1,6K подписчиков

Главный храм Вооруженных Сил в Парке «Патриот». Один из «Бессмертного полка». Знать, чтобы помнить…

123 прочитали

Часть вторая. Музей «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Один из «Бессмертного полка»

Для меня 9 мая всегда праздник, очень светлый и торжественный. Особенный!

Всегда этот день с семьей проводили где-то в центре города, гуляли по празднично украшенным улицам и площадям, любуясь нарядной и празднующий Великий день Москвой. Вечером – обязательно на салют, тогда еще на Ленинских горах.

Гордился нашими седеющими, но очень бодрыми и подтянутыми, часто улыбающимися ветеранами. Ветеранов было очень много, несомненно, это был их день. Традиционное место встреч победителей - возле Большого театра и в парке культуры Горького. Многие в этот день ходили в военной форме, парадной или повседневной, кто-то в обычной гражданской одежде. Но у всех были награды. Меня завораживал звук бьющихся друг о друга медалей, я восхищался разноцветными планками орденов на груди. И у всех ветеранов в руках были неизменные гвоздики.

Я всегда гордился свои дедом, участником войны, дошедшим до Победы с одним ранением. Особенно гордился им 9 мая, когда мы с ним шли на салют. Салютная пушка стояла на трамвайном мосту через пути Павелецкого направления, рядом с моей школой №556. Мест, откуда производились праздничные выстрелы, было тогда очень много, в разы больше, чем сейчас. И в таких местах собирался весь район.

И когда мы шли через дворы, легкий звон от его медалей, отдавался эхом в такт его шагам. Дедушка всегда надевал пиджак, на котором уже блестели заранее начищенные медали и красовались два Ордена Красной Звезды.

Помню его китель с капитанскими погонами и планками наград, долго, как святыня, висевший в шкафу…

К сожалению, время идет, ветеранов практически не осталось…

Немного передохнем от увиденного (здесь размещена ссылка на предыдущую часть), впечатлений очень много. Ими делимся, держа в руках горячий сладкий чай, присев на железные кресла возле небольшого кафе на площади. Рассматриваем сделанные фотографии.

Теперь в музей. Нам предстоит увидеть 35 залов, 27 из которых интерактивные, пройдя 1418 шагов. Столько дней длилась Великая Отечественная война. Музей именно так и называется: «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Музей сделан так, что охватывает полукольцом всю огромную площадь, визуально объединяя все объекты, находящиеся здесь. У музея есть особая часть, она на улице. Ниже вы прочитаете комментарии под моими фотографиями, они будут размещены в отдельной галерее этой публикации.

Вход в музей слева от храма, а выйдем мы уже справа от него, действительно пройдя почти 1400 метров…. Понимаем и к этому готовы – это займет не менее 3-х часов, мы всегда смотрим очень внимательно. Так же понимаем, что осмотреть все за один раз – не хватит сил. Оплачиваем аудиогид (вход в музей бесплатный), где информацию о находящихся в залах экспонатах читают известные актеры. Выясняется, он только мешает, отвлекая от осмотра. Выключаем его. Из наушников идет только общая информация, которая известна практически всем, кто хоть немного знает о событиях в войне. Скорее, это подойдет для подрастающего поколения.

Да. Дорога памяти. По-другому и не скажешь. Очень точное название музея, отражающее суть увиденного. Обстановка залов погружает в события важнейших этапов войны: обороны Брестской крепости, Москвы, Сталинграда, Дорога жизни, Курская дуга, взятие Берлина, подвиги отдельных Героев.

Насколько мне известно, жители Волгограда 6 раз в год с гордостью называют свой город Сталинградом. Один – именно 9 мая. В этом славном городе я был несколько раз, один из которых - в преддверии Дня Победы.

Это музей боевых документов, - документов очень много, это сводки, донесения, наградные листы с описанием подвигов конкретных людей, хронологической последовательности событий каждого дня войны. Каждого дня! Музей огромного числа фотографий! Фотографий участников боевых действий и тружеников тыла, фотографий партизан, санитаров, мальчишек у станков, узников концлагерей, жителей разрушенных городов и сожженных деревень. Фотографий в проекте – вдумайтесь – более 36 миллионов!

Справа на стенах зала – галерея портретных фотографий, они очень медленно движутся, переходя из зала в зал, так задумано. Круговой оборот фотографии по всей галерее ровно сутки. Над фотографиями, расположенными в три ряда, висят на всю длину стены несколько панно, их 5,6 или больше. Так в каждом зале.

Панно – это увеличенные черно-белые реальные фотографии времен войны. Такие надо смотреть издалека, только тогда они обретают четкие контуры, вблизи кажутся размытыми. (Чуть позднее я кое-что поясню, здесь есть маленький секрет).

На противоположной стене, иногда в центре зала располагаются многочисленные экспонаты или инсталляции, рассказывающие о тяжелых днях войны: оборона Брестской крепости, работа санитаров и военных врачей, эвакуация оборудования заводов вглубь страны, Курская битва, форсирование Днепра. Даже и не пытаюсь все перечислить, экспонатов и сцен событий очень много.

Не могу смолчать и не написать о глупости одной мамаши, которая решила сделать фото своей улыбающейся 7-8 -и летней дочери на фоне инсталляции колючей проволоки концлагеря, где запечатлены изможденные лица женщин и детей, и с улыбочкой делала фотографию. Не смог удержаться, прокомментировал ее действия. Цинизм, пошлость, мерзость, очевидная глупость и безнравственность. Что у человека в голове творится? Мне ее искренне жаль…Мне жаль тех людей, которые позируют на фоне людского горя. Это называется моральное уродство. Где что у нас не так….?

Простите меня за эмоции, не удержался!

Под фотографиями, на витринах-столах, закрытых стеклом, среди документов и артефактов располагаются информационные планшеты, где можно получить сведения об участнике боевых действий.

Народа у планшетов много, чтобы подойти, приходится ждать. И вот, с заметным волнением, вбиваю в поисковую строку фамилию, имя, отчество, место рождения и…

Я вижу человека примерно 25-30 лет, в военной форме с петлицами на воротнике гимнастерки, с прической, модной по тому времени, с серьезным взглядом… Я вижу своего деда! Его фотография крупным планом появилась поверх движущейся галереи и на горизонтальном экране планшета. Я вижу его награды, боевой путь части, его назначения.

Я готов был его увидеть здесь, своего деда я находил на сайте «Подвиг народа», но в этой ситуации цепенею. Делюсь увиденным с рядом стоящими посторонними людьми, они понимают мои чувства.

Я долго рассматриваю своего деда, прикасаюсь к изображению свечи на экране планшета, она загорается. Здесь она будет гореть теперь всегда, показывая всем, что о нем помнят. В последнем зале №35 в этот момент на большом экране появится и замрет на какое-то время его фотография. Дойдя до этого зала, своего деда я вижу здесь. У меня подступает комок к горлу. Напротив него стою долго, мне никто не мешает вспоминать его, зажигаю, уже настоящую, маленькую свечку на алюминиевом основании, ставлю рядом. Спасибо, дед, что ты был, горжусь тобой!

Ровно через 70 минут фотография капитана Савченкова М.Д. перестанет быть статичной и медленно поползет вверх, как и тысячи фотографий на экране этого зала. И еще один герой войны, где-то на небесах, займет свое место в строю одного из подразделений бессмертного полка.

Капитан Савченков Михаил Дмитриевич
Капитан Савченков Михаил Дмитриевич

Один из «бессмертного полка» - Савченков Михаил Дмитриевич, 1915 года рождения, деревня Плещеево Смоленской области. Это папа моей мамы, кадровый военный. Начало войны с семьёй встретил в Львове, он же на картах вермахта - Лемберг. Гражданское население стали эвакуировать на восток страны, семья моего деда была эвакуирована в удмуртский Воткинск. Моей маме тогда было два года. А дедушка ушел бить врага.

Михаил Дмитриевич дошел до победы, закончил ее где-то под Берлином в звании капитана (Берлинская операция). Его не стало в 1981 году, когда я служил срочную службу. Замечательный был человек, очень умелый, все мог сам сделать или починить. После войны они, Савченковы, жили долго в Москве в очень маленькой комнатке в очень большой коммуналке где-то на проспекте Мира. Как пел Высоцкий, родившийся там же, - «на 48 комнаток всего одна уборная». Вся мебель была сделана моим дедушкой. Сундук, на котором в то время спал его младший сын Миша, «многоэтажная» полка-этажерка с резными ножками. Кухонный шкаф-буфет, - я помню великолепно все его изящные формы и детали, и помню, с каким звуком закрывались дверцы. Шкаф долго был в моей семье, переехав в новую полученную квартиру на проспекте Вернадского, поселился в темной комнате на огромной лоджии. Сегодня дальнейшая судьба знаменитого шкафа не известна, наши пути со шкафом проложились в разных направлениях.

Под фотографией деда какие-то непонятные для меня числа, пытаюсь понять, что это – галерея №29, шаг 1253, ячейка панно №5, что за секретный код? Кто-то из стоящих рядом мне неправильно подсказывают, что это отсылка к архивам МО. В зале обратиться не к кому, смотрителей нет, молоденькие волонтеры не знают. На левой стене, под витринами с документами замечаю что-то наподобие шкалы времени, там есть обозначение шагов – шаг 359, 566, 917, 1346 … И во всех залах шкала эта есть. Сопоставляю с названием музея, понимаю - уточнение в том зале, где на шкале есть число 1253. Дохожу до зала №29. Возможно, где-то есть дополнительная информация или отдельная фотография Савченкова М.Д. Увы, ничего не нахожу и иду слегка расстроенный к выходу. Уже на выходе показываю с телефона фотографию деда с этими числами работнику музея. И он мне доходчиво объясняет, что такое панно №5 и остальные числа.

Теперь то, что обещал пояснить и вам, мой читатель. Оказывается, все панно в каждом зале набраны из мелких фотографий «бегущей» галереи размером около одного сантиметра на полтора. И именно эти фотографии, которых и не сосчитать, составляют все изображение целиком. И фотография моего деда является одним из таких маленьких прямоугольничков, из которых собрано панно. Стоя хотя бы в метре от него при затемненном музейном освещении, вы этого не заметите, если не знаете. Вот и весь секрет. Теперь вы знаете. Конечно, мне моего деда найти не удалось, как бы внимательно я не всматривался.

Временная шкала - светящаяся желтоватая полоска с насечками внизу экрана. 25 ноября 1944 года, шел 1253 день войны. Напротив, сейчас сзади меня, панно №5
Временная шкала - светящаяся желтоватая полоска с насечками внизу экрана. 25 ноября 1944 года, шел 1253 день войны. Напротив, сейчас сзади меня, панно №5
Панно №5, в котором около 40 - 45 тысяч маленьких фотографий.
Панно №5, в котором около 40 - 45 тысяч маленьких фотографий.

Кое-что добавлю. В панно включены только те фотографии, которые были изначально в архивных данных МО. По моим подсчетам, в одном квадратном метре панно около 7 тысяч фотографий, во всем зале таких прямоугольничков около 800 000 или больше. Общее количество фотографий, использованных в настенных панно, около 20 миллионов. Я это все написал для того, чтобы вы могли оценить колоссальный труд всех тех, кто участвовал в создании этого музея, кто собирал и выстраивал базу данных. Фотографии своих родственников
- участников войны, тружеников тыла люди присылают до сих пор. Как я уже говорил, их более 36 миллионов. Музей поистине народный!

Великолепная идея и колоссальный труд художников, я не представляю себе всю сложность работы составить панно таким образом.

Надо признаться, что работы в такой технике я видел ранее. На внутренней стене Кремля Нижнего Новгорода так был изображен танк Т-34, состоящий из отдельных фотографий. И это тоже было в преддверии 9 мая!

В завершение этого дня осматриваем особую часть музея, обходя его по кругу вдоль всей линии галереи. Здесь в латунных гильзах от артиллерийских снарядов 76 калибра в специальных постаментах хранится в солдатских кисетах земля, привезенная с мест захоронения воинов. Это братские захоронения и отдельные могилы. Постаменты были установлены с воинскими почестями, всего таких хранилищ 174, гильз в постаменте 168. Не берусь подсчитывать общее количество гильз, но это производит неизгладимое впечатление. Передо мной несколько гильз из Мамаева кургана - цифра погибших просто страшная. Это не цифры - это жизни! 71 тысяча 607 человек

С восточной стороны храма установлена необычная скульптура "Матерям победителей", являющаяся одновременно часовенкой с вечным огнем, горящим внутри. Пламя не сильное, огонь словно от свечи. Внутренняя стена напоминает слезы матерей, чьи сыновья не вернулись с войны. В эти углубления-слёзы можно поставить небольшую поминальную свечку. Свечка лежит рядом, в контейнере. Помяни́те! Склоненный силуэт матери очень трагично смотрится и во всем ее облике боль и горе. Эта символическая скульптура не имеет лица, возраста, национальности, невозможно сказать, какому Богу она молится. На войне гибли сыновья всех вероисповеданий.

Буду заканчивать. Я рад, что поделился с вами своими впечатлениями и эмоциями. Горжусь своим дедом, всегда про него вспоминаю. Уверен, и вам, мой читатель, есть, кого вспомнить, кого почтить…

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, и с пути свернуть!

И мы не свернем!

Белогорцев А.Ю.

9 -14 мая 2024 года