Знаете, подчас я оказываюсь в ситуации, когда опускаются руки и уже не хочется ничего писать. Некоторые авторы жалуются на снизившееся число показов и, соответственно, прочтений, уменьшение интереса к каналу. Иногда и я это вижу. Но сейчас о другом.
Для меня бывают убийственны некоторые комментарии. Я говорю не об упрёках, а подчас и явных оскорблениях в свой адрес – раз уж взялась за такое дело, как-нибудь переживу. Но меня совершенно убивает нравственная позиция некоторых читателей.
Время от времени читаю панегирики Дантесу и Екатерине Гончаровой. Недавно пришлось попросить комментаторов, затеявших полемику в отзывах об «Обрыве» о том, как именно, простите, совершилось падение Веры (учитывая туалеты дам той эпохи), умерить свой пыл. На днях получила вот такое: «А мне Лидия Чебоксарова более симпатична, чем, например, Лариса Огудалова или Катерина Кабанова. Она борец, и, между прочим, думает не только о себе, но и о матери. Она будет отличной женой Василькову, когда поднаберётся от него деловитости. Он на её счёт не заблуждался, а просто решил, что из неё выйдет толк». Что-либо объяснять считаю излишним; автору ответила, думаю, не слишком любезно, но искренне: «Наверное, каждый судит по себе».
Естественно, и в комментариях к «Накануне» подобное появилось (особенно обидно, что есть здесь и постоянные читатели).
Я ещё практически ничего не написала о Елене (для меня само́й это один из любимых образов «тургеневских девушек»), а вот такой отзыв уже получила: «Мне Елена слишком наигранной и неправдоподобной кажется. Я допускаю что она могла увлечься Инсаровым и проникнуться его идеями. Но не до такой степени чтобы выйти за нищего, больного студента замуж и рвануть в чужую страну, которая погрязла в войне» (как обычно, везде привожу цитаты без исправлений). Может быть, я старомодна, но, подобно своему любимому Лариосику, хочу заметить, что, коль речь идёт о Тургеневе, слова, подобные «рвануть», вряд ли уместны, а уж прочее...
Есть и прямые обвинения ей: «Жил бы и боролся, если бы не роковая встреча с девушкой, которая любила своих кошек больше родителей и жаждавшей спасать человечество. Любовь как говорится, зла. Уж лучше бы "вышел из этого положения совершенно сконфузившись" - иногда это умнее всего. Сохранил бы здоровье и выжил», «Елена думала, что будет ему помощницей по наивности, а оказалась камнем на шее» (пунктуация автора не позволяет понять – наивно думала или в наивности нужна помощница). И (на нынешний момент) – финальный аккорд (ответ другому комментатору, выразившему, в целом, и мои мысли): «В конце романа вообще неизвестно - жива ли она? На какие средства она живёт? Она обрела смысл жизни - стрелять в турок из-за куста?»
Вот после такого и задумаешься – а сто́ит ли продолжать? Или действительно стремления героев Тургенева совершенно непонятны нынешним читателям?
И всё же продолжу.
****************
Предыдущую статью я закончила объяснением Елены и Инсарова. Но, наверное, чтобы до конца разобраться в характере героя, нам нужно вернуться немного назад.
Берсенев рассказывает Елене страшную историю: «Мать Инсарова вдруг пропала без вести; через неделю её нашли зарезанною… Ходили слухи, что её похитил и убил турецкий ага; её муж, отец Инсарова, дознался правды, хотел отмстить, но он только ранил кинжалом агу... Его расстреляли». Тургенев как будто искушает читателей: ведь такое развитие событий похоже на истории, рассказанные писателем-романтиком, вроде А.Дюма. Более того: мы узнаём, что, воспитанный тёткой, живущей в Киеве, Инсаров, когда ему исполнилось двадцать, ездил к себе на родину: «Турецкое правительство преследовало его, и он, вероятно, в эти два года подвергался большим опасностям; я раз увидел у него на шее широкий рубец, должно быть след раны; но он об этом говорить не любит… Я пытался его расспрашивать — не тут-то было. Отвечает общими фразами». Ну чем не романтический герой-мститель, в стиле «сына покойницы» из романа Дюма?
Однако последующим диалогом Тургенев сразу разрушит такое представления: «Вы возбуждаете моё любопытство. Ну, а скажите, не отомстил он этому турецкому аге?» - «Мстят только в романах, Елена Николаевна».
Елена не успокоится и задаст тот же вопрос Инсарову. И вот его ответ расставит всё по своим местам: «Нет, я не встретился с ним, и слава Богу! Я не искал его. Я не искал его не потому, чтоб я не почитал себя вправе убить его, — я бы очень спокойно убил его, — но потому, что тут не до частной мести, когда дело идёт о народном, общем отмщении... или нет, это слово не годится... когда дело идёт об освобождении народа. Одно помешало бы другому. В своё время и то не уйдёт...»
Главное отличие Инсарова от романтического героя-одиночки – именно умение подчинять свои чувства и эмоции общему делу, которое для него всегда стоит на первом месте. Несколько раз в романе мы видим его возмущение происходящим. В самом конце, в Венеции, за день до его смерти, мы станем свидетелями неприятной сцены:
«— Aufgepasst [Берегись]! — крикнул сзади их надменный голос. Раздался глухой топот лошадиных копыт, и австрийский офицер, в короткой серой тюнике и зеленом картузе, проскакал мимо их... Они едва успели посторониться» (напомню, что Ломбардия, куда входила и Венеция, в ту пору находилась под властью Австрии).
И Инсаров скажет: «Кровь он мне расшевелил своим криком, своими усами, своим картузом, всей своей наружностью», - а главное, думаю, тем, что иноземец ведёт себя на итальянской земле, как хозяин. Здесь он сдержится – уйдёт в сторону, сейчас он ждёт главного – возможности вернуться на родину.
А вот знаменитая сцена в Царицыне, которой многие критики почему-то возмущались (а сам Тургенев, кстати, писал о каратеевской рукописи: «Одна только сцена, именно поездка в Царицыно, была набросана довольно живо — и я в моем романе сохранил её главные черты»), показывает, каким становился Инсаров, если давал волю своим эмоциям.
Потом самому «Инсарову было совестно», а язвительный Шубин заметит: «Ну как же не герой: в воду пьяных немцев бросает!» (правда, услышит возражение: «А ты и того не сделал»). Но в тот момент, когда пьяный немец «огромного росту, с бычачьей шеей и бычачьими воспалёнными глазами» бесцеремонно пристаёт к дамам, только Инсаров по-настоящему даёт ему отпор («"Извольте идти прочь", — сказал он ему не громким, но резким голосом»), а когда не помогают слова, переходит и к действиям: «Господин официр поднял руки и подался вперёд, но вдруг произошло нечто необыкновенное: он крякнул, всё огромное туловище его покачнулось, поднялось от земли, ноги брыкнули на воздухе, и, прежде чем дамы успели вскрикнуть, прежде чем кто-нибудь мог понять, каким образом это сделалось, господин официр, всей своей массой, с тяжким плеском бухнулся в пруд и тотчас же исчез под заклубившейся водой».
Автор скажет о сразу притихнувших немцах: «Инсаров казался им очень грозным, и недаром: что-то недоброе, что-то опасное выступило у него на лице». Наверное, это «опасное» - как раз стремление никому не позволить унижать других. И, думаю, это как раз то, что нужно в данный момент.
И именно после этого случая Елена, уже увлечённая Инсаровым, будет стараться понять его: «Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему же эта злоба, эти дрожащие губы, этот яд в глазах? Или, может быть, иначе нельзя? Нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким?» Ей даже страшно: «И потом, когда все смеялись, когда я смеялась, как мне было больно за него! Он стыдился, я это чувствовала, он меня стыдился. Он мне это сказал потом в карете, в темноте, когда я старалась его разглядеть и боялась его». Но этот случай даст ей окончательную уверенность: «Но я рада тому, что случилось. Видно, так следовало».
И после этой поездки Елене откроются страницы жизни героя, о которых Тургенев не расскажет нам подробно: «Я имела с ним большой разговор, который мне открыл многое. Он мне рассказал свои планы (кстати, я теперь знаю, отчего у него рана на шее... Боже мой! когда я подумаю, что он уже был приговорён к смерти, что он едва спасся, что его изранили...). Он предчувствует войну и радуется ей». Она поймёт его право так вести себя. И именно после этого признается: «Слово найдено, свет озарил меня! Боже! сжалься надо мною... Я влюблена!»
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
"Путеводитель" по тургеневскому циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь