Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

От суперэпатажа «Последней женщины» (с Орнеллой Мути в главной женской роли) до американских фильмов ужасов…

«Эти и подобные им ленты других видных кинематографистов, исследующие причины се**уальных аномалий и садизма, насилия или проповедующие се**уальную раскованность как способ освобождения от буржуазного правопорядка, морали и быта, на деле ока­зываются в том же ряду, на тех же экранах, что и ци­ничные поделки ремесленников»…

-2

«Сегодня в кинематографе Запада возникла ситуация, когда проповедь разрушения морали (и в ко­нечном счете разрушения человеческой личности) в са­мых различных вариантах — от откровенно рыночных до усложненных, «интеллектуализированных», с использованием всего арсенала изобразительных средств, кото­рыми располагает современный кинематограф, — стала фактически основой и сущностью множества фильмов. …

Установка на прибыль от зрелища, наполненного эро*икой и жесто­костью, рождает бесчисленные киномодели такого рода. В то же время это установка не только на извлечение прибыли, но и на отвлечение зрителей от насущных во­просов жизни, от понимания ими проблем социального бытия.

-3

Нельзя при этом не видеть, что многие западные художники, нередко весьма крупного дарования, оказались вовлеченными в систему создания фильмов, объективно разрушающих личность и основные гуманистические цен­ности, накопленные человечеством.

Нередко эти худож­ники, создавая впечатляющие сцены жестокости, изощ­ренного разврата, извращений, деградации личности, по­лагают, что они беспристрастно изображают то, что их окружает, точно воспроизводят черты буржуазного бы­тия.

-4

Многие из них надеются, что, создавая эти сцены, они как бы разрушают ненавистный им мир, основанный на угнетении и подавлении человека. Но результаты по­лучаются обратные.

Можно назвать, к примеру, фильмы итальянского режиссера Марко Феррери «Большая жратва», «Послед­няя женщина», «Обыкновенный сумасшедший», «Привет, обезьяна».

-5

Эти и подобные им ленты других видных кинематографистов, исследующие причины се**уальных аномалий и садизма, насилия или проповедующие се**уальную раскованность как способ освобождения от буржуазного правопорядка, морали и быта, на деле ока­зываются в том же ряду, на тех же экранах, что и ци­ничные поделки ремесленников.

Зритель же, приходя в кино, не видит разницы между этими фильмами: в слож­ной картине, порой сделанной с подлинным кинемато­графическим блеском, с первоклассной игрой знамени­тых актеров, он ищет «клубничку», не замечая постула­ты тех, кто своим се**уальным эпатажем намеревался сокрушить устои буржуазного мира.

-6

Это трагическая си­туация, и ее часто чувствуют и сами художники, хотя они далеко не всегда способны найти выход из создан­ного ими же самими тупика.

В фильмах такого рода, в лентах, объективно веду­щих дело к разрушению морали, к проповеди се*са и насилия, сегодня все чаще и чаще участвуют не только известные режиссеры, но и сильные актерские кадры.

-7

В качестве примера подобной киноленты из числа тех, что совсем недавно появились на западных экранах, можно назвать «Голод» режиссера Тони Скотта, заглав­ные роли в котором сыграли известная французская ак­триса Катрин Денев и английский актер и певец Дэвид Боуи, прославившийся своим шокирующим, скандальным поведением не только в кино, но и в жизни. Словом, типаж подобран правильно, соответственно замыслу фильма.

«Голод», о котором здесь идет речь,— это извращенная и неутолимая жажда се*са и крови.

-8

Довольно экст­равагантная пара выходцев из «высшего среднего клас­са» подбирает двух молодых бродяг и приглашает их провести с ними ночь. Те по своей наивности рассчиты­вают вкусить все се**уальные наслаждения «высшего света», однако им придется дорого заплатить за полу­ченное удовольствие — они будут убиты зазвавшей их на ночлег и на «развлечение» парочкой влюбленных друг в друга извращенцев, которые поклялись друг дру­гу быть всю жизнь вместе.

-9

Эта история о современных вампирах-извращенцах — лишь одна в нескончаемом потоке рыночной кинопродукции, эксплуатирующей самые низменные ин­стинкты и эмоции, а в результате деформирующей и раз­рушающей и самые элементарные нормы морали, и са­му человеческую личность.

-10

Следует также сказать, что аморализм и извращенчество на современных западных киноэкранах весьма близко соседствует с иррационализ­мом и оккультизмом, нагнетанием всевозможных ужасов и мракобесия.

И это тоже понятно: ведь чудовища, по­рожденные сном разума, облегчают задачу подавления и манипулирования человеческим сознанием — задачу, которую заправилы буржуазного кинобизнеса не всегда могут рассчитывать решить средствами идейного спора. …

-11

...«Полтергайтс». Этот фильм с немалым кассовым успехом прошел и в США, и в странах Западной Европы.

Фильм носит несколько необычное название: полтергайтс — это термин из древнегерманской мифологии, обозначающий нечто вроде духа мертвых или вообще злого духа.

Картину выпустила крупнейшая голливуд­ская компания «Метро-Голдвин-Майер», а поставил ее молодой режиссер Тоуб Хуппер под руководством знаменитого ныне постановщика «фильмов катастроф» и «фильмов ужасов» новой модификации Стивена Спилберга, выступавшего на этот раз в качестве продюсера и сценариста.

-12

Фильм Спилберга «Челюсти» о фантас­тической акуле-людоеде, наводящей страх на побережье Лонг-Айленда, создал на целое десятилетие весьма своеобразную модель кинозрелища — шока призванного поражать и оглушать, пугать и предостерегать, развле­кать и отвлекать миллионные зрительские аудитории.

Итак, «Полтергайтс»…

Неведомая сила влечет девочку из глубины мелькающего экрана телевизора, … а на следующий день родители начинают чувствовать, что девочка стала обладать какой-то неведомой силой, — в комнате, где она находится, двигаются стулья, посуда на столе вращается...

медиум объясняет, что девочку унесли духи мертвых (отсюда название фильма), кото­рые чем-то встревожены и обеспокоены, но девочка оста­лась здесь, в доме, и ее можно вернуть силой любви и родительской веры в добро. И после целого каскада страшных событий (в дом, проламывая стены, врыва­ются огненные смерчи, из вырытой для бассейна ямы вылезают скелеты, хлещет кровь из ванны...) матери, бесстрашно стремящейся к дочери, удается вырвать ее из объятий «духов смерти». …

Итак, по внешним признакам это обычный «фильм ужасов», пожалуй, лишь более усложненной технологии и более совершенной модификации» (Баскаков, 1985).

(Баскаков В. Современный экран: противоборство идей // Борьба идеей на мировом экране. М.: Знание, 1985. С. 15-19).