Найти тему

СТРАХ. ДРУГ ИЛИ ВРАГ? (Часть 1. Начало. Who's who)

Тема страха, которая неоднократно исследовалась учеными, философами, психологами, все еще остается открытой. За последнее время в научном сознании довольно прочно закрепилась мысль о том, что страх имеет положительное влияние на человека, отвечающее за самосохранение и разрушительное – негативно воздействующее на его душевное благополучие. Возможно, поэтому восприятие страха соотносится с понятиями «ужаса», «депрессии», «боли».

Прежде чем «прикрепить» к страху тот или иной «ярлык», попробую сначала прибегнуть к некоторым определениям и порассуждать.

«Я боюсь» или «Мне страшно».. Так, под #боязнью понимается #чувство, имеющее конкретную первоначальную угрозу. Человек знает, чего он боится (другой вопрос – всегда ли он себе в этом признается), а, значит, может найти метод, инструмент, путь, чтобы справиться с этим страхом и избавиться от него. #Страхом же считают #чувство, не имеющего определенного предмета-возбудителя (раздражителя). Человек не может сказать, чего он боится, причина спрятана где-то глубоко в его подсознании, она существует лишь на уровне чувств и никак не контролируется человеком

При исследовании #страха используется много разных понятий: «тревога», «боязнь», «опасение» («опаска»), «испуг», «паника», «фобия», «ужас», «жуть», «паника», «беспокойство», «настороженность», «волнение» (вряд ли, что перечисленными понятиями можно закончить этот список).

Получается, было бы здорово разобраться с терминологией, так сказать, «отдифферинцировать» понятия и определения; определить, отличаются ли они друг от друга, какие из них являются общими, а какие частным. Кто-то видит разницу в интенсивности переживаний, кто-то видит и качественные различия и т.д. А так же в каком контексте мы говорим о страхе.

Итак, обратившись к словарям и энциклопедиям, можно найти следующие определения понятий, так или иначе связанных со страхом:

Толковый словарь Ожегова

#Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь

#Испуг - внезапное чувство страха, состояние испугавшегося

#Боязнь - беспокойство, страх перед кем-чем-нибудь

#Беспокойство - нарушение покоя; тревожное состояние

#Смятение - паническая растерянность, тревога

#Тревога - беспокойство, волнение

#Опасенье - чувство тревоги, беспокойство, предчувствие опасности

#Страсть - страх, ужас

#Ужас - чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения

Малый академический словарь

#Страх - состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-либо опасностью, бедой и т. п.; боязнь

#Тревога - сильное душевное волнение, беспокойство, вызываемое чем-либо

#Беспокойство - тревожное состояние; волнение

#Смятение - сильное волнение, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоречивых чувств

Новая философская энциклопедия

#Страх - тягостное, мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней

#Бессилие - недостаток физических сил; крайняя слабость; неумение, неспособность или отсутствие возможности к совершению чего-либо; беспомощность.

Толковый словарь Даля

#Страх - страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия

#Страсть - страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска
#Робеть - бояться чего, опасаться, не сметь, оторопеть, потеряться, трусить, не решаться, падать духом, терять смелость, отвагу

Большая советская энциклопедия

#Страх - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.)

Большой энциклопедический словарь

#Страх — отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический #страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический #страх-тоску, специфический для человека.

Из определений видно, что сложно сделать четкое, конкретное разделение понятия страх и "сопутствующих" ему составляющих. Некоторые, по сути, можно идентифицировать как синонимы. Складывается ощущение, что одно проистекает из другого, и наоборот😉 ).. Ясно, что страх может быть эмоцией, может быть чувством, может быть состоянием, и представляется в большинстве своём как - "отрицательно окрашенный персонаж") ...

Однако, все ли так односложно?

Лингвисты обращают внимание на необходимость лингвистического исследования слова.

Н. Н. Вашкевич отмечает, что глубокое проникновение в скрытый смысл слова позволяет увидеть его «мотивацию».

Согласно Фасмеру, первоначальное значения слова «страх» сближается с «оцепенение» литовское stregti, stregiu «оцепенеть, превратиться в лед», латышское strēǵele «сосулька», в немецком strac «тугой», в новонемецком strecken «растягивать», древненемецком stracken «быть растянутым» Сравнение с латинским strāgēs «опустошение, поражение, повержение на землю».

Страх понимали как что-то сдерживающее цепенящее, то, что охватывает человека и обездвиживает его. В славянской мифологии подобной силой воздействия обладал бог ураганного ветра Стрибог. Он олицетворял собой огненный ветер-суховей, который называли Рахом (Страхом), тем, что пугает, вгонят в дрожь. Главная задача Раха заключалось в том, чтобы подчинить человека, лишив свободы действия, то есть обездвижить и одурманить его.

Брюкнер, польский языковед и литературовед, видит в *straхъ славянское новообразование по отношению к *strastь. В свою очередь, А. Преображенский связывает «страсть», «страдать» со страхом, например, «лисица со страстей осталась чуть жива». Или выражение: «какие страсти!» когда говорят, о чем-либо страшном – острастка угроза»

В историко-этимологическом словаре современного русского языка П. Я. Черных «страсть» во множественном числе - «страсти» определяет как «то, что вызывает чувства страха, ужаса»; страсти (церковное) - «страдания», «мучения». Также, Черных П.Я. предполагает, что по корню *strachъ связан с русским словом «строгий» «нем. – streng – «строгий», «суровый».

Интересно, что в этимологическом словаре современного русского языка А.К. Шапошникова в подтверждении вышесказанного, говориться, что из правословянского *страхъ, идет от производного суффикса -х-, *страсть - с суффикса -ть. Имеют один основной глагол *страдати, который образован от того же корня, что и *страда, *страдать.

Значение слова страдать значительно смещалось, и поначалу не значило ничего иного как «работать», неожиданно перешло от работы к страданию, так как образовано от существительного «страда».

Последовательное объяснение неразделимости общеславянских понятий «страха», «страсти» и «страдания» предложил А. С. Шишков, который увидел в них эмоциональную составляющую, основывающуюся на их взаимозависимости. «Понятие о страсти произошло от понятия о страхе, поскольку оба сии чувства соединены неразрывно. Страх есть потрясение спокойствия душевного и страсть тоже. Чувствования страсти не может быть без некоего чувствования страха; ибо всегда опасаешься лишиться той вещи, которую чрезмерно любишь. Страх и страсть суть два потрясения или два трепетания душевные, вместе соединенные, одно от желания иметь любимую вещь, другое от боязни лишиться или не получить ее. И то, и другое состояние, или лучше сказать, оба вместе, изъявляются ветвью страдание» [Шишков].

Как замечает Ю. В. Пустовойт в своем исследовании, ученого привлекла промежуточная этимологическая неразрывная цепочка, отталкивающаяся от «страха» - «трепет», «потрясение», «сотрясение души». А. С. Шишков добавляет, что когда мы говорим о «потрясении», «сотрясении», то подразумеваем утрату спокойствия, которое сопровождается мучениями. «Первое сотрясение называем страсть, второе страх, третье страдание».

В продолжение темы этимологической связи страха, страсти и страдания следует отметить, что современные ученые-филологи, такие как Ю. В. Пустовойт, в своих исследованиях видят схожесть понятий согласно чему, «страсть-страх-страдание» образовывают этимологическую семью, так как принадлежат к одному общеславянскому корневому гнезду. «Страх в русских паремиях выступает индикатором широкого спектра оценок и характеристик человека не за страх, а за совесть; рыцарь без страха и упрека; всякая страсть слепа и бездумна; человек в страсти пуще зверя; скупость легко обращается в страсть и др

В некоторых толковых словарях страсть синонимична страху. Даль определяет страх как страсть, тревожное состояние, от грозящего или воображаемого бедствия. «Со страху, со страстей поджилки дрожат, ноги подкосились».

Другие источники приводят доводы в пользу триединости понятий, ссылаясь на Фрейда, Фромма, объясняют, что страсть и страх – аффекты, которые иррациональны по своей природе и включают разрушения, ненависть, зависть, месть, преклонение перед властью, что инстинктивно роднит человека с животным.

В философии роль страстей в жизни человека экзистенциалисты понимают по-другому. В соответствии с их утверждениями страсти – высшее переживание существования, которое соединяет человека с Богом путем трансценденции - это когда мы испытываем опыт за пределами чувственного познания, который бросает вызов нашим предположениям и заставляет нас учитывать новую информацию о том, как мы понимаем мир.

Ницше разделяет развитие человека на три стадии:

- на первой человек проходит через страдания, которые его закаляют и вооружают мудростью. Здесь человек проявляет покорность через принятие страхов.
- на второй – овладевает страстями – и обретает храбрость,
- на третьей – страх уходит.

Таким образом, философ утверждает, что необходимо овладеть своими страстями для достижения истины, высшего развития. «Овладение страстями, не ослабление их вымирание! Чем больше сила овладения волей, тем больше свободы может быть позволено страстям». Р. Дж. Холлингдейл.

Некоторые этимологи видят связь страха со «стража». Этот вариант принадлежит Миколле. Вопреки Миколле, Фасмер считает, что сопоставление страха со стража абсолютно ошибочно. Ж.Ж. Варбот в подтверждение сопоставимости этимологических значений этих слов утверждает, что *nastrašiti (от *страхь) со значением «напугать» и nastoržiti (от *storzъ) «приготовиться, насторожиться в ожидании чего-либо» имеют родственные основы.

Возможно, отсюда возникло «страховать» несущее смысл "оберегать, освобождать от забот и беспокойства". Хотя, согласно В. В. Виноградову «страховать» произведено от страх – «с помощью суффикса -ова(ть). Ср. горевать. В сочинении Ефрема Сирина (по списку XIV в.) находим: «Покойся, брате, не страхуй себя» (см. Срезневский, «Материалы»). Таким образом, страховати первоначально значило: `подвергать страху, отдавать на чей-нибудь страх, т. е. на чью-нибудь ответственность'; ср. брать на свой страх и риск.» Исходя из этого, становится очевидным, почему страховать в экономическом и любом другом контексте несет оберегающий смысл, так как свой «страх» отдаем под ответственность другого, избавляя себя от него.

На сегодняшний день не существует единого мнения ученых о понятии страха и воздействии его на человека, помимо его обще типического физиологического действия. Одни исследователи считают, что страх это деструктивная эмоция другие пагубное состояние, третьи ищут в страхе ресурс повышающий мотивацию человека, хотя согласно известному закону Йеркса - Додсона, существует определенный оптимум мотивации, при котором дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Для каждого человека понятие страха имеет свое коннотативное значение, т.е. приобретает вторичный смысл, и зависит от множества причин, в том числе от индивидуально-личностных особенностей, поэтому как лингвистическое понятие слова, так и психологические его аспекты не исчерпывает семантики слова, а раскрывают другие грани его существования образующие определенную систему понятий, которое характеризует явление страха. Лингвистический анализ слова «страх» дает веские основания ут­верждать, что страх — по своей природе явление многозначное......

_______________________________________________________________________________

P.S. Страх — это когда трамвай, задевший Lamborghini, скрылся во дворах.

Продолжение следует...

#феноменстраха #психологиястраха #эмоции #чувства #состояния #боязнь

"Игра, длиною в Жизнь "Найти себя"