Как и любой процесс изменений, изменения в терапии проходят несколько не линейных и не последовательных этапов. Если представить эти этапы через известную притчу о собаке, лежащей на гвозде, то они примерно такие:
Этап 1. Отрицание.
Этот этап базируется на процессе слияния.
Клиент уже смутно чувствует, что ему больно и неудобно (иначе он бы не пришёл), но пока ещё не готов признать, что причина этому - тот самый родной и близкий привычный гвоздь.
Клиент не видит себя отдельно от гвоздя. Клиент его игнорирует ("Гвоздь - это я и есть!") или рационализирует, оправдывает наличие гвоздя в своей жизни. Гвоздь представляется ему единственным возможным способом существовать, а фантазии о жизни без гвоздя сопровождаются страхами.
Что делать терапевту?
✅️ Поддерживать то, что приносит клиент.
✅️ Принимать его способ быть со своим гвоздём. Не навязывать свои способы.
✅️ Очень аккуратно, мягко и бережно отражать действительность. Быть хорошим большим зеркалом без искажений.
✅️ Расширять пространство вариантов, принимая клиентское "да, но...".
✅️ Поощрять любой взгляд в сторону гвоздя: "Ты туда смотришь? И это уже хорошо!".
Я стараюсь не забывать, что возраст этой части изменений - младенческий, до года. Процесс шизоидный, направлен вовнутрь, на сохранение статус-кво. Несвоевременная или слишком агрессивная фрустрация может привести к срыву терапии.
В групповых процессах - оберегать участников от навязывания своего материала другому, напоминая о правиле "я-сообщений" и правиле "стоп".
Слишком активная поддержка злости клиента на гвоздь и игнорирование последующего стыда может привести к аутоагрессии для клиентов по зависимому типу, либо к агрессии на терапевта и группу - для клиентов по контрзависимому типу. И к срыву терапии.
Этап 2. Торг.
Этот этап базируется на процессах слияния, осознавания и сепарации.
Клиент уже видит ситуацию и начинает видеть себя отдельно от гвоздя. Если он в групповой терапии, он также видит, как обходятся со своими гвоздями другие участники группы.
Он уже видит, почему именно ему больно и неудобно, но пока ещё не готов отказаться от своего гвоздя, хотя уже начал на него злиться, испытывая за это вину и стыд.
Фантазии о жизни без гвоздя всё ещё сопровождаются страхами. Но одновременно появляется зависть к тем, кто может иначе. А за ней - обесценивание.
Клиент перебирет варианты, как можно приспособиться к гвоздю, чтобы было не так больно и неудобно.
Что делать терапевту?
✅️ Поддерживать процесс начинающейся злости на гвоздь.
✅️ Фрустрировать обесценивание.
✅️ Отражать действительность.
✅️ Активно расширять пространство вариантов, принимая клиентское "да, но...".
✅️ Поощрять отдельность от гвоздя.
Возраст этой части изменений - от 1 до 3 лет. Клиент уже готов бунтовать и отделяться, но ещё не всегда верно выбирает объекты для злости.
Могут быть качели в отношении к своему гвоздю: идеализация и обесценивание. Процесс становится амбивалентным (тревожно-избегающим).
Несвоевременная или слишком агрессивная фрустрация по-прежнему может привести к срыву терапии.
Здесь терапевту очень помогает чувствительность: те самые навыки распознавания настроения по повороту ключа в замке.
В группе - оберегать участников от обесценивания друг друга ясно показывая процесс.
Игнорирование обесценивания может привести к срыву терапии.
Завтра напишу о 3 и 4 этапе.
Автор: Тимохина Анна Сергеевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru