Найти тему
Архивариус Кот

«Видно, так следовало»

Иллюстрация В.Басова
Иллюстрация В.Басова

Знаете, подчас я оказываюсь в ситуации, когда опускаются руки и уже не хочется ничего писать. Некоторые авторы жалуются на снизившееся число показов и, соответственно, прочтений, уменьшение интереса к каналу. Иногда и я это вижу. Но сейчас о другом.

Для меня бывают убийственны некоторые комментарии. Я говорю не об упрёках, а подчас и явных оскорблениях в свой адрес – раз уж взялась за такое дело, как-нибудь переживу. Но меня совершенно убивает нравственная позиция некоторых читателей.

Время от времени читаю панегирики Дантесу и Екатерине Гончаровой. Недавно пришлось попросить комментаторов, затеявших полемику в отзывах об «Обрыве» о том, как именно, простите, совершилось падение Веры (учитывая туалеты дам той эпохи), умерить свой пыл. На днях получила вот такое: «А мне Лидия Чебоксарова более симпатична, чем, например, Лариса Огудалова или Катерина Кабанова. Она борец, и, между прочим, думает не только о себе, но и о матери. Она будет отличной женой Василькову, когда поднаберётся от него деловитости. Он на её счёт не заблуждался, а просто решил, что из неё выйдет толк». Что-либо объяснять считаю излишним; автору ответила, думаю, не слишком любезно, но искренне: «Наверное, каждый судит по себе».

Естественно, и в комментариях к «Накануне» подобное появилось (особенно обидно, что есть здесь и постоянные читатели).

Я ещё практически ничего не написала о Елене (для меня само́й это один из любимых образов «тургеневских девушек»), а вот такой отзыв уже получила: «Мне Елена слишком наигранной и неправдоподобной кажется. Я допускаю что она могла увлечься Инсаровым и проникнуться его идеями. Но не до такой степени чтобы выйти за нищего, больного студента замуж и рвануть в чужую страну, которая погрязла в войне» (как обычно, везде привожу цитаты без исправлений). Может быть, я старомодна, но, подобно своему любимому Лариосику, хочу заметить, что, коль речь идёт о Тургеневе, слова, подобные «рвануть», вряд ли уместны, а уж прочее...

Есть и прямые обвинения ей: «Жил бы и боролся, если бы не роковая встреча с девушкой, которая любила своих кошек больше родителей и жаждавшей спасать человечество. Любовь как говорится, зла. Уж лучше бы "вышел из этого положения совершенно сконфузившись" - иногда это умнее всего. Сохранил бы здоровье и выжил», «Елена думала, что будет ему помощницей по наивности, а оказалась камнем на шее» (пунктуация автора не позволяет понять – наивно думала или в наивности нужна помощница). И (на нынешний момент) – финальный аккорд (ответ другому комментатору, выразившему, в целом, и мои мысли): «В конце романа вообще неизвестно - жива ли она? На какие средства она живёт? Она обрела смысл жизни - стрелять в турок из-за куста?»

Вот после такого и задумаешься – а сто́ит ли продолжать? Или действительно стремления героев Тургенева совершенно непонятны нынешним читателям?

И всё же продолжу.

****************

Предыдущую статью я закончила объяснением Елены и Инсарова. Но, наверное, чтобы до конца разобраться в характере героя, нам нужно вернуться немного назад.

Берсенев рассказывает Елене страшную историю: «Мать Инсарова вдруг пропала без вести; через неделю её нашли зарезанною… Ходили слухи, что её похитил и убил турецкий ага; её муж, отец Инсарова, дознался правды, хотел отмстить, но он только ранил кинжалом агу... Его расстреляли». Тургенев как будто искушает читателей: ведь такое развитие событий похоже на истории, рассказанные писателем-романтиком, вроде А.Дюма. Более того: мы узнаём, что, воспитанный тёткой, живущей в Киеве, Инсаров, когда ему исполнилось двадцать, ездил к себе на родину: «Турецкое правительство преследовало его, и он, вероятно, в эти два года подвергался большим опасностям; я раз увидел у него на шее широкий рубец, должно быть след раны; но он об этом говорить не любит… Я пытался его расспрашивать — не тут-то было. Отвечает общими фразами». Ну чем не романтический герой-мститель, в стиле «сына покойницы» из романа Дюма?

Однако последующим диалогом Тургенев сразу разрушит такое представления: «Вы возбуждаете моё любопытство. Ну, а скажите, не отомстил он этому турецкому аге?» - «Мстят только в романах, Елена Николаевна».

Елена не успокоится и задаст тот же вопрос Инсарову. И вот его ответ расставит всё по своим местам: «Нет, я не встретился с ним, и слава Богу! Я не искал его. Я не искал его не потому, чтоб я не почитал себя вправе убить его, — я бы очень спокойно убил его, — но потому, что тут не до частной мести, когда дело идёт о народном, общем отмщении... или нет, это слово не годится... когда дело идёт об освобождении народа. Одно помешало бы другому. В своё время и то не уйдёт...»

Главное отличие Инсарова от романтического героя-одиночки – именно умение подчинять свои чувства и эмоции общему делу, которое для него всегда стоит на первом месте. Несколько раз в романе мы видим его возмущение происходящим. В самом конце, в Венеции, за день до его смерти, мы станем свидетелями неприятной сцены:

«— Aufgepasst [Берегись]! — крикнул сзади их надменный голос. Раздался глухой топот лошадиных копыт, и австрийский офицер, в короткой серой тюнике и зеленом картузе, проскакал мимо их... Они едва успели посторониться» (напомню, что Ломбардия, куда входила и Венеция, в ту пору находилась под властью Австрии).

И Инсаров скажет: «Кровь он мне расшевелил своим криком, своими усами, своим картузом, всей своей наружностью», - а главное, думаю, тем, что иноземец ведёт себя на итальянской земле, как хозяин. Здесь он сдержится – уйдёт в сторону, сейчас он ждёт главного – возможности вернуться на родину.

А вот знаменитая сцена в Царицыне, которой многие критики почему-то возмущались (а сам Тургенев, кстати, писал о каратеевской рукописи: «Одна только сцена, именно поездка в Царицыно, была набросана довольно живо — и я в моем романе сохранил её главные черты»), показывает, каким становился Инсаров, если давал волю своим эмоциям.

Не нашла сведений, кто автор иллюстрации
Не нашла сведений, кто автор иллюстрации

Потом самому «Инсарову было совестно», а язвительный Шубин заметит: «Ну как же не герой: в воду пьяных немцев бросает!» (правда, услышит возражение: «А ты и того не сделал»). Но в тот момент, когда пьяный немец «огромного росту, с бычачьей шеей и бычачьими воспалёнными глазами» бесцеремонно пристаёт к дамам, только Инсаров по-настоящему даёт ему отпор («"Извольте идти прочь", — сказал он ему не громким, но резким голосом»), а когда не помогают слова, переходит и к действиям: «Господин официр поднял руки и подался вперёд, но вдруг произошло нечто необыкновенное: он крякнул, всё огромное туловище его покачнулось, поднялось от земли, ноги брыкнули на воздухе, и, прежде чем дамы успели вскрикнуть, прежде чем кто-нибудь мог понять, каким образом это сделалось, господин официр, всей своей массой, с тяжким плеском бухнулся в пруд и тотчас же исчез под заклубившейся водой».

Автор скажет о сразу притихнувших немцах: «Инсаров казался им очень грозным, и недаром: что-то недоброе, что-то опасное выступило у него на лице». Наверное, это «опасное» - как раз стремление никому не позволить унижать других. И, думаю, это как раз то, что нужно в данный момент.

И именно после этого случая Елена, уже увлечённая Инсаровым, будет стараться понять его: «Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему же эта злоба, эти дрожащие губы, этот яд в глазах? Или, может быть, иначе нельзя? Нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким?» Ей даже страшно: «И потом, когда все смеялись, когда я смеялась, как мне было больно за него! Он стыдился, я это чувствовала, он меня стыдился. Он мне это сказал потом в карете, в темноте, когда я старалась его разглядеть и боялась его». Но этот случай даст ей окончательную уверенность: «Но я рада тому, что случилось. Видно, так следовало».

И после этой поездки Елене откроются страницы жизни героя, о которых Тургенев не расскажет нам подробно: «Я имела с ним большой разговор, который мне открыл многое. Он мне рассказал свои планы (кстати, я теперь знаю, отчего у него рана на шее... Боже мой! когда я подумаю, что он уже был приговорён к смерти, что он едва спасся, что его изранили...). Он предчувствует войну и радуется ей». Она поймёт его право так вести себя. И именно после этого признается: «Слово найдено, свет озарил меня! Боже! сжалься надо мною... Я влюблена!»

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

"Путеводитель" по тургеневскому циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь