Найти в Дзене
"Театральный чердак"

"Профпригодны": подростки узнали, сколько стоит один спектакль в Калиниградском драматическом, и почему артист не любит раздавать автографы

Уже вторая профориентационная встреча за сезон прошла в Калининградском драматическом театре. В этот раз театр стал участником Всероссийской акции "Театральное закулисье" в рамках всероссийского проекта "Школьная классика". С учениками средних и старших классов о театральных профессиях говорили художественный руководитель театра Александр Федоренко, режиссер Евгений Маленчев, актер Алексей Грызунов и театровед Наталья Ивацик. В малом зале собрались школьники из города Светлый и участники движения «Время первых» из Калининграда: многие в театр ходят довольно часто, некоторые в драматическом не бывали, а кто-то и сам участвует в школьных спектаклях. Часть собравшихся вполне ожидаемо (и для таких встреч даже традиционно) хотят стать артистами, часть - режиссерами. А кто еще входит в большую сплоченную театральную команду почти не знают. Для этого подобные встречи и проводятся, ведь театр - это увлекательная и не менее творческая работа на многих-многих должностях! Но прежде всего собравши
Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Уже вторая профориентационная встреча за сезон прошла в Калининградском драматическом театре. В этот раз театр стал участником Всероссийской акции "Театральное закулисье" в рамках всероссийского проекта "Школьная классика". С учениками средних и старших классов о театральных профессиях говорили художественный руководитель театра Александр Федоренко, режиссер Евгений Маленчев, актер Алексей Грызунов и театровед Наталья Ивацик. В малом зале собрались школьники из города Светлый и участники движения «Время первых» из Калининграда: многие в театр ходят довольно часто, некоторые в драматическом не бывали, а кто-то и сам участвует в школьных спектаклях. Часть собравшихся вполне ожидаемо (и для таких встреч даже традиционно) хотят стать артистами, часть - режиссерами. А кто еще входит в большую сплоченную театральную команду почти не знают. Для этого подобные встречи и проводятся, ведь театр - это увлекательная и не менее творческая работа на многих-многих должностях!

Но прежде всего собравшимся школьникам предложили угадать, кто из спикеров кто. С азартом ученики складывали информационные пазлы: каждый спикер в нескольких словах описал свой рабочий график и рабочее место, с кем и чем приходится встречаться во время работы чаще всего и с какими минусами профессии можно столкнуться. С последним пунктом вышла заминка - театральные люди чаще всего находят плюсы и в минусах.

Артист Алексей Грызунов отметил, что главная особенность актерской профессии - непрерывность рабочего процесса.

«В театре мы переводим идею на язык понятный зрителям и воспринимаемый ими, это переход идеи в материю. Мне кажется, сейчас наш театр на взлёте, набирает хорошую высоту и я горю желанием активно участвовать в этом процессе», - отметил артист.

Режиссер Евгений Маленчев рассказал о том, что ему непросто сделать окончательный выбор идеи и материала, когда надо остановить поток свободного мышления:

«Это связано с моим характером, всегда оттягиваю до последнего (в разумных пределах, конечно), оставляя себе шанс всё передумать. Есть идеи, которые копятся. С Калининградским театром у меня особые отношения - здесь ставлю то, о чем даже никогда и не думал!»

Он также отметил, что работа режиссера начинается не на первой репетиции - до этого момента выбранный материал согласуется с руководителем театра, проходят встречи с командой спектакля - художниками, техническим директором и т.д.

Александр Федоренко иронично заметил, что название должности «художественный руководитель» происходит от того, что минимум по полдня приходится «рукой водить» - подписывать документы:

«А еще полдня могу работать психотерапевтом, потому что в театре все вокруг творческие люди и с каждым надо поговорить, успокоить. Но главное - руководитель несёт ответственность за тот продукт, который выходит в театре, оценивает насколько коллектив способен делать плодотворные рывки, организует процесс. Весна этого года была очень активна в части премьер - такое количество спектаклей за столь короткий срок мы не выпускали никогда», - отметил Александр Федоренко.

Театровед и куратор специальных программ Наталья Ивацик говорила о важности коммуникации для театра: и в коллективе, и со зрителями.

«Когда начинается работа режиссёра и актёров, моя работа заканчивается. Ведь до начала репетиций надо задумать проект, найти творческих исполнителей, пригласить их, найти для этого деньги, договориться со всеми. Менеджеры запускают процесс. А потом я вижу результат уже вместе со зрителями на премьере. И мне приходится напрямую взаимодействовать, разговаривать, общаться со зрителями - это особенность профессии. Актеры чаще всего защищены от этого четвёртой стеной, они разговаривают языком искусства», - поделилась Наталья Ивацик.

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

После краткого представления – ответы на вопросы. Подростки спрашивали буквально обо всем:

  • Что становится толчком к постановке спектакля? (бывает по-разному)
  • Сколько времени проходит от старта работы до воплощения идеи? (в среднем 2 месяца репетиционного процесса и бесконечное время обдумывания)
  • Оставлял ли режиссер работу над спектаклем уже после начала репетиций? (бывало!)
  • Любит ли актер раздавать автографы? («всегда неловко быть в центре внимания вне сцены», - ответил Алексей Грызунов)
  • Как оказались в Калининграде (все переехали по своим причинам: чтобы жить у моря, на родину жены, потому что переехала мама, чтобы работать в калининградском драматическом)
  • Как быстро включаетесь в импровизацию, чтобы не дать зрителям понять, что что-то идёт не так во время спектакля? (стараются как можно быстрее, но лучше избегать таких ситуаций)
  • Самая любимая роль? (в спектакле, который идет сегодня)
  • Не обидно ли худруку, режиссеру и театроведу, что они не выходят на сцену и не получают славы артистов? (никому не обидно)))

«Встречались ли вы с популярными актёрами? Как много вы читаете? Как вы поняли, что театр - это ваше, и как пришли к работе в театре?» - вопросы не заканчивались и спустя полтора часа!

Всегда найдется на встрече тот, кто спросит – «что помогает вживаться в роль?» или «если вы играете разбойника, чувствуете себя разбойником, когда выходите со сцены?» А вот «сколько выручки приносит один спектакль?» услышишь не каждый раз – в этот раз среди собравшихся оказался юный потенциальный продюсер!

«Аншлаговая стоимость спектакля большого зала 600-700 тысяч рублей. Производство одного спектакля сегодня обходится театру минимум в три миллиона», - ответил Александр Федоренко.

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

В финале разговора спикеры сказали несколько слов о том, что в театре есть много других классных профессий, кроме актеров и режиссеров: художник по свету, звукооператор и звукорежиссёр (сегодня шикарная аппаратура, с которой можно творить чудеса на сцене), художник-сценограф, художник по костюмам и др. К сожалению, подробнее о них не поговорили – не осталось времени (кажется, с них нужно начинать встречи). Но успели обсудить главное - какой бы творческой не была профессия, одного таланта и желания недостаточно, чтобы добиться успеха в работе. Профильное образование необходимо и сегодня доступно во многих городах, оно дает базовые и очень важные компетенции, которые потом каждый применяет уже на своем рабочем месте:

«В театре не бывает не творческих профессий. Важность и интерес - в стыке технического и художественного мышления. Эти люди не только умеют улететь в космос, но умеют и приземлиться», - подчеркнул художественный руководитель театра.

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Итогом встречи стали громкие аплодисменты зрителей, взаимные устные благодарности и благодарственное письмо театру от «Движения первых».

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Читайте также: