На днях мне тут дочь неожиданно заявила, что математика ей, видите ли, не нравится. Меня это заявление несказанно удивило, ведь для неё с начальных классов математика являлась одним из самых любимых предметов, ведь не случайно же она в физико-математический лицей поступила. А тут вдруг на тебе - "не нравится"! Ну, естественно, я стала её расспрашивать, что к чему...
И тут всплыла до боли знакомая картина: их математичка, обладающая регалиями и званиями, успешная и активная дамочка, объясняла пятиклашкам очередную тему, давала парочку примеров и массу домашних заданий, а сама исчезала на месяц - полтора то на курсы повышения квалификации, то на очередную конференцию, то ещё на какое-либо важное и интересное мероприятие.
В её отсутствие уроки у детей проводили студенты, которые абсолютно не проверяли домашние задания, а если что-либо было непонятно - никто ничего никому не объяснял.
Потом являлась именитая математичка, снова давала новые задания и в очередной раз улетала восвояси на крыльях самосовершенствования и самореализации. Ученикам же ничего не оставалось, как разбираться с новыми темами кто во что горазд - кто самостоятельно, а кто и с репетиторами.
При этом, стоит отметить, что явной похвалы от данного педагога удостоились лишь три человека из параллельных классов. И то, по странному стечению обстоятельств непосредственно те, кто посещал её платные дополнительные занятия.
Вся эта ситуация до боли напомнила мне события давно минувших лет, когда нашим учителем по физике был сам Козлов - его ученики каждый год поступали в лучшие ВУЗы!
Козлов же был чрезвычайно энергичным человеком, уроки вёл жизнерадостно и весело, смущая своими двусмысленными шуточками двенадцатилетних девчонок: "Итак, девочки, создадим интимную обстановку!" - балагурил он, при подготовке к лабораторной работе по оптике. Или же: "Потенциальная энергия! От слова "потенция"! Надеюсь, все уже знают, что такое потенция?" - ехидно хихикал он. После чего раздавал нам простейшие задачки.
А вот уже на его дополнительных и, естественно, платных занятиях ни на какие шуточки и намёков не было, там уже трудились в поте лица и не поднимая головы - над купленными у того же Козлова задачниками.
Когда же я поступила в физико-математический лицей, то поняла, что физику Козлов преподавал нам слабовато, и его задачки хороши лишь для отработки и запоминания формул. А то, что он называл тяжёлыми дополнительными занятиями, для некоторых школ является вполне обычной программой.
Зато слава о нём шла как о великом учителе, чьи ученики каждый год поступают в лучшие ВУЗы Москвы. Только почему-то никто не уточнял, что это были исключительно его частные ученики.
В университете у нас тоже был подобный кадр - Баранов. Этот преподавал матанализ. Примерно по той же схеме, что и Козлов - на парах бесконечно травил байки, а потом стращал невообразимыми формулами. Далее он в общих чертах давал тему, после чего разбирал парочку простых примеров.
Когда же наступало время контрольной работы, из всей группы только двое получали тройки, а все остальные двойки. А он лишь сокрушался: "Ая-яй, ничего не успеваем! Ну, что поделать? Так и быть, приходите ко мне на платные дополнительные занятия!" - само благородство, однако.
И только на этих занятиях начиналась и кипела настоящая работа, такая, что головы поднять было некогда. Никаких тебе баек или шуток-прибауток, исключительно серьёзный и напряженный процесс.
Да, мы, в принципе, не особо-то и возмущались, потому как не верили, что это как-то серьёзно повлияет на конечный результат. Однако Баранов окончательно обнаглел - теперь он решил экзамен принимать платно.
В первый же день устный экзамен по матанализу длился более трёх часов. При этом ответить успели всего десять человек. Остальным же он любезно предложил прийти на следующий день и не забыть с собой деньги, как за дополнительное занятие.
Ну, деваться некуда. Естественно, все мы пришли, денежки принесли и расселись по местам сдавать (на этот раз почти вся группа, человек двадцать). Однако как-то вышло так, что одна девчонка и в тот раз не сдала. Тогда Баранов велел ей приходить на следующий день и снова прихватить с собой оплату, как за дополнительное занятие.
Только вот девчонка оказалась из сельской местности, и лишних денег у неё конечно же не было. Вот она и бросилась в ноги к заведующему кафедрой, мол, спасите, помогите, грабят!
В итоге, зав.кафедрой собрал нас всех, лично каждого опросил и выяснил детали сложившихся обстоятельств. Мы, естественно, ему всё, как на духу. После чего он нас обматерил и на всех накричал, что так долго молчали. А вот Баранова заставил возвращать нам деньги под расписку.
Так вот к чему я это всё, собственно говоря, и писала - все три вышеописанных преподавателя являлись успешными и заслуженными педагогами. Они действительно могли давать очень хорошие познания, однако давали их не в рамках своей работы, за которую, между прочим, получали зарплату, а в рамках дополнительно оказываемых платных услуг.
То есть они намеренно выполняли свою основную работу гораздо хуже, дабы ученики приходили к ним на дополнительные занятия и приносили им денежки. Зато все, как один, уважаемые педагоги!
P. S. Получается, если у тебя нет денег, то и образование тебе достойное не светит. И как только мы до такого докатились…
***
Из сети