Shining in the Darkness - это RPG, вышедшая в 1991 году для консоли Mega Drive/Genesis, разработанная Climax Entertainment. Это была одна из первых ролевых игр, выпущенная для этой системы, и она положила начало продолжительной серии Shining Force, в которую мне ещё предстоит поиграть. О, сколько людей нахваливало мне Shining in the Darkness, как родоначальницу серии. Я представляла себе конфЭтку из мира ретро игр. Кстати, удивительно, но Бывалый сказал “Про игру знаю, но в деталях не помню. Скорее всего не играл”. “Ну что ж, раз даже Дмитрий не в теме, то придётся мне восполнить этот пробел за нас обоих” - подумала я, надела пиратскую треуголку и пошла бороздить просторы торрентов.
“Сияние во тьме” - более точного описания моих впечатлений об игре трудно представить. Игра включает в себя элементы которые я обожаю, но при этом навязывает игровые механики, от которых хочется лезть на стену. Shining in the Darkness каким-то образом умудряется быть моим представлением одновременно о рае и аде в мире RPG, и трудно понять, перекрывают ли хорошие моменты плохие.
Если свести всё основному геймплею, то Shining in the Darkness - это лишь заурядный dungeon crawler (бродилка в лабиринте) от первого лица.
Сюжет и геймплей
Действие игры разворачивается в королевстве Торнвуд. И всё происходящее видится глазами главного героя, который, видимо заклеил рот пластырем, потому что за всю игру он не произносит ни слова. Канонического имени у него нет, поэтому, как говорится, как вы лодку назовёте… Итак, вы начинаете свой эпический квест когда ваш герой оказывается во дворце перед королём. По какой-то причине принцесса Джесса весело бродила в окрестностях лабиринта, расположенного в двух шагах от замка и ближайшей деревни, и впоследствии пропала. Далее по ходу диалога обнаруживается, что её сопровождал ваш отец, который тоже пропал. Ох уж эти сюжетные повороты! И вот появляется жуткий злодей Дарк Сол (Dark Sol), желающий получить королевство в обмен на похищенную принцессу.
Король поручает нам отправиться в лабиринт, чтобы найти союзников, оружие и опыт, необходимые для спасения королевства. Вызволение принцесс, конечно, дело нелегкое. Главному герою придётся войти в Лабиринт и пройти четыре испытания Древних. Ничего особенного в сюжете нет, правда? Но не стоит забывать, что в конце 80-х, начале 90-х события в играх не были 100-часовыми историями, которые сегодня воспринимаются как должное.
Первые пару часов герой остаётся в одиночестве. Но после победы над первым боссом состав группы расширяется. К вам присоединятся Пира - вздорный эльф-маг и Майло - священник-стажёр. В лабиринте находятся ещё три персонажа, нуждающихся в спасении. Спасение любого из них не является обязательным. История не меняется в зависимости от того, вернёте вы их в безопасное место или нет. Каждый из них будет случайным образом будет помогать вам в бою и покинет группу, как только вы вернётесь в город.
Несмотря на некоторую упрощённость по сравнению с современными RPG, оружие и снаряжение приходиться распределять между членами группы, покупая их за золото, добытое при победе над врагами. В соответствии с традициями жанра, статы группы также увеличиваются по мере получения опыта во время сражений.
Сражения происходят исключительно в лабиринте. Очевидно, что это отличное место для злодея, чтобы спрятать похищенную девушку, ведь оно полно ловушек и монстров. Что касается длины, то лабиринт, вроде бы, небольшой (9 уровней 30х30). Но в каждой зоне, в которую вы попадаете, придётся провести не менее часа, а то и двух, бродя по коридорам, пока не получите уровень или два. Затем будете выкачивать тонны золота на новое снаряжение, потом снова качать уровни, чтобы победить следующего босса, а потом.. В общем, можно продолжать до бесконечности. Успех прохождения первых двух этажей будет зависеть от того, сподобитесь вы нарисовать карту на бумаге или нет (как в старые добрые времена), поскольку у вас не будет доступа к её внутриигровому аналогу. Только примерно через 5 часов игры, на третьем уровне лабиринта, Пира выучит заклинание, которое позволит, наконец-то, открывать карту.
Головоломки в Shining in the Darkness решаются скорее с помощью удачи, чем интеллекта. Это означает, что придется проводить поиск в каждом тупиковом коридоре, который вам попадётся. В дальнейшем шар истины покажет фальшивые стены, а специальные ключи откроют разные части подземелья. Однако, в игре это плохо объясняется, и можно застрять на несколько часов, прежде чем вы поймёте что к чему.
Заблудиться недостаточно? Вот вам случайные встречи. Пожалуй, действительно самые случайные из всех, которые мне доводилось видеть в RPG. Вы можете целую вечность блуждать без помех, а потом обнаружить, что через каждые 5 шагов вам в горло впивается зубастая гадость. Сами бои просты. Нужно выбирать между атакой, использованием предмета, заклинанием или бегством и надеяться, что вы успеете снизить здоровье врага до нуля, прежде чем он сделает то же самое с вами.
Поскольку у каждого вашего персонажа есть очевидные сильные стороны, вы не будете менять стратегию, и героям предстоит из хода в ход делать одно и то же. В итоге, бои получаются затянутые и однообразные. Хочется отметить, что вам встречается огромное количество разновидностей врагов, многие из которых действительно интересны и причудливы, но это мало отвлекает от монотонных боёв.
А сохраняться можно только в городе, и это значит, что каждый раз, когда вы хотите выйти из игры вас ждет 20-минутный возврат в деревню. Впрочем, поскольку я больше не делю компьютер с братом, мне было проще не выключать игру.
Представьте, каково было владельцам пиратского карика на Sega Mega Drive, на котором не работали сохранения. Один мой знакомый реально убил целый день на прохождение и не с первой попытки. Но, как он говорил, оно того стоило :-) Бывалый
Всё-таки приятные моменты в игре есть. И находятся они за пределами лабиринта. Как говорилось выше, в Shining in the Darkness нет обширного игрового мира, который нужно облететь на дирижабле, потратив 100+ часов. У нас есть один город, один замок и один лабиринт. С лабиринтом мы всё выяснили, а остальные локации существуют для того, чтобы рассказать историю игры.
И чем больше времени вы проведёте в каждой из них, тем больше поймёте о мире и его истории. Локации представляют собой широкие панорамы, которые изящно прокручиваются при повороте головы главного героя, и повсюду встречаются аниме-версии фэнтезийно-средневековых персонажей. В каждой локации диалоги меняются после обнаружения важного предмета или значимого события.
Местные пьяницы в таверне будут комментировать ваши подвиги или делиться сплетнями. Торговцы достаточно динамичны: их инвентарь пополняется, а по мере прохождения игры становятся доступны особые предметы. Кстати, владелец оружейной лавки точь-в-точь Гилиус из Golden Axe.
Графоний
Графика, конечно, времён динозавров. А что вы хотели? На дворе был 1991 год. Но сегодня, когда я играю в Shining in the Darkness в 2024-м, она по-своему неплоха. Стены подземелья плавно прорисованы и имеют насыщенные цвета. Это важно, потому что вы будете смотреть на них долгое время. Некоторые геймдизайнеры считают, что скучные серые стены или (что совсем уж плохо) нескончаемый забор из стальной сетки вполне подойдёт.
Геймдизайнеры из Climax Entertainment не такие. Они старались, чтобы подземелья выглядели красивыми и преуспели в этом. Монстры тоже имеют приятный полноцветный вид. Все они хорошо прорисованы и выглядят, в целом, законченными. Создается впечатление, что люди действительно трудились, чтобы монстры получились интересными и разнообразными. И, хотя, противники в большинстве случаев не анимированы, во время боя они немного двигаются влево-вправо, вверх-вниз, создавая ощущение движения.
Музыка
Я редко обращаю внимание на музыку и звуки в играх, но тут… Звук в Shining in the Darkness - это не то, о чём стоит говорить. После, примерно, 5 часов одной и той же музыки в лабиринте и городе вам захочется оторвать себе уши. Музыка здесь никак не связана с тем, что происходит на экране, ну, пожалуй, кроме боёв. Так что если вам захочется выключить звук и включить песню любимой группы, смело так и поступайте.
Физические издания
В кои-то веки в рубрике физических изданий не PC, а консоль. Выходила игра на платформе sega megadrive и ввиду малой жанровой конкуренции на платформе игра обрела культовый статус. А карик в полнокомплекте в PAL регионе стоит каких-то 6000 рублей на ебее, спешите купить пока барыги не подсуетились ;-)
Заключение
Подача сюжета и графика могут быть сколь угодно блестящими, но они теряются среди такого количества тьмы, что трудно рекомендовать её кому-то, кроме самых хардкорных фанатов RPG. Если вы хотите поиграть в одну из старых классических игр, то это то, что вам нужно, чтобы окунуться в ностальгию. Лично я считаю, что вам стоит рискнуть и попробовать. Но будьте готовы потратить на неё много времени.
© СтаринаГоголь
Спасибо за прочтение. Если вам было интересно, не забудьте прожать лайк и подписаться на канал, если ещё не сделали этого. А если вы тоже хотите поделиться своими воспоминаниями из детства или написать обзор на любимую игру, пишите мне вконтакте, обсудим.