Найти тему

Музыкальное развитие. С чего начать?

До трех лет ребенок активно исследует мир предметов. Ему важно познать, как тут у нас все устроено. Он пробует эту жизнь на вкус, на звук, на размер, на цвет, на вес, на запах. Он проверяет предметный мир на прочность и дальность полета, он чаще ломает, чем строит. Это его потребность. Если на этом этапе дать ребенку, скажем, скрипку и ограничить в исследованиях, наше «нельзя» перекроет естественное детское «хочу», и возникнет телесный блок, а следом за телесным придет и блок в психике. Этот блок многие взрослые люди несут из детства за собой, когда желание есть, а действий по его осуществлению не совершается. Разумеется, это не означает, что детей нужно растить во вседозволенности и давать им барабанить по скрипке и забивать гитарой гвозди.

Но нам, взрослым, важно создать условия для удовлетворения детской потребности в безопасном экспериментировании с миром предметов. Иначе в более старшем возрасте мы столкнемся с дефицитами. И нам все равно придется спускаться на ступеньку ниже.

С трех лет ребенку становится интересной сюжетная и сюжетно-ролевая игра, но и предметный мир до сих пор манит – уже как источник вдохновения, идей и творчества. Простые предметы без определенной функциональной и смысловой нагрузки дают возможность придумывать огромное количество игр.
Это безлимит на креатив. Обычную палочку можно превратить в целый мир, и музыка тут отличный компаньон для создания новых вселенных. Вслед за детьми и взрослые получают возможность стать Творцами своих собственных звуковых комбинаций, новых музыкальных «инструментов» и удивительных игр, рождающихся из ниоткуда. Однажды папа моего ученика рассказал мне, что стал бешено креативить на работе после наших погружений. Это легко объяснимо. Мы запускаем в играх креативную мышцу – и она начинает качать креатив в любых других условиях.

И самое главное. Чтобы у человечества мог появиться симфонический оркестр и родиться Моцарт и Чайковский, много тысяч лет назад один неандерталец, сидя в своей пещере в безопасности и сытости, должен был стукнуть камушком о камешек и удивиться, что из последовательности таких звуков получается что-то приятное, от чего ему становится хорошо. Постепенно мир звуков пещерного человека становился все более разнообразным, возник барабан, первые флейты. И все это время одним из основных музыкальных инструментов было человеческое тело – голос, хлопки, шлепы, топы, щелчки. Люди общались, рассказывали друг другу истории с помощью звуков, интонаций и движений – еще до возникновения речи. Это были первые песни и танцы, и первый театр.

«Но мой ребенок не неандерталец! Зачем эта деградация? Пусть слушает классику, а не вот это вот все с палками и прочими странностями», - возразит кто-то из вас. Классика – это, безусловно, хорошо. Но чтобы Музыка стала близкой, проникла глубоко в тело и разум, человеку – любому, речь не только о детях, -
важно пройти те же стадии музыкального развития, по которому шло человечество. Важно настучаться, нашуршаться, назвенеться, наисследоваться вдоволь, открыть в себе музыкального неандертальца, который создал музыку из ничего. Важно выпустить Музыку из филармонии и концертных залов и впустить в близкий круг. Почувствовать, что для элементарного музицирования не нужно иметь музыкального образования. И «элементарный» НЕ означает «примитивный». Элементарный – от слова «элемент». Первоначало. Через палки, шуршалки, звенелки мы с детьми и взрослыми спускаемся к музыкальному первоначалу. И погружаемся в радость созвучия друг с другом. Двигаемся к более глубокому, тонкому восприятию и классики, и другой музыки, которую к сегодняшнему дню создало человечество. Накапливаем мотивацию для освоения более сложных музыкальных инструментов. Истинную мотивацию – не из представлений о том, как это полезно и правильно, а из настоящего «хочу». Обучаю этому уже больше 15 лет.

#музыкальноеразвитие
#музыкальнаятерапия
#музыкальныезанятия