30,7K подписчиков

Режимный Брянский автозавод в СССР был известен в основном военным и геологам. Сохранившийся завод начал выпускать гражданские грузовики

2K прочитали

История автозавода началась в 1958 году, когда на базе Бежицкого сталелитейного завода было решено освоить выпуск серийного производства гусеничных тракторов, после БТРов «ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С». На протяжении нескольких лет осуществлялась сборка техники, разработанной на московском Заводе имени Лихачева (ЗИЛ).

Летом 1961 года свет увидел первую собственную разработку СКБ БАЗ. Грузовой автомобиль повышенной проходимости БАЗ-930, предназначенный для монтажа РК «Луна». Однако, от его широкого производства отказались в пользу шасси ЗИЛ-135. Далее автомобиль модернизировали и серийно выпускали с 1965 года до 1990 года под маркой БАЗ-135.

Фактически Брянский автозавод был военным филиалом автозавода ЗИЛ. За всю историю, а это более 60-т лет, на автозаводе в Брянске конструкторы разработали более 100 моделей автомобильных шасси и тягачей высокой проходимости, с конвейеров сошло свыше 25 тысяч единиц техники.

Особенностью грузовых автомобилей БАЗ является независимая подвеска на все колеса и привод колес по бортам. Специальное колесное шасси 5921 и 5922 принесло главному конструктору И. Л. Юрину и коллективу разработчиков Государственную премию. Я уже писал про балластный рамный тягач БАЗ-6953, который выпускали в Брянске до 1993 года.

тягач БАЗ-6953
тягач БАЗ-6953

Начавшаяся в начале 80-х годов перестройка не обошла БАЗ стороной. В 1989 году на площадке решили выпускать 1,5-тонные автофургоны. Планировалось выпускать 40 000 микроавтобусов в год, перестроенный для этого цех был способен изготовить 2 000, а в результате с конвейера сошли всего 157 фургонов БАЗ-3782/3783. Британцы, убедившись, что автозавод не выпускает военную продукцию от сотрудничества, отказались, проект был закрыт. Микроавтобус позже начали выпускать в Польше.

В начале 90-х автозавод оставался без заказов, рабочие были без работы и многие уволились. Выпускалась снегоуборочная машина ДЭ-242 «Вьюга», а в 1993–1997 годах штучные заказы для военных. Инженеры СКБ БАЗ разработали внедорожный автомобиль «Вощина-1», еще при СССР первый экземпляр создали в 1992 году. Грузовой автомобиль высокой проходимости БАЗ-6909 является грузовиком двойного назначения, они используются в газонефтедобыче.

БАЗ-6909
БАЗ-6909

На базе шасси БАЗ-6909 создаются: балластный тягач БАЗ-6306, седельный тягач БАЗ-6403, 3-осные шасси БАЗ-69 092 и седельный тягач БАЗ-6402. С 2001 года началось активное возрождение завода. «Вощина-1» производилась по гособоронзаказу и для промышленных компаний, а в 2006 году собрано более сотни СКШТ для военных нужд. В 2015 году АО «БАЗ» вошло в состав АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“.

Сегодня Брянский автомобильный завод — единственное в России предприятие, серийно производящее специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ). Грузовые шасси выпускают не только для военного назначения, но и для гражданской сферы для использования авто в самых тяжелых условиях по бездорожью.

История автозавода началась в 1958 году, когда на базе Бежицкого сталелитейного завода было решено освоить выпуск серийного производства гусеничных тракторов, после БТРов «ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К,...-7

В составе АО „Алмаз-Антея“ весной 2023 года на Брянском автомобильном заводе разработан тягач БАЗ-S36A11. Грузовик должен составить конкуренцию и заменить иностранные аналоги, 35-тонный тягач с колесной формулой 6×6 обладает грузоподъемностью 22,1 т с высокой проходимостью. БАЗ-S36A11 практически на 100% собран из российских деталей. На базе грузового тягача уже создаются специальные машины, запуск серийного производства планируется в 2024 году на бывшем заводе Toyota в Ленинградской области.

БАЗ-S36A11
БАЗ-S36A11

Сейчас в портфеле Брянского завода десятки моделей техники для оборонного комплекса и народного хозяйства. Кроме того, предприятие активно участвует в программе импортозамещения. Оборонная техника состоит на 100% из деталей Российского производства.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!