Художественный текст: форма подачи информации

348 прочитали

Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному. Но это на уровне интуиции, а если подходить формально, то признаки художественного текста довольно размыты. И, бывает, читаешь текст, который подаётся, как художественный, а отнести его к художественному не можешь. Может, дело в сюжете или герое?

Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному.

Однако, например, стихи или эссе совершенно спокойно обходятся и без героя, и без сюжета. Да и в некоторых постмодернистских романах сюжет плохо улавливается. А с другой стороны, простой пересказ последовательности событий тоже бывает сложно назвать сюжетом. Хотя он определяется именно так. Значит, наличие сюжета назвать главным признаком художественного текста нельзя. То же самое можно сказать и о наличие героя или связующей идеи.

Само слово «художественный» указывает, что тот или иной объект относится к произведению искусства. Значит, разгадка кроется в категории художественности. И здесь мы вспомним, что существует несколько функциональных стилей речи: научный, деловой, публицистический, художественный и разговорный.

Вот как раз художественный стиль нас и интересует. Причём его бывает сложно отличить от публицистического. В журналистском очерке также может рассказываться о каких-то событиях, о конкретном человеке, его жизни, делах, поступках. В публицистическом тексте могут использоваться и выразительные средства, свойственные художественному стилю, но это всё равно не художественное произведение. И дело тут не только в наличие или отсутствие вымысла, выдумки, но и в форме подачи информации.

Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному.-2

Отсутствие художественной формы превращает текст в сухое перечисление событий, фактов и действий персонажей. И получается даже рассказ о ярких, трагичных событиях, полностью лишённый этой самой художественности.

Художественная форма подачи информации стоит на трёх китах.

Образность. Художественный текст создаётся не с помощью пересказа событий, а с помощью создания образов — героев, мира, поступков персонажей, событий. Образ – это картина, не описанная, а показанная, то есть объёмная, динамичная, живая. Образ – это отражение реальности (даже фантастической), родившееся в мозгу писателя и переданное, раскрытое выразительными средствами литературы. То есть читатель в художественном тексте должен видеть не рассказ автора, а саму реальность со всеми деталями, нюансами, оттенками, которые он вполне способен домыслить и представить.

Выразительность. Создать живой образ можно только с использованием разнообразных выразительных средств. Среди них общеизвестные метафоры, сравнения, ритмика текста и т. д. Но не только. Художественным текст становится тогда, когда автор погружает в него читателя, заставляет почувствовать героев и атмосферу событий. Для этого используется и картины природы, и городские пейзажи, и описание мимики и пантомимики персонажей — всё это создаёт у читателя ощущение реальности происходящего. И тогда читатель не просто получает информацию от автора, а видит, слышит, чувствует описываемую реальность.

Эмоциональность. Эмоциональная атмосфера тоже важна для объёмной реалистичной картины. И эта атмосфера создаётся опять-таки, не простым сообщением автора о том, что герои радуются или страдают. Читатели должны не только читать описание эмоций героев, они должны их чувствовать. На создание эмоциональной атмосферы работает и переживания героев, и характер описания событий, и картины природы, и лексика, и ритм текста.

Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному.-3

Поэтому действительно художественный текст образный и выразительный, а только потом уже информационный.

Вот небольшой пример. Прочитайте его и попробуйте понять, что в нём не хватает.

«Николай как всегда проснулся за десять минут до будильника. Встал, выпил чашку крепкого кофе и отправился на работу. Он уже два года работал в офисе крупной преуспевающей фирмы и надеялся на скорое повышение.
Рабочий день прошёл как обычно. Вечером Николай стал собираться домой и вспомнил, что сегодня пятница, значит, сын будет ночевать у него. Жена Николая умерла пять лет назад, сын жил с бабушкой-матерью жены, но Николай регулярно виделся с мальчиком. Вот и сегодня отец пошёл к метро, хотя обычно ходил до дома пешком. Но бабушка жила на другом конце Москвы. Сын учился в пятом классе и был отличником».

Конечно, это небольшой кусочек. Но представьте, что так написан весь текст в несколько авторских листов. И никаких грамматических и стилистических ошибок в нём нет. Так чем же недоволен литературный редактор?

И несколько статей по теме.

Текст как образ"

"Передача эмоций в тексте"

"Как рождаются образы"

"Портретная техника в художественном тексте"

"Разнообразие экспрессивной лексики в тексте"

"Речевые маркеры эмоций"