Найти тему
Irina_Amelly

Почему люди отстаивают свои убеждения

"Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них." Эпиктет
"Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них." Эпиктет

Наше понимание мира, наши убеждения, идеологии имеют огромное влияние на нашу жизнь. Неспособность изменить мнение другого человека с помощью доказательств и аргументов, или, в свою очередь, изменить собственное мнение, становится проблемой огромной социальной важности. И человеческое знание, и человеческое сотрудничество зависят от проявлений когнитивной и эмоциональной гибкости.

Любые изменения, будь то дождливая погода или влияние на наши взгляды о науке, являются стрессом для нашего организма.

В 2016 году нейробиологи из Института изучения мозга и креативности Южной Калифорнии — Йонас Каплан (Jonas T. Kaplan), Сара Гимбел (Sarah I. Gimbel) и Сэм Харрис (Sam Harris) — провели интересное исследование, чтобы понять, как наш мозг реагирует на информацию, которая противоречит нашим политическим убеждениям.

Ученые поместили людей с глубокими политическими убеждениями в сканер фМРТ и показывали им факты, которые противоречат их убеждениям. Оказалось, что в этот момент активизировались те же области мозга, что и при физической угрозе.

Ученые также выяснили, что для некоторых людей ценности столь важны, что мозг реагирует на абстрактные идеи как на угрозу физическому существованию.

Как показали исследования, есть два типа убеждений: те, которые являются частью нашей личности и являются важными для того социального круга, к которому мы принадлежим и те, которые отвечают за то, каким мы представляем мир вокруг и себя в этом мире по нашим внутренним ощущениям.

Первый тип убеждений называется “защищаемыми” или “священными” ценностями. Исследования показывали, что при столкновении с фактами, противоречащими этому типу убеждений, активируются те же области мозга, что и при физической угрозе (Рис.1). Личные, национальные, политические и религиозные убеждения людей находятся в той части головного мозга, которая как раз отвечает за наше представление о себе как личности и за наш внутренний мир. Когда человек встречает информацию, которая может поставить под сомнение эти его убеждения, мозг реагирует так, как если бы человек столкнулся с реальной угрозой.

В мозге активируются островковая доля и миндалевидное тело, которые отвечают за реакцию на опасность и наше ощущение реальности.

Когда подвергают сомнению наши представления о мире, например о том, что Альберт Эйнштейн - великий ученый или о том, что прием поливитаминов полезен для здоровья, реагирует та область мозга, которая отвечает за наше представление об окружающем мире, и не вызывают резкой реакции в мозге.

Активация мозга при борьбе с оспариванием “защищаемых” ценностей и общих представлений
Активация мозга при борьбе с оспариванием “защищаемых” ценностей и общих представлений

Красным и желтым цветом показаны области мозга, которые активируются при вызовах о политических ценностях.

Синим и зеленым цветом показаны области мозга, которые активируются при оспаривании неполитических взглядов.

«Политические убеждения напоминают религиозные в том смысле, что и то и другое — часть вашей натуры, которая определяет, к какому кругу общения вы принадлежите, — говорит ведущий автор исследования Джонас Каплан (Jonas Kaplan). — Чтобы рассмотреть альтернативную точку зрения, вам нужно на какое-то время принять другую версию себя».
«Меня удивило, что люди могут сомневаться в том, что Эйнштейн был великим физиком, но результаты исследования показали: в некоторых областях мы склонны быть более гибкими относительно своих убеждений», — комментирует результаты исследований автор.

Хотя изменение мозга может быть сложным процессом, понимание его работы помогает нам стать более открытыми к другим точкам зрения и информации.

Осознание наших собственных реакций на чужие слова – важный навык, который приобретается благодаря гибкости в мышлении. Этот навык также помогает нам быть более терпимыми и взвешенными в своих реакциях на новую информацию.

Важно относиться с уважением к мнению других людей, даже если оно не совпадает с нашим.