Найти в Дзене

Питер-май'24. Часть 3-я. Музей РЖД. Продолжение 2

Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/ZkNyZQehvQnTctT5 Напомню, это было 9 мая! А ель настоящая!!! Такой запах!!! Паровоз Ов6640 - один из старейших и уникальнейших экспонатов Музея железных дорог России. Построен на Путиловском машиностроительном, котельном и сталелитейном заводе в 1902 году. Паровозы серии О были самыми распространенными русскими локомотивами начала ХХ века, работали практически на всех дорогах, в первую очередь казенных. Является действующим экспонатом музея и одним из самых старых действующих паровозов России, оборудован приборами безопасности, работает на нефтяном отоплении. После Гражданской войны паровоз Ов6640 оказался на Екатерининской железной дороге. В 1930-е годы выполнял маневровую работу на станции Киев-Петровка. В годы Великой Отечественной войны Ов6640 служил бронепаровозом в составе бронепоезда. К этой службе маленькие «овечки» подходили лучше, чем более мощные паровозы с высоким расположением котла. Паровозники очень любили своих «овечек».
https://vk.c

Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/ZkNyZQehvQnTctT5

Напомню, это было 9 мая!

А ель настоящая!!! Такой запах!!!

-2
-3
-4

Паровоз Ов6640 - один из старейших и уникальнейших экспонатов Музея железных дорог России.

Построен на Путиловском машиностроительном, котельном и сталелитейном заводе в 1902 году. Паровозы серии О были самыми распространенными русскими локомотивами начала ХХ века, работали практически на всех дорогах, в первую очередь казенных.

Является действующим экспонатом музея и одним из самых старых действующих паровозов России, оборудован приборами безопасности, работает на нефтяном отоплении.

После Гражданской войны паровоз Ов6640 оказался на Екатерининской железной дороге. В 1930-е годы выполнял маневровую работу на станции Киев-Петровка.

В годы Великой Отечественной войны Ов6640 служил бронепаровозом в составе бронепоезда. К этой службе маленькие «овечки» подходили лучше, чем более мощные паровозы с высоким расположением котла. Паровозники очень любили своих «овечек».

https://vk.com/@rzd_museum-tovarnyi-parovoz-ov-6640
(фото ниже оттуда же)

-5

Массивный строй!

-6

ТЭ5-20-032
Грузопассажирский теполвоз
Год выпуска 1948

ТЭ5-20 — опытный Тепловоз с Электрической передачей, тип - 5, с осевой нагрузкой 20 т. Выпускался в 1948 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения.
Построено 2 тепловоза.

Тепловоз создан на основе ТЭ1 и предназначался для эксплуатации в северных регионах. Имеет утеплённую часть кузова вагонного типа, внутри которого размещена дизельная установка и добавлены несколько паровых котлов для обогрева. Тяговые характеристики сохранены от предшественника.

Оба тепловоза построены в 1948 году и имели обозначения ТЭ5-20-031 и ТЭ5-20-032. Эксплуатацию проходили при депо Москва-Пассажирская, далее в Южуралтрансстрой, а затем переданы на станцию Няндома (Северная ж/д). Первый «формально» списан в 1961 году и эксплуатировался до конца 1980-х годов на Мурманском узле под обозначением ТЭ1-20-140, а второй тепловоз сохранён в железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.
https://railtrain.pro/tye5-20

-7

Поворотный круг. В предыдущей части был горизонтальный "переместитель" составов с одного пути на другой, а сейчас те же функции выполняет круговой. Паровоз стоит на платформе, которая вращается и состыковывается с путями, лучами, расходящимися от неё. С одного пути паровоз заехел, платформа повернулась, паровоз выехал на другой путь.

Со страницы музея:

Первоначально, в конце XIX и начале XX века поворотные круги вращались вручную или лошадьми

Поворотный круг — устройство, позволяющее поворачивать паровоз на одной точке. Например, это делали на конечной станции, либо чтобы изменить направление движения в веерном депо.

В первые десятилетия работникам станций приходилось разворачивать локомотивы с помощью ручного привода или с использованием лошадиной тяги. Позже поворотные круги начали оборудовать механическими приводами.

Посмотреть на функционирующий поворотный круг можно и в нашем Музее. В данный момент на круге установлен паровоз СО17-2413.
https://vk.com/rzd_museum?w=wall-155390061_18097

-8

Серго Орджоникидзе — один из самых распространённых советских паровозов — был создан в 1934 году на Харьковском заводе под руководством конструктора Павла Михайловича Шаройко. Позволил примерно на 25% увеличить вес поездов и их скорости без реконструкции пути, как того требовали внедрявшиеся тогда паровозы ФД.

Паровоз СО17-2413 построен Красноярским паровозостроительным заводом в октябре 1948 года. При выпуске с предприятия паровоз был украшен символикой, посвящённой ХХХ-летию комсомола.

После постройки локомотив поступил на Пермскую железную дорогу. В 1955 году он был передан на Кировскую железную дорогу в депо Волховстрой, в 1959 году дорога была объединена с Октябрьской). С октября 1961 локомотив работал в депо Псков, откуда в марте 1965 года был отставлен в запас.

В 1992 году паровоз был передан Центральному музею Октябрьской железной дороги.

Сегодня СО17-2413 — часть аудиовизуальной инсталляции, включающей произведения четырех видов искусства – живописи, литературы, театра и музыки, сливающиеся в единую оду паровозу, названную «Время, вперед!».

Паровоз стоит на поворотном круге, применяемом для разворота, а также постановки локомотивов в стойла депо. Находится в самом сердце нашего Музея.
https://vk.com/rzd_museum?w=wall-155390061_16869

-9

ВЛ23-001
Грузовой электровоз
Год выпуска 1956

-10

Эр-750-04
Грузовой паровоз
Год выпуска 1943

Историческая справка: В начале Великой Отечественной войны большинство паровозостроительных заводов страны оказались в зоне оккупации. В 1943 году износ локомотивного парка стал ощутимым, а протяженность сети возросла за счет линий в освобождаемых районах. Правительство приняло решение возобновить производство паровозов серии Эр, при этом довоенный проект переработали. В результате изменился силуэт котла, а на крыше будки появился большой световой фонарь. Первые 3 паровоза получившие номерной индекс 750 построили на Коломенском заводе с нуля в 1943 году. Для остальных использовали котлы от пассажирских паровозов серии Су.

Паровоз ЭР 750-04 после постройки 20 ноября 1943 года поступил для эксплуатации на Московско-Курскую железную дорогу. С октября 1944 года паровоз работал на Сталинской (с ноября 1961 года – Приднепровской) железной дороге.
https://dzen.ru/a/ZEkgsaQ1XW-7XisS?sid=211314159980537192

-11

Сигналистка

-12

Очевидно, лендлиз

-13

И этот паровоз тоже поставлен по лендлизу. Американского производства.

в Америке был построен паровоз Еа-2201, о чем говорит маленькая «а» в его названии.

Паровоз поступил в Советский Союз в рамках лендлиза на одном из судов очередного «Полярного конвоя» (предположительно в конвое JW-58).
https://vk.com/rzd_museum?w=wall-155390061_12796

Еа-2201
Грузовой паровоз
Год выпуска 1944

-14

Как не вспомнить Краеведческий музей в Архангельске.

Большинство грузов по лендлизу пришло именно северными морями через Архангельск и Мурманск.
Навигация там очень сложная, плюс немцы. конечно, бомбили и с неба, и с воды, и из-под воды.

Вот тут я вспоминала о Полярном конвое PQ-17
https://akostra.livejournal.com/1635358.html

Вот тут мой рассказ о зале лендлиза и полярных конвоев в музее Архангельска:
https://akostra.livejournal.com/1639048.html

И вот стенд из Музея в Архангельске.

И паровоз справа прям вот оооочень похож конфигурацией с тем, что выше из музея РЖД в Питере

-15

Детальки этого Еа-2201

-16
-17

Экспозиция в одном из вагонов
Ю657582
Крытый вагон
Года выпуска 1925-1931

-18

грузовой паровоз ТЭ-6769.
Он был построен на заводе «Флоридсдорф» в Вене в 1943 году,

-19
-20

Ок3906
Вагон пригородного сообщения
Год выпуска 1940

Створный угол. Погрузка раненого. В обычнную дверь носилки не внесешь, тут открывается целый угол

-21

Вот сразу видно - идёт фотоессия!

-22

Клн 4178
Вагон аптека-перевязочная
Год выпуска 1935-1939

Вот тут видео, как восстанавливали этот вагон.
Очень интересно:

Восстановление вагона аптека-перевязочная
-23

-24

-25
-26
-27
-28

П36-0251
Пассажирский паровоз
Год выпуска 1956

-29

-30
-31

А вот вроде тоже поворотный круг.
Только к нему рельсы не ведут

-32

И видно, что дно брусчаткой выложено.
И сейчас очевидно - он тут для красоты.

-33

Тут и переезд есть.

-34

Я ходила не очень тщательно - паровозы смотрела, а на стенды почти не обращала внимания.
Не так много времени у меня было.
Но вот стенд, где представлены вагоны специального назначения.

Вот арестанский вагон.
Ташкентская ЖД.
коломенский завод.
Год постройки 1905.

-35

Вагон-церковь.
Ташкентская жД
Путиловский завод (Санкт-Петербург).
Год потсройки 1903.

Вот тут о таких вагонах
https://vk.com/rzd_museum?w=wall-155390061_9126

-36

НЕ сфотографировала подпись к санитарному вагону

-37

Вагон-ресторан Международного общества спальных вагонов.
Завод: Compagnie generale de construction (CGC)
Сен-Дени (Франция)
Год постройки 1913

-38

Макет паравоза Черепановых.
Парово́зы Черепа́новых — первые паровозы, построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835 году. Железнодорожный путь, по которому ходили паровозы, имел ширину колеи 1645 мм (2 аршина и 5 вершков).

-39

Ещё один паровоз "Э"

Грузовой паровоз Эм730-31

Когда произведен: построен Сормовским заводом в 1934 году

-40

Углепогрузочный кран #3типа "журавль"
Построен не ранее 1908 года.

-41

Артиллерийская установка ТМ-3-12.

В 1938 году заводом им. А. Марти в Ленинграде были выпущены 3 экземпляра таких машин. Артустановки входили в состав береговых частей Военно-Морского флота.

Все три установки принимали участие в советско-финской войне, ведя огонь на Карельском перешейке. После её окончания Советский Союз получил в аренду полуостров Ханко, куда в 1940 году были передислоцированы установки.

Когда началась Великая Отечественная война, пушки интенсивно использовались против финских войск. В декабре 1941 года базу эвакуировали морским путем. Перед уходом советские войска привели артустановки в негодность. Финнам удалось полностью восстановить их и провести пробные стрельбы за 2 года. Однако в 1944 году в результате наступления Красной армии Финляндия была вынуждена выйти из войны и заключить перемирие с Советским Союзом, а пушки в исправном виде отдали СССР.

Вернувшиеся на Родину артустановки продолжали нести службу на Балтийском флоте. Последние стрельбы они произвели в 1961 году.

Все три пушки ТМ-3-12 в настоящее время сохранились. Одна установлена в качестве памятника в Краснофлотске, другая находится на Поклонной горе (монумент победы в Москве) и третья в нашем Музее.
https://vk.com/rzd_museum?w=wall-155390061_15279

-42

-43

ТЭМ1-0026
1959 год

-44

Платформа-самосвал.

-45

Продолжение следует