Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов - так называется эта небольшая и аккуратная церковь.
Это вторая каменная постройка на территории Троице-Сергиева монастыря. Она строилась в 1476-1477 годах псковскими мастерами, которых пригласил в Москву Иван III (дедушка Ивана Грозного) для восстановления рухнувшего Успенского собора в Москве (то ли от землетрясения, то ли от "неудачной постройки" московский собор сложился как карточный домик в 1474 году). Мастера отказались восстанавливать столичный собор, но с удовольствием взялись за постройку церкви в Свято-Троицкой обители.
Строили Духовскую церковь взяв за "основу" Троицкий собор - первое каменное строение в Троице-Сергиевой лавре.
Пусть эти два собора похожи внешне: формы и пропорции - почти один в один. Но есть и принципиальное отличие: в Духовской церкви круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви. Именно это делает Духовскую церковь не только уникальной постройкой, но и древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.
Высота церкви визуально без труда делится пополам:
- четверик с тремя высокими апсидами, которые так напоминают архитектуру Троицкого собора;
- цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, на которой стоит барабан и купол.
В этой церкви очень интересное устройство звонницы и совершенно уникальный для Москвы звон, который первоначально назывался "псковским" или очепным.
Колокола висят на дубовых брусьях, узкие окна в барабане выполняют функцию "усилителя" звука, а вот раскачивались колокола с земли.
Очепной звон - звон в колокол путём его раскачивания на специальном шесте при помощи каната, при свободном положении языка. Этот вид звона считается более древним, чем звон с помощью раскачивания языка.
Изначально такой тип звона был распространён в Европе, на территории России же был известен только в западной ее части: Новгород, Псков.
Если рассмотреть Духовскую церковь поближе, то можно увидеть узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов. Это самый ранний пример использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.
Дневной свет попадает в Духовскую церковь из немногочисленных узких окон, а первые росписи на стенах появились в 1665 году с повеления Патриарха Никона.
Это тот самый Патриарх, который провел реформу русской православной церкви (естественно, при поддержке царя Алексея Михайловича). В итоге церковь разделилась на официальную и старообрядческую.
Наконец, мы и добрались до главного вопроса: зачем же лестница?
Дело в том, что колокола на Духовской церкви используют и в наши дни.
Сейчас звонарь поднимается по этой лесенке на крышу, далее, держась за верёвку если присмотреться - ее видно на фото, пробирается к колоколам и заставляет их петь...
Опасная у него работа! Как он делает это зимой - не представляю!
💙
Хороших поездок и приятных путешествий.