Окончив университет и получив специальность инженера-строителя, Игорь оказался в безвыходной ситуации: он не мог найти работу.
Нет, вакансии были, он отправлял резюме, но его ни в одну фирму не пригласили даже на собеседование. Тогда он решил пройти по организациям лично. Результат был точно такой же. Специалисты были нужны, но те, у которых был хоть какой-нибудь опыт работы. У Игоря его не было.
Он, конечно, подрабатывал, пока учился. Был курьером, официантом и прочее, чем обычно зарабатывают студенты. Но в строительной отрасли не проработал ни дня.
Сидеть на шее у родителей молодой человек не мог, поэтому отложил диплом до лучших времен в сторону и устроился обычным рабочим в небольшую фирму, которая занималась ремонтом квартир и коттеджей.
Тут же научился и штукатурить, и класть плитку, и многому другому, нужному в строительном деле. А так как он все-таки имел профильное образование, то скоро ему поручали уже и более серьезную работу: рассчитать объем работы, количество нужных материалов, оформление договоров с заказчиками, работу с поставщиками.
Проработав два с половиной года, Игорь стал по окончании работ оставлять клиентам не только рекламные проспекты фирмы, но и свои визитки: «Будут какие-нибудь проблемы, звоните, все решим». Таким образом, он выполнил несколько частных заказов, а потом рискнул и зарегистрировал свою фирму.
Конечно, первое время Игорь перебивался мелкими заказами, но через год дела пошли лучше, а через три года его фирма уже могла конкурировать с другими фирмами этого же профиля.
Более того, Игорь купил в ипотеку двухкомнатную квартиру и съехал от родителей.
Увидев, во что сын превратил убитую двушку, родители, естественно, захотели, чтобы Игорь сделал ремонт и у них.
Он сделал. Ни о каких деньгах, конечно, речи и быть не могло.
Родители пригласили родственников полюбоваться, как преобразилась их квартира, и к Игорю выстроилась очередь родни, желающей сделать у себя ремонт.
Первой об этом заявила сестра отца – тетя Тамара.
– Игорек! Как здорово! Мы с твоим дядей давно собирались ремонт делать – уже и в ванной плитка обваливается, и потолок сыплется, и обои выцвели.
– Хорошо, тетя Тамара, я к вам на днях зайду, вы точно скажете, что хотите сделать, мы все рассчитаем, и я скажу, какой аванс вы должны будете внести, – ответил Игорь.
– Какой аванс? Ты же родителям бесплатно все сделал! – удивилась тетя Тамара.
– Нет, не бесплатно. А за свой счет. Я и за материалы сам заплатил, и рабочим зарплату выплатил. Да, с мамы и папы я денег не взял, но все работы были оплачены.
– Но, может быть, хоть за полцены сделаешь? Все-таки мы родственники.
– Тетя Тамара, когда я у вас зубы лечил, с меня в кассе взяли строго по прейскуранту. Никто не сделал мне скидку как вашему племяннику. И как вы это представляете: я приезжаю на склад и говорю: «Сегодня плачу за плитку только половину, потому что это для квартиры моей тети». Или прихожу и сообщаю рабочим: «Господа электрики, сантехники, плиточники и прочие! Сегодня работаем бесплатно – это квартира моих родственников». Я так всех рабочих растеряю. Кто захочет за спасибо трубы менять и плитку класть?
Объясняя таким образом, Игорь сумел-таки убедить большинство родственников, что манна с неба никому не падает, а всякий труд должен быть оплачен. Кто-то обижался и грозился обратиться к конкурентам Игоря: «Таких фирмочек, как у тебя, в городе пруд пруди». Но он не обижался, а, честно говоря, был этому только рад.
Перед тем, как начать работу, Игорь всегда составлял договор, где прописывался объем работ, дата внесения аванса и окончательного расчета. К договору всегда прикладывал чеки на все мелочи, вплоть до новых розеток.
Один из родственников за это назвал Игоря крохобором. Но тот в ответ предложил:
– Дядя Коля! У меня через неделю срок выплаты очередного взноса по ипотеке – всего-то двадцать три тысячи – заплатите за меня. Я вам когда-нибудь отдам.
Не успел Игорь решить одну проблему, как на него свалилась другая. К нему обратилась двоюродная сестра – Светлана. Зная ее характер, Игорь не очень хотел браться за ее заказ. Но повода отказать не было.
Он приехал в квартиру Светланы, и они все обговорили: материалы, цветовую гамму, сроки работы. Игорь, придя домой, по электронной почте отправил на склад заказ на материалы, составил график работы бригады на разных объектах, уточнил сроки с другими клиентами.
В одиннадцать часов вечера, когда Игорь уже собирался ложиться спать, ему позвонила Света.
– Игорек, слушай, давай немного тормознем. Мне подружка предложила на той неделе в отпуск съездить. Горящая путевка – грех отказываться. И еще: мне кажется, что розовый цвет в ванной – это как-то по-детски. Давай все-таки возьмем голубой.
– Света! А ты раньше не могла сообразить? Ты представляешь, сколько мне сейчас всего переделывать? Я уже заказ на склад отправил, – возмутился Игорь.
– Ну, так работа еще не начата, почему я не могу передумать? Я клиент, а клиент всегда прав.
На следующий день Игорь с горем пополам внес изменения в график, отменил заказ.
Вечером снова позвонила Света:
– Игорек! По срокам все остается, как было – подругу муж одну к морю не отпустил, а розовый все-таки поменяем на голубой.
– Приезжай ко мне в контору, выбирай, какой оттенок голубого тебя устроит, – еле сдерживаясь, сказал Игорь.
– Выбери на свой вкус, – ответила Светлана.
– Нет уж, давай сама.
Ждать сестру пришлось до самого вечера.
– Ну вот, смотри, нормальный цвет, – ткнула она в первый попавшийся образец.
– Света, смотри внимательней, надо учесть и разницу освещении здесь и в ванной. Ты какое освещение планируешь? Мы с тобой записали, что в ванной будет два светильника. Их хватит?
– Конечно, хватит – там вся ванная два квадратных метра.
Стоит ли говорить, что, когда работа была закончена, цвет плитки и рисунок на ней показался Светлане слишком бледным.
– Я не эту плитку выбирала, ты все перепутал. Кроме того, надо еще один светильник сделать – хочу, чтобы все уголки были освещены. Придется переделать – я такую работу принимать не стану.
Бригада уже перешла на новый объект, поэтому Игорь, захватив с собой Светлану, приехал на склад, и она сама выбрала плитку другого оттенка. Поскольку ждать, пока отгрузят товар, нужно было почти час, девушка уехала.
Взяв себе кофе, Игорь сел в кресло и приготовился к долгому ожиданию. Напротив него сидел молодой человек. Они разговорились. Оказалось, что Павел – так звали парня – конкурент Игоря. У него такая же небольшая фирма по ремонту квартир и точно такие же проблемы с родственниками.
– Я пару раз так же попал – теперь в договоре прописываю все, вплоть до артикула. А родственники и «друзья друзей» тоже замучили.
– Слушай, – сказал Игорь, – у меня идея: давай я своих родственников буду к тебе посылать, а ты своих – ко мне. Никаких проблем со скидками и звонками посреди ночи. Причина, почему не могу сейчас взять их заказ – большая загруженность. «Тетя Катя, будете ждать семь месяцев? Давайте я вам порекомендую одну отличную фирму – вам там все сделают в лучшем виде и ждать не надо».
Так и договорились.
С тех пор у Игоря и клиенты есть, и отношения с родственниками отличные:
– Спасибо Игорек, хорошую фирму посоветовал, - говорят они.
А когда Игорь женился, у него уже был опыт того, как «работать» с родней, и больше проблем не возникало.
Автор – Татьяна В.