Одним из первых поселений, существовавших на современной территории городка Сальска, был хутор Юдичев (по другим источникам хутор Юндин), располагавшийся на берегу реки Средний Егорлык, первое упоминание о котором относится к 1812 году. В 1849 году хутор Юдичев (Юндин) преобразован в село Воронцовское согласно желанию бывшего тогда наместником Кавказа князя Михаила Семёновича Воронцова, который в 1849 году был и ночевал в этом хуторе. В начале XX века село дополнительно получило второе название — Николаевское, в честь императора Николая II, и стало именоваться как Воронцово-Николаевское. Территориально село входило в состав Медвеженского уезда Ставропольской губернии.
Станция Торговая
Важнейшим событием, изменившим судьбу села Воронцовского и его окрестностей, стало строительство железнодорожной линии «Тихорецкая — Царицын», которое началось в 1895 году. В 1899 году открылось правильное движение поездов через железнодорожную станцию Торговая, которая расположилась примерно в одной версте от села Воронцовского.
В 1906 году на станции Торговая открылись механические мастерские промышленника немецкого происхождения Фогеля по изготовлению борон и печных плит, ремонту сельхозинвентаря. Здесь же появились многочисленные предприятия, связанные с обслуживанием железнодорожной станции, сельского хозяйства, склады зерна.
В 1915 году была введена в строй железнодорожная линия Батайск — Торговая, после чего станция стала узловой, а следовательно, важным стратегическим пунктом. В том же году на станции Торговая появилось паровозное депо.
Станция Торговая и город Сальск
Станция Торговая в годы Гражданской войны была важным стратегическим пунктом. Противостояние белогвардейцев (армии А. И. Деникина) и Красной армии (отряды С. М. Будённого, Б. М. Думенко) стали ареной жестоких сражений в этом районе. В конце июня 1918 года армия Деникина захватила станцию Торговая. В июне 1918 года, в память генерала-лейтенанта Маркова С. Л., убитого в бою у станции Шаблиевской, Деникин переименовал село Воронцово-Николаевское в город Марков, в 1920 году название город Марков было упразднено, а населённому пункту возвращено прежнее наименование — село Воронцово-Николаевское. После окончательного установления советской власти, в июне 1920 года, село Воронцово-Николаевское преобразовано в уездный центр Ставропольской губернии. В июне 1924 года уезд Воронцово-Николаевский передан из Ставропольской губернии в Сальский округ (центр — станица Великокняжеская) Северо-Кавказского края. Уезды этим же постановлением преобразованы в районы. В августе 1924 года центр Сальского округа был перенесён из станицы Пролетарской (бывшая Великокняжеская) на станцию Торговая. 1 марта 1926 года в составе городов Северо-Кавказского края Декретом ВЦИК был утверждён город Торговый, окружной центр Сальского округа, и переименован в город Сальск.
Сальск в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, с первых дней активную работу по мобилизации вёл Сальский военный комиссариат. За годы войны было призвано на фронт 16 750 сальчан, из которых 7584 не вернулись с полей сражения. На здании бывшего военкомата г. Сальска по улице Ленина 29, в честь 70-летия Великой Победы установлена мемориальная доска.
В июле 1942 года бой у железнодорожного моста через реку Маныч, в котором участвовали воины 24-го пограничного полка под командованием подполковника С. Е. Капустина, позволил на некоторое время задержать продвижение фашистов, дав возможность эвакуировать снаряжение, технику и население. В период Великой Отечественной войны, с 31 июля 1942 года по 22 января 1943 года, Сальск был оккупирован немецко-фашистскими войсками. На южной окраине села Капустино (ныне входящего в состав города Сальска) фашистами был построен военный аэродром для оказания поддержки гитлеровским войскам, сосредоточенными в районе Сталинграда. На этом аэродроме базировалось свыше 300 самолётов-бомбардировщиков противника. В период оккупации немецко-фашистскими войсками города Сальска и окрестных сёл Воронцово-Николаевского, Капустино, хутора Заречного, на территории карьера кирпичного завода был создан концентрационный лагерь, в котором содержались советские военнопленные и мирные граждане. За время оккупации фашистами было казнено свыше трёх тысяч советских граждан. 22 января 1943 года город Сальск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. За время оккупации городу был нанесён значительный урон. Разрушены вокзал, промышленные предприятия, больничный городок, школы и другие здания.
После окончания войны город был в короткое время восстановлен и получил значительное экономическое и социальное развитие.
В 1946 году на станции Сальск было создано Сальское отделение Северо-Кавказской железной дороги.
31 мая 1957 года село Воронцово-Николаевское и хутор Заречный были упразднены и включены в черту города Сальска. В результате слияния с селом Воронцово-Николаевским и хутором Заречным увеличилась городская территория, на окраинах выросли новые микрорайоны, началось благоустройство центральных улиц. Город всё больше приобретал современный вид. В 1960-х годах было положено начало массового строительства многоквартирных жилых домов в локомотивном городке, нефтегородке, по улицам Николая Островского, имени Ленина, Пушкина и другим, проектировались современные микрорайоны с многоэтажной застройкой.
В 1962 году территория села Капустино была включена в городскую черту города Сальска, а Капустинский сельский совет был упразднён. Население города превысило 50 тысяч человек, что дало возможность перейти в разряд средних городов СССР.
1 февраля 1963 года Сальск получил статус города областного подчинения.
Сальск в 1970-х годах развивался как промышленный город, были построены новые предприятия, реконструировались старые. На каждом крупном предприятии осуществлялась коренная реконструкция промышленного производства. Комплексные планы по реконструкции проводились на заводе кузнечно-прессового оборудования, на авторемонтном, комбикормовом заводах, заводе пиво-безалкогольных напитков, на меховой, обувной фабриках, на мебельном комбинате.
Немаловажную функцию в экономике города и района играло Сальское отделение железной дороги, на котором трудилось свыше 6 тысяч сальчан. Производственная жизнь отделения Северо-Кавказской железной дороги была тесно связана с обслуживанием 18 районов Ростовской области, а также некоторых районов Краснодарского края и Городовиковского, Яшалтинского районов Калмыкии.
Ведущими предприятиями города Сальска в 1980-е годы были станция Сальск и Сальское отделение железной дороги, Сальское локомотивное депо, заводы кузнечно-прессового оборудования и комбикормовый, мебельный комбинат, швейная, меховая фабрики. Продукция заводов КПО и «Сальсксельмаш» пользовались спросом не только в СССР, но и за рубежом.
В феврале 1989 года Сальский район был передан в административное подчинение городскому Совету города Сальска.
С 1993 года город Сальск был включён в государственную программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России». В городе были созданы соответствующие органы управления по реализации данной программы. В рамках программы «Возрождение» было начато строительство Храма св. Кирилла и Мефодия на площади Юбилейная, строились многоэтажные жилые дома и другие объекты. В последующие годы продолжалось осуществление мероприятий, обозначенных в программе «Возрождение» и внесённых дополнений Постановлением Правительства РФ.
27 марта 1994 года на территории города Сальска и Сальского района прошли выборы в городскую думу. 15 депутатов были избраны в новый представительный орган местного самоуправления — Сальскую городскую думу города Сальска и Сальского района.
С марта 1997 года город Сальск и Сальский район получили статус единого муниципального образования Ростовской области.
В декабре 2004 года город Сальск получил статус городского поселения в Сальском районе.
В марте 2005 года город Сальск и Сальский район были преобразованы в муниципальное образование — Сальский район