Найти тему

НАСТАВЛЕНИЯ ВИДУРЫ — часть 8-я

Тот не друг, чьего гнева боятся или кому служить приходится с опаской. Но тот, к кому можно питать доверие, словно к родному отцу, тот подлинный друг.

Если кто-либо ведёт себя как друг, хотя и не связан узами родства, тот подлинный друг, он — прибежище и опора. Человеку с непостоянным сердцем, или не прислуживающему старцам, или с беспокойным характером всегда будет затруднительно заключать дружбу.

Успехи в делах минуют человека с непостоянным сердцем и того, кто не обуздывает себя или кто оказался во власти своих чувств, подобно тому как лебеди оставляют высохшее озеро.

Характер людей безнравственных подобен переменчивому облаку: они безо всякой причины гневаются и безо всяких оснований блаженствуют.

Даже хищные птицы не прикасаются к трупам тех, кто, воспользовавшись гостеприимством друзей и получив от них выгоду, остается неблагодарным к ним.

Всякий, есть ли у него богатство или нет, должен непременно стремиться к приобретению друзей. Нестремящийся к этому не может знать о достоинствах и никчемности.

От печали гибнет красота, от печали гибнет сила, от печали слабеет понимание, печаль приводит к болезни. От печали томится тело, если желания недостижимы, и от этого недруги радуются.

Поэтому не поддавайся печали! Человек умирает и рождается снова, снова увядает человек и возрастает вновь, вновь просит человек и его просят также, снова печалится человек и о нём печалятся вновь.

Счастье и несчастье, изобилие и нужда, прибыль и потеря, жизнь и смерть присущи всем в должной последовательности.

Поэтому тот, кто твёрд, не должен ни радоваться, ни печалиться. Шесть чувств (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, ум) у человека беспокойные.

В соответствии с тем, где каждое из них находится, оттуда и утекает разум его, подобно тому как постепенно вытекает вода из сосуда через его отверстия.

Благополучие не в чем ином, кроме знания и подвижничества, не в чем ином, кроме обуздания чувств, не в чем ином, как полное отречение от стяжательства.

Самопознанием рассеивается страх, подвижничеством достигается то, что представляется великим и важным (хорошие учителя, овладение шастрами и т.п.)

Служением старшим достигается правильный смысл знаний, раздачей подаяния приобретается спокойствие.

Помышляющие достичь спасения, прибегая к добродетельным заслугам, достигаемым через дары, или же к заслугам, приобретаемым через изучение Вед, проводят жизнь, свободные от гнева и ненависти.

Счастье, достигаемое от правильного изучения, от искусно ведущегося сражения, от дела, хорошо выполняемого, и от подвижничества, которое совершается со всей аскетической суровостью, всегда возрастает в конце их свершения.

Те, кто в раздоре со своими родственниками, никогда не обретают спокойного сна, если даже они спят на хорошо устланном ложе. И не находят они, наслаждения с противоположным полом, и не восхваляет их сказители.

Те, кто в разладе с близкими, никогда не смогут соблюдать дхарм (вселенский закон). Они не могут обрести и счастья в этом мире.

Те, кто в разладе, не питают уважения к высоким достоинствам человека; те, кто в разладе, не радуются миролюбию. То, что сказано для их же пользы, не нравится им.

Благополучие и благосостояние нисколько не сопутствуют им. Для тех, кто в разладе, нет иного исхода, кроме гибели.

Как молоко может быть у коров, а подвижничество должно быть у брахмана, как непостоянство возможно у женщин, так и боязнь может случиться перед родственниками.

Ведь узы родства — как бесчисленные нити одинаковой длины: хотя они постоянно натягиваются (при движении челнока), они способны благодаря своей многочисленности выдерживать большое напряжение.

Такое сравнение относится к таким родственникам, которые доброжелательны.

Иные родственники, всё равно что поленья: будучи разъединены одно от другого, они чадят дымом, а соединенные вместе, пылают огнём!

Те, кто ведёт себя агрессивно по отношению к брахманам (монахам), женщинам, родственникам и коровам, отпадают от своего рода (родственного ствола), подобно тому как падает со стебля созревший плод.

Даже могучее и крепкое дерево, хорошо укоренившееся, но растущее одиноко, в состоянии сломить ветер вместе с его стволом и ветвями.

А те деревья, которые растут вместе сплошною чащей, прочно укоренившись, способны выдерживать наиболее сильные ветры благодаря взаимной поддержке.

Таким образом, человека одинокого, хотя и наделенного добродетелями, враги считают возможным одолеть, подобно тому как ветер в состоянии сломить одиноко растущее дерево.

Благодаря взаимной помощи и поддержке родственники растут вместе, как лотосы в озере.

Нельзя убивать брахманов, коров, женщин, детей и родственников, а также тех, чью пищу вкушают, и тех кто прибегает к покровительству (просит о защите, сдаётся и т.п.)

Гнев — это порожденная острая головная боль; это горячий напиток, едкий и грубый, пагубный по своим последствиям. Его не должны пить благочестивые, но пьют его нечестивые.

Нет у человека, даже из числа богатых, никакого иного достоинства, кроме хорошего здоровья, — ибо больные подобны мертвым!

Мучимые болезнью не наслаждаются радостями жизни и не постигают они сути в назначении вещей (правильный смысл, различие между желанным и нежеланным).

Постоянно объятые горем, больные не помышляют о счастье через наслаждение богатством. Некогда при виде Драупадӣ, проигранной в игре в кости, я сказал тебе: «Останови Дурьйодхану. Мудрые избегают плутовства в игре в кости!».

Но ты не последовал моему совету. То не сила, которая противопоставляется мягкости. С другой стороны, сочетание того и другого есть справедливая политика, которую должно применять с большим усердием.

Благополучие, основанное на жестокости, обречено на гибель. Оно же, основанное на мягкости и силе, переходит невредимо к сыновьям и внукам. Продолжение следует.

Чтобы поддержать канал, Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас: СБП по номеру телефона: +7(937)-233-9380, банк получатель Альфа-банк или ЮMoney (Вадим Викторович) или оформите ПРЕМИУМ-подписку, получив доступ к закрытой библиотеке ведического вайшнавизма, куда выкладываются уникальные переводы. Ваши средства будут потрачены на продвижение (рекламу) канала, чтобы больше людей узнали о настоящем вайшнавизме, поэтому поддерживая финансово, вы делаете благое дело! Благодарю за поддержку!