Старые газетные статьи сохраняют далекое историческое прошлое. Вот и сейчас, читая Пермские губернские ведомости за 1899 год, можно не без удивления узнать о сложностях ушедшей в небытие профессии погрузчика соли.
В селе Усолье зима.
Кама спит под толстым ледяным слоем; во всех прибрежных селения та же дремота и сон, как во всех лесных деревнях и селах.
Только между варницами и амбарами спящего селения проявляется некоторая жизнь и движение.
Длинными вереницами тянутся из варниц к амбарам бабы и девушки с мешками на спинах. Это - "солоноски" - особый класс промышленниц, вызванный на дело тем занятием, которое дало им настоящее название.
Они ссыпают внутрь амбара соль, нагруженную в мешок другими работницами, называемыми "нагребщицами", которые обыкновенно не выходят из варницы, будучи обязаны наполнять мешок каждой носильщице из своей артели. Они же рассчитываются и с подрядчиками за труд, весьма не легкий, если сообразить то, что между работницами мы видим бессменных женщин и девушек, едва вышедших из детского возраста.
Заработок делился между участницами в партии с тысячи пудов (16 380 кг), так что самая усердная солоноска могла "выробить" в неделю от 2 до 5 руб. серебром. Они таскали соль до тех пор, пока не наполнят амбара до самого верха. Тогда амбар запирался и к замку прикладывались печати владельца и печати казны.
Количество соли определялось приблизительно, и точная цифра выяснялась уже при отпуске ее покупателям. Это происходило со вскрытием Камы, когда на сцену опять выступали "солоноски", те же красные девицы, ребята и даже старики, приходящие сюда обыкновенно из окрестных селений.
Разлив весенней воды р. Кама против Усолья бывает более чем на 5 верст (5,334 км) ширины. Березники и Усолье, разделяемые течением Камы и отмелью песка, покрываются водою более чем на версту. В Усолье, Ленве, Дедюхине и прилегающих поселках все низкие места и находящиеся на них жилища рабочих затопляются водой, и сообщение по улицам производится на лодках или плотах, которыми стараются запасаться все жители низких мест. Водою затопляются и некоторые церкви. Разлив воды приносит жителям много материальных потерь, не говоря уже о трудности и неудобствах жизни в затопленных жилищах, а также и сообщении при переправах на работы в заводы.
Подъем воды в среднем мог достигать уровня 37 четвертей. При этом подъеме воды имелась возможность сделать свободно нагрузку в суда до 12 млн. пудов вываренной за зиму соли в Березниковском, Усольских, Ленвенских и Дедюхинских заводах. Погрузка соли производилась более, чем в 100 барж, вместимостью от 75 до 150 (1228,5 - 2457 кг) и более тысяч пудов каждая.
Нагрузка соли из амбаров в баржи для отправки в пункты продажи по рр. Белой, Вятке и вверх по Волге в Н.- Новгород и др. места, производилась большей частью раз в год. Продолжалась недели три, а иногда и месяц, при чем ежедневно было занято во всем Усольском районе до 6 000 человек рабочих мужчин и женщин. На закате солоносы и солоноски грузили соль на суда, которые весною имели возможность останавливаться у самых амбаров.
Работы велись с 6 часов утра до 8 часов вечера с часовым перерывом для обеда. Работой были заняты как местное заводское население, так и из соседних к Усолью волостей, иногда пришедшие для работы за 50 (53,34 км) и более верст. Работа по погрузке не легка, рабочему нужно было пробыть на работе обязательно 13 часов, да, кроме того, потратить не мало времени на утреннюю и вечернюю переправу на работы и обратно, через затопленную местность, а также завтрак, обед и ужин, на что уходило около 3-4 часов в сутки, так что для отдыха оставалось времени очень немного.
Работа производится мужчинами, женщинами, а также и подростками, как мальчиками, так и девочками, и состоит из рубки и размельчения соли в амбарах, где она слеживается от долгого лежания, а также и сдавливается от своей тяжести на высоте до 6 сажен и более. Нарубленная соль нагребается в мешки 2-х пудового веса и на головах исключительно женщинами переносится на баржи. Сама переноска делается всегда бегом. [о причинах чуть ниже].
Уже на барже соль ссыпалась в деревянные кадки и взвешивалась, затем она ссыпалась в трюм баржи, где разгребалась рабочими из подростков и пожилых женщин для того, чтобы слой насыпанной соли в барже был ровен: это нужно было для правильной осадки баржи на воде.
Вешают соль на палубах судов на весах, установленных под люками. Одна скалка весов состоит из кадки, вращающейся на горизонтальной оси так, чтобы можно было перевертывать кадку верх дном для высыпания соли в трюм судна. Каждый раз в кадку вешается 10 пудов.
Неграмотный вахтер зарубает на барке число взвешанных кадок.
По пословице "у хлеба не без крох" и здесь падают крохи порядочные.
Прежде, ради усыпки и утечки соли, позволялось делать походец от 5 до 6 фунтов на каждую кадь, но он стал со временем увеличиваться и дошел до полпуда. Тогда запретили его вовсе и велели весить в "стрелку".
Единство интересов принимающего и отпускающего соль заставило выдумать новый обход, - и вахтеры с тех пор начали забывать записывать и зарубать некоторые кадки. Обидевшееся начальство ухитрилось выдумать такой механизм, который обозначал количество переворотов кадки, отмечая даже такой случай, когда кадка перекинется пустой.
Тогда стали давать "на брагу" солоноскам, чтобы поживее бегали. Вследствие этого приказа, начинается торопливая работа и впопыхах, как бы по ошибке, работники начинают сыпать соль, мимо кадки, прямо в люк. Ловкая солоноска, как нарочно, запнется за палубу и картинно растянется перед приставом, успевши рассыпать мешок опять-таки в люк. Общий хохот вызывает улыбку и на лице пристава, смекающего о подвохе.
При большом отпуске соли забывают в суматохе, сколько весов было в деле. Вообще караванная и судовая нагрузка соли составляет для всех
веселое время, а для иных приятное и выгодное в других вещественных отношениях.
Однако при нагрузке в баржи соли в нее попадало много нечистот, как при размельчении соли в амбарах, так и разравнивании ее в трюме баржей, так как рабочие иногда прямо с грязными ногами начинали свою работу. Принимали всевозможные меры, но исправить грязное положение дел никак не удавалось.
Источники:
"Живописная Россия: отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении". Т. 8. Ч. под ред. П.П. Семенова, 1901 г.
"Пермские губернские ведомости" №104 от 19 мая 1899 года, среда.