требовательна, зато самоотверженно за нас бюрократические тылы подчищает и бдит. Насчёт же приседаний... Умеренно. Оно не сильно и требуется».

А теперь главное. Оправдана ли, по твоему, вся эта иерархия?

«Ну а как без неё? Если каждый на своём месте дело своё делает с отдачей и умом, общее дело пойдёт, конечно».

Вот и выходит аналогия. Каково оно, это «общее дело» организации, в которой Семён Петрович небольшим винтиком за небольшую же зарплатку исправно служить старается? Применительно к терапевтическому участку Семёна Петровича: улучшить здоровье населяющих его граждан (вылечить больных, предупредить здоровых, уловить страшные болезни в ранних стадиях, уменьшить страдания безнадёжных, вспомочь инвалидам и т.д.). Каково, по замыслу Бога, «общее дело» организации, представленной в 1 Коринфянам 11:3? Прославить Всевышнего, исполняя и утверждая его волю на земле (во благо всего человечества), применительно к семье хотя бы. Женщина в этой организации — тоже винтик, как и Семён Петрович в своей поликлинике, и у неё — свои заботы, обязанности и радости от труда исполненного. И «ку» мужу говорить тоже надо, но так, «без фанатизма». Разве плохо?

Организация это хорошо
Организация это хорошо

2) Воля Бога. И в чём же она, эта воля-то Всевышнего? А вот, рай по всей земле. Адаму с Евой надо было «плодиться-размножаться, наполнять землю», ухаживать за садом Эдем, а значит, — со всеми своими потомками распространять этот сад по всей круглоте планеты. Плохо? Хорошо. Женщина была создана из плоти мужчины, и сказано: он «прилепится» к ней. Это как? Будет её унижать, подвергать насилию и мучить рабским трудом до изнеможения? Непохоже. Вряд ли перечисленное совместимо с концепцией «прилепиться». Скорее, это о любовной привязанности до уровня преданности. Это плохо? Нет.

А сейчас какова воля? Все рванули на огород? Нет. На текущий момент это — благовестие Христово, закладка основания общества будущего рая, где первоначальная воля Бога в полной мере будет исполняться. При этом принцип главенства никуда не девается: муж, скажем, — благовестит усердно, жена — его помощница. Бог создал женщину не как рабыню для мужчины, а как «помощницу и дополнение». Здесь интересно то, что преобладающие психолого-физиологические особенности (различия) полов служат гармонии. К примеру, взгляд мужчины целеустремлён, взгляд женщины рассеян, — она подмечает мелкие детали, а потому способна предостеречь, дать совет, углубить понимание, помочь увидеть полноту картины, уравновесить. Тандем. Это плохо? Нет.

О недовольстве. Пример с птицами (люблю птиц, люблю и примеры с птицами): «Людей, жалующихся на устройство Бога, можно сравнить с соловьем, который, вместо того чтобы полететь на высокую ветку и из благодарности за полученные от Бога уникальные дары запеть, сердится в своем гнезде, потому что не был создан таким сильным, как чайка».

Соловей гениальный певец. Зачем ему стремиться быть чайкой?
Соловей гениальный певец. Зачем ему стремиться быть чайкой?

3) Бесправие женщин — следствие греха. Слова Бога, сказанные Еве после согрешения, «[муж] будет властвовать над тобой» — суть предвидение Богом последствий греховного состояния и несовершенства, которые были унаследованы мятежниками. Так и вышло. Не Создатель, а лишённые его руководства общества несовершенных людей были виновны в формировании тенденций, ведущих к женскому бесправию. Какие-то из этих тенденций, возможно, повлияли и на израильский народ времён Моисея. И Моисеев закон не был призван радикально устранить все нестыковки общественного устройства Израиля со взглядом Бога. Это видно на примере диалога Иисуса с фарисеями: «Они сказали Ему:

— Почему же тогда Моисей велел давать жене разводное письмо и отпускать её? — Моисей разрешил вам разводиться с женами из-за жестокости ваших сердец, — ответил им Иисус. — Но вначале так не было» (Матфея 19:7,8). Итак, в определённой степени на некоторые нюансы Моисеева закона не следует смотреть как на окончательные истины. Давая этот закон, Бог учитывал загрубевшие деформации в обычаях и сознании израильтян и расставлял приоритеты, делая максимальные акценты на искоренении идолопоклонства и утверждении чистоты в поклонении Богу, а это не в полной мере касалось всех деталей общественного уклада израильтян. Что-то было до времени допущено, как возможное.

Иисус отвечает фарисеям
Иисус отвечает фарисеям

4) Взгляд Бога в свете некоторых библейских цитат.

«Он больше не смотрит на ваши дары и не принимает их из ваших рук с благосклонностью. Вы спрашиваете: «Почему?» Потому что Господь свидетель между тобой и твоей женой, на которой ты женился ещё в юности. Ты был ей неверен, хотя она твоя супруга, жена по брачному завету [...] Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене, на которой женился в юности» (Малахия 2:13-15). Это слова последнего пророка Ветхого завета.

Во Второзаконии 13:6 в некоторых переводах Моисей упоминает, что жена «среднестатистического» израильтянина должна быть «нежно любимой».

«Почитай своего отца и мать» (Исход 20:12). Пятая заповедь из десяти. Отца и мать следует уважать в одинаковой степени.

Мужчины и женщины перед Законом были равны, если оказывались виновными в супружеской измене, кровосмешении или содомии (Левит 18:6, 23; 20:10-12). К примеру, 20:10: «Если мужчина нарушит супружескую верность с женой другого, то и изменника, и изменницу нужно предать смерти».

«Он читал его вслух с рассвета до полудня на площади, что перед Водными воротами, перед мужчинами, женщинами и прочими, кто мог понимать. И весь народ внимательно слушал книгу Закона» (Неемия 8:3). «Не было ни одного слова, которое Иисус не прочитал бы всему собранию Израиля, включая женщин, детей и чужеземцев, которые жили среди них» (Иисус Навин 8:35). Женщины наравне с мужчинами побуждались духовно образовываться.

«Веселись на празднике — ты, твои сыновья и дочери, слуги и служанки, левиты, чужеземцы, сироты и вдовы, которые живут в твоих городах» (Второзаконие 16:14). И на праздник всей семьёй!

«Если мужчина или женщина даст особый обет, обет назорейства, чтобы посвятить себя Господу...» (Числа 6:2). «Скорбя душой, Анна горько плакала и молилась Господу» (1 Царств 1:10). Женщины, а только мужчины, могли давать Богу особый обет, приближаться и самостоятельно молиться ему.

«Всем сердцем верит ей муж, с ней он не будет в убытке... Одевается силою и достоинством и весело смотрит она в завтрашний день... Её дети встают и благословенной её зовут, также муж — и хвалит её: «Много есть хороших жен, но ты превзошла их всех»» (Притчи 31:11, 25, 28, 29). Здесь видно пренебрежение со стороны мужчины? Стенание женщины о своей несчастной доле?.. А что можно сказать о добрых интонациях Элканы, когда он говорит со своей женой? — «Элкана говорил ей:

— Анна, почему ты плачешь? Почему не ешь? Почему скорбит твое сердце? Разве я не значу для тебя больше, чем десять сыновей?» (1 Царств 1:8). И дальше, чуть ниже, 22-й и 23-й стихи: «Анна не пошла. Она сказала мужу:

— После того как ребенок будет отнят от груди, я отведу его в Шило, чтобы он предстал перед Господом. Он останется там жить навсегда.

— Поступай, как тебе угодно, — сказал ей муж. — Оставайся здесь, пока не отнимешь его от груди. И пусть Господь утвердит Свое слово». Тоже что-то крайне далёкое от деспотизма и домашнего рабовладения.

Анна и Элкана
Анна и Элкана

Ладно. Перерыв.

(Намерен вторую часть этих размышлений опубликовать в ближайшее время)

Дружеский канал:

Естественный разум | Дзен