Истории о морских сражениях и подвигах, о дальних походах и потрясающих открытиях нравятся многим. Впрочем, далеко не каждый представляет настолько дороги в постройке, а затем и в содержании корабли, особенно предназначенные для переходов на большие расстояния. И что уж говорить, если это боевые корабли, и для их полноценного функционирования требуется множество высококлассных и редких специалистов. Неудивительно, что даже всегда гордившаяся своим флотом «Владычица морей», попытавшись сэкономить на моряках, встретила яростное сопротивление.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке)
После окончания Первой мировой войны все участвовавшие в ней страны так или иначе столкнулись с экономическими проблемами. Великобритания, вступив в войну могущественнейшей державой на планете, вышла из неё с огромными долгами и разрастающимся кризисом. Даже репарации от проигравших стран не могли пополнить стремительно уменьшающиеся ресурсы. Грянувший мировой кризис, а также популярные тогда идеи коммунизма, процветающие практически по всей стране, сыграли роль катализатора событий.
В начале 30-х годов двадцатого века экономика Великобритании пребывала в плачевном состоянии, как и большинство экономик мировых держав во время Великой депрессии. В обществе широко распространилось мнение, что ужас Первой мировой войны больше не повторится, и, как следствие, содержание огромных армий и флотов попросту нецелесообразно. Возможно, исходя именно из этого, а, может, и просто из экономической целесообразности в 1931 году представители трёх крупнейших партий Великобритании под названием «Национальное правительство» решили серьезно урезать ассигнования на флот, а также значительно сократить его состав. В 1931 году в составе флота числилось около 95 тысяч моряков, а годом позже 91,4 тысячи. Еще одним решением, принятым в сентябре 1931 года, стало значительное сокращение денежного довольствия служащих флота. Особенно это сказалось на нижних чинах. Так, морякам в зависимости от квалификации и выслуги лет сократили довольствие на 10%, а пришедшим на службу после 1925 года — на 25%. Естественно, слухи об этом вызвали раздражение и даже массовые протесты. Усугублял ситуацию тот факт, что старшим чинам жалованье урезалось лишь на 3,7%.
Основные события, позже названные Инвергордонским мятежом, начались 13 сентября 1931 года. В этот день Адмиралтейство официально подтвердило, что сокращение зарплат действительно произойдет, и довело эту информацию до состава флота в специальном приказе. Акции неповиновения и выступления среди нижних чинов начались еще 11 сентября, и подтвердившаяся информация лишь подлила масла в огонь. Матросы стихийно собрались на стадионе в Инвергордоне, куда прибыла эскадра, вернувшаяся с учений. Там они и начали акцию неповиновения. Как утверждали очевидцы, в толпе звучали лозунги социалистического характера и распевались социалистические же песни. Несмотря на всё это, матросы не проявляли агрессии против офицеров, однако проявляли неуважение к ним и отказывались повиноваться. О произошедшем было доложено в Адмиралтейство.
Считается, что мятеж начался 15 сентября. В этот день в море должны были выйти линкоры для продолжения учений, однако стоянку покинул лишь «Рипалс», остальные же остались в гавани. Как вспоминал один из участников мятежа:
«Корабли были полностью под нашим контролем. Мы выполняли обычные повседневные задачи — такие, как раздача продовольствия, чистка жилых помещений, обеспечение безопасности личного состава и организация пожарных партий в ночное время. Распоряжения офицеров нам не требовались и мы полностью игнорировали и с презрением отвергали их.»
В мятеже оказались задействованы линкоры и линейные крейсеры, а именно: «Худ» (англ. HMS Hood) — флагман Атлантического флота, «Рипалс» (англ. HMS Repulse), «Уорспайт» (англ. HMS Warspite), «Вэлиент» (англ. HMS Valiant), «Малайя» (англ. HMS Malaya), «Родни» (англ. HMS Rodney), и «Нельсон» (англ. HMS Nelson). Крейсеры: «Дорсетшир» (англ. HMS Dorsetshire), «Норфолк» (англ. HMS Norfolk), и «Йорк» (англ. HMS York). Эсминцы:«Шикари» (англ. HMS Shikari), и «Тетрарх» (англ. HMS Tetrarch), а также несколько более мелких и вспомогательных судов.
Осознавая всю серьёзность происходящего, ВРиО командующего Атлантическим флотом В.Томкинсон объявил об отмене учений и приказал уже вышедшим в море кораблям возвращаться. Практически весь день он потратил на обмен телеграммами с Адмиралтейством. По его воспоминаниям, восстановить порядок обычными средствами совершенно не представлялось возможным. Поэтому он рекомендовал руководству как можно быстрее пойти на уступки.
В 22.00 Томкинсон объявил по флоту, что согласно указу Адмиралтейства прежний уровень довольствия сохранится на месяц, однако ничего не было сказано о том, что будет дальше. После этой новости экипажи нескольких кораблей прекратили мятеж. Тем не менее волнения распространялись, и еще несколько кораблей, не затронутых мятежом до этого, отказались подчиняться. 16 сентября всё продолжилось. Мятежные матросы угрожали дезертировать или разрушить силовые установки своих кораблей, если требования не будут выполнены. В ответ на это Томкинсон объявил, что вопрос о пересмотре решения касаемого сокращения жалования рассматривается кабинетом министров. Постепенно до мятежников дошло, что правительство их услышало и готово на идти уступки. Волнения понемногу улеглись. В ночь с 16 на 17 сентября дисциплина была восстановлена, и Томкинсон приказал разойтись по своим базам.
Волнения в Инвергордоне закончились компромиссом. Кабинет министров решил сократить довольствие всем категориям моряков лишь на 10%. Также был принят ряд послаблений для личного состава. Рассказать морякам, что их требования услышаны прибыл премьер-министр Макдональд. Командование не стало проводить серьёзных разбирательств, чтобы вновь не разжечь только потухший мятеж. Таким образом, из многих тысяч участников лишь около 200 моряков были отправлены под стражу, и ещё столько же переведены на другие места службы. Британские историки отмечают, что мятеж обошлся без жертв, а отношение моряков к офицерам хоть и было показательно пренебрежительным, но всё же обошлось без агрессии.
Мятеж в Инвергордоне затронул, так или иначе большую часть Атлантического флота Великобритании — в него оказалось вовлечено до 12 тысяч человек. Для кабинета министров и всей правящей верхушки случившееся стало серьёзным ударом, поставившим вопрос об эффективности флота — главной опоры существования Британской империи. Мятеж стал причиной упадка на лондонских биржах в сентябре 1931 года и спровоцировал крах, еще больше усугубивший финансовое положение страны. Это вынудило 20 сентября отказаться от золотого стандарта в Великобритании, существовавшего не одно десятилетие. Атлантический флот был переименован во флот Метрополии в попытке избежать ассоциаций с мятежом, о котором много говорили в то время. Англичане не любят вспомнить о тех событиях и зачастую не в курсе, что такой случай вообще имел место быть. Ведь мятеж, неповиновение командирам и высказывания социалистических идей моряками Великобритании кажется чем-то немыслимым и не вписывается в стройную картину непобедимого и единого флота Британской империи.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/dzenbonus