33
Стали сниться странные сны.
Я шел по коридору в большом и заброшенном здании. Все вокруг было тусклое, серо-зеленое. Пахло пылью и затхлостью. Повсюду валялись обрывки бумаги, доски, кирпичи. Справа открылась дверь. Это было большое помещение без окон. И в нем было нечто невидимое и страшное, растворенное в воздухе. Я остановился на пороге. Послышался громкий звук – нечто среднее между органным аккордом и плачем. Я сделал шаг вперед, и в этот же момент что-то схватило меня сзади и дернуло назад.
Я проснулся.
Я знал, что только что спасся от ужасной опасности, которая намного страшнее смерти.
Вернее, кто-то меня спас. Или что-то.
Не зная, что делать, я пробормотал вслух мантру, которую дал нам Маг:
- Сила направляет меня, равновесие защищает.
И в ту же секунду опять заснул. И увидел совсем другой сон – яркий, цветной, громкий. Я видел его одновременно изнутри – как один из участников, со стороны – как наблюдатель, и из далекого будущего – как последователь, который слушает рассказчика:
Люди, живущие на севере Африки, три ночи подряд видели свет, идущий с моря.
На рассвете после третьей ночи они увидели, что к берегу подплывает лодка без весел, мотора или паруса.
Из лодки вышел человек в плаще с капюшоном.
Он встал на одно колено, прикоснулся рукой к земле и сказал:
- Благословляю тебя, мать мира.
И так он стоял какое-то время в молчании.
Люди, собравшиеся на берегу, расступились и на берег вышел слон, лев и выползла змея.
Слон опустился на колени, а лев лег на землю, подставляя спину незнакомцу, чтобы он мог залезть на слона.
Незнакомец сказал льву:
- Ты будешь служить своей стране.
Лев превратился в воина.
- Все люди с оружием на этой земле будут подчиняться тебе.
Незнакомец сказал слону:
- Ты будешь служить своей стране.
Слон превратился в огромного мужчину.
- У тебя не будет своего дома до тех пор, пока ты не построишь дом для каждого жителя своей страны.
Незнакомец сказал змее:
- Ты будешь служить своей стране.
Змея превратилась в прекрасную женщину.
- Ты будешь править своей страной мудро и справедливо и дашь начало великой династии.
Этим незнакомцем был я. И мы пошли все вместе, вчетвером, и люди пошли за нами.
На следующий день Маг спросил нас, чего мы боимся.
- Темноты.
- Змей.
- Пауков.
- Почему-то принято считать, что страх - это вредная штука и от него надо избавляться, - бодро начал Маг, - страх – это отличная штука, очень полезная для выживания. Например, страх змей. Я не очень понимаю, зачем человеку может понадобиться избавиться от страха змей. Змеи – это не просто страшно, это офигеть как опасно. Десятки тысяч людей ежегодно погибают от укусов ядовитых змей.
Я вдруг вспомнил. Мы с другом шли по Питеру и вдруг я кожей почувствовал опасность и сказал – надо валить отсюда. И мы двинулись к метро и вдруг услышали, как одна женщина сказала другой – сегодня Зенит играет, надо быстрее домой, скоро тут будет жарко.
- В то же время мы очень часто боимся тех вещей, которые уже давно угрозы не представляют, - продолжал Маг, - И это мешает нам расти.
Есть рациональные страхи. С ними все просто. Есть угроза, она включает страх, вы предпринимаете действие для того, чтобы защититься от угрозы – страх исчезает.
А бывает так – когда-то что-то было угрозой, а сейчас уже нет. Включается страх, вы делаете действие, а мир изменился, действие не может защитить вас от угрозы. И вы жмете, жмете, жмете эту чертову кнопку, а сигнал тревоги никак не выключается.
А есть иррациональные страхи.
Что-то, что похоже на угрозу – страх – действие, которое даже близко не может защитить от угрозы (какое-то ритуальное действие, например, креститься при звуке грома). Даже если предположить, что крест может защитить от молнии, делать это действие после того, как прогремел гром, уже бессмысленно.
Дальше. Метафорическая угроза – метафорический страх – метафорическое действие (например, страх высоты может быть связан со страхом занимать высокие должности, возвышаться над другими людьми). Здесь начинаются всякие интересные игры со словами. Есть люди, которые очень боятся словосочетаний «лезть в бутылку», «пахать до упада», геморрой в значении «неприятности», «ничего себе» и так далее.
Дальше. Слияние и интроекция. Боюсь людей в форме. Боюсь волков. Страх медведей. Мой отец никогда не ходил в лес без ружья. Как вы думаете, зачем у охотников в патронташе один патрон всегда в стороне от остальных?
- Не знаем?
- Потому что во всех патронах дробь для дичи, а в одном патроне – пуля на случай, если выйдет медведь.
Могут быть фантомные страхи – например, я с детства боялся спекулянтов из-за того, что нам рассказывали, что они специально травят людей отравленной жвачкой.
- Я с детства боялась поездов из-за того, что дед однажды рассказывал о том, что какая-то женщина заболела в поезде и умерла.
- О, а я однажды спросил у бабушки, водятся ли у нас рыси и она не расслышала и решила, что я спросил про крыс и сказала, что они водятся у нас в подполе. С тех пор я долго боялся, что рысь вылезет из подпола и нас съест.
- Ну и наконец, фобии – патологические страхи. Агорафобия, клаустрофобия и прочее.
Может быть устойчивый страх, который распространяется на уровне сообщества. Страх фашизма. Для нашей страны человек в нацисткой форме, свастика, нацистское приветствие не просто отвратительны – они страшны. Страх атомной войны. Страх террора. Ксенофобия.
Чем плох страх?
- Вы же сказали, что он не плох!
- Он хорош тогда, когда вы его правильно используете. Но, конечно, далеко не все его последствия позитивны. Он парализует. Выделается норадреналин. Вы перестаете соображать, сжимаетесь в комок. Возникает мышечный зажим. Вытащить себя из этого состояния можно только активным действием.
Страх очень заразен за счет наших любимых зеркальных нейронов. Когда все боятся, я тоже начинаю бояться.
Со временем страх превращается в запрет.
Некоторые психологи считают, что где страх – там подарок. Ну не знаю. Ходил я ночью в лес, было страшно капец, никакого подарка не нашел.
Не надо пытаться избавиться от страха, бесстрашие - это тоже интроекция. Я видел одно шоу, где некий гипнотизер избавлял людей от страха змей. И они после этого совершенно спокойно брали на руки всяких удавов и гадюк. Люди, вы безумны! Это самые опасные существа в мире, не надо брать их в руки!
Когда мы сталкиваемся со страхом, наша задача – оценить источник страха и найти действие, которое может защитить нас от угрозы. И сделать это действие и тогда страх уйдет.
Вот этот процесс – оценка страха, поиск действия и его делание – это и есть интеграция страха.
У нас есть три основных вида реакции:
Мы деремся.
Мы убегаем.
Мы замираем.
И есть пять главных страхов:
Страх потерять то, что у вас есть.
Страх неудачи.
Страх осуждения.
Страх оказаться в центре внимания.
Страх одиночества.
Страх – это стражник. Стражник может стать проводником.
Давайте вместе подумаем, как их превратить в проводников.
- Стражник проверяет пропуск. Если пропуск есть – он становится проводником.
- Правильно! Нужно изучить контекст страха и понять, в какой ситуации и при каких условиях то, чего вы боитесь, может осуществиться. Если случится событие «а», случится и событие «б». Вывод – если «а» не случится, то не случится и «б». Бояться нечего.
Давайте рассмотрим все виды страхов по отдельности.
Страх потерять то, что есть. Что сделать для того, чтобы не потерять. Какое действие нужно сделать для того, чтобы не потерять то, что у вас есть? Например, вы боитесь за свое здоровье. Что вы делаете для того, чтобы быть здоровым? Правильно питаетесь, занимаетесь спортом, проходите регулярное медицинское обследование? Вы боитесь, что у вас потеряются данные на компьютере. Что вы делаете для того, чтобы их сохранить? У вас есть резервные копии как минимум в двух местах?
Страх неудачи. Русская культура – это культура единственного шанса. Если не получилось сразу – значит, не получится совсем. Вложил неудачно деньги, разорился – бизнес это не твое. Не взяли повесть в журнал – писательство это не твое, займись чем-то другим. А с какого вообще перепугу кто-то взял, что хоть что-то в этой жизни должно у вас получаться с первого раза? Ребенок попробовал ходить, упал – малыш, ходить – это не твое, продолжай ползать. Успех ничему не учит, только неудача. Всегда ищите, что нужно сделать, чтобы гарантированно победить или безболезненно пережить поражение. И такое действие почти никогда не удается найти с первого раза. Нужно учиться побеждать и учиться проигрывать. Детей нужно обязательно учить не только ходить, но и правильно падать.
Страх осуждения. Что сделать, чтобы осуждение не травмировало? Для начала хотя бы перестать самому осуждать себя.
Страх оказаться в центре внимания. Что сделать для того, чтобы было комфортно в центре внимания? Быть достойным этого внимания.
Страх одиночества. Что сделать, чтобы было комфортно в одиночестве или, чтобы всегда быть среди людей? Чтобы ваш комфорт не зависел от наличия или отсутствия людей вокруг вас?
Страх должен быть вашим советчиком, помощником.
- Я боюсь смерти, - сказал Ефим.
Маг открыл рот, чтобы что-то сказать, но не успел. В коридоре раздался грохот. Нашу хлипкую дверь выбили одним мощным ударом. В кабинет ворвались вооруженные люди в камуфляже и черных масках. Нас всех положили лицом на пол, потом надели на каждого наручники и одного за другим вывели на улицу и посадили в черный микроавтобус с наглухо затонированными окнами.
* Продолжение следует
Тайное общество Александра Молчанова.
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!