Посмотрев последний фильм Гая Ричи, я задумался… Любителям интеллектуального кино внезапно стало смешно? О чём тут можно задумываться? Ну да. Это не препарирование мозга скальпелем Лантимоса. Не погружение в философскую купель Тарковского. Не встреча с эмоциональной пулей Линча. Не её рикошет у Вильнёва. Скажем прямо, «Министерство неджентльменских дел» – это даже не регулярно входящий в тридцатку топа интеллектуальных фильмов «Револьвер». (Да, джокер Лантимос, если честно, тут из уважения к блефу как к явлению интеллектуальной жизни).
Итак, о чём же я задумался? Уж точно не над проблемами мироустройства, где наши файлы удалены почти из всех директорий. Хотя – браво, мистер Ричи! – буква Z в кадре фильма о войне не просто так. У Гая Ричи ничего не бывает просто так. Все его ружья обязательно стреляют…
На моей повестке дня следующий вопрос: повторяется ли Гай Ричи? Насколько отличаются друг от друга его фильмы, снятые в разные периоды тридцатилетней творческой деятельности?
Я не профессиональный кинокритик. Взгляд мой субъективный, поверхностный. Я ни на что не претендую. Более того, все фильмы Гая Ричи я не смотрел. Попробую оценить то, что видел своими глазами. Если вам интересен чужой взгляд на знакомые вещи, как говорится на языке Шекспира и Гая Ричи, welcome! (*англ.: «Ты, это, заходи, если что»). Уважаемые подписчики и гости канала! C'est encore moi! (*франц.: «Снова здрасьте! Тута мы. Не ждали?»).
Рождение Мастера: «Карты, деньги, два ствола» (1998), «Большой куш» (2000), «Револьвер» (2005)
Эти три фильма Гая Ричи я смотрел слишком давно, чтобы судить о них более-менее глубоко. Более того, на восприятие первых двух накладывается гоблинский (г-н Пучков) перевод.
Тем не менее кое-что я помню. Во-первых, нарочитую театральность, усиленную возможностями кинематографа. Афористичные монологи, диалогические дуэли, неожиданные повороты сюжета, харизматичные герои, сыгранные гениально звёздами и малоизвестными актёрами. Суровые парни, заливающие всё пространство вокруг собственной и чужой кровью, периодически останавливаются, чтобы задать миру какой-нибудь экзистенциальный вопрос. Для чего мы живём? Где взять много денег? Куда спрятать труп? Динамично. Философично. Чёрный юмор. Недолгая, в пару секунд вселенская грусть. Много Стэйтема. Интересно, смотрел ли Гай Ричи дипфейк-сериал «ПМЖейсон?
Вот перечислил первое, что вспомнил из ранних фильмов второго мужа Луизы Чикконе, и понял, что лично для меня ответ на вопрос заголовка предрешён. Отличия, естественно, будут, но они несущественные. Стэйтем ушёл в свободное плаванье. Звёзды на экране сменяют друг друга. Клоуны уехали, а цирк остался. Обычно бывает наоборот? Дудки! Обычно клоуны и цирк неразделимы. Это вам не волк, коза и капуста. Или как говорил Остап Бендер: «Это не Рио-де-Жанейро. Это гораздо хуже». Но мне понравилось. Надо будет всё-таки пересмотреть. Сесть поудобнее и насладиться ретроспективой фильмов Гая Ричи.
Типа Шерлок: «Шерлок Холмс» (2009) и «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011)
Очередная, Бог знает какая по счёту экранизация бессмертных произведений сэра Артура Конана Дойла. Казалось бы, нового слова по данному вопросу не скажешь. Старые и молодые, мужественные и женственные, даже мультипликационные Шерлоки Холмсы и доктора Ватсоны широко представлены в мировом кинематографе. Не видел пока только чернокожего мастера дедукции. К счастью. Не думаю, что нетфликсование гениального сыщика пошло бы ему на пользу.
Что же получилось у Гая Ричи? Есть смысл перечислять сказанное ранее? «Афористичные монологи, саркастические диалогические дуэли…» Знакомо? Ах да! Где же Стэйтэм?! Как пели славные ребята из ныне забытой группы «Дети»: «Здравствуй, Линда! Где же Сам? Почему он прислал тебя к нам?» Ну, кое-какие изменения всё же есть. Больше экранного времени отдано прекрасным дамам. В первой части блистает Ирен Адлер (Рэйчел Макадамс), во второй – неожиданная Симза Херон (Нуми Рапас). Хотя надо признать, что блистать в присутствии Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу непросто. Только рыжие красавицы вроде Келли Райли знают, как это делать. То ли цвет волос им в этом помогает, то ли внутренний огонь.
Бодро, весело, задорно. Остроумно. Живо. Не без трупов. Это уж издержки криминальной темы. Жаль только, что некоторые персонажи умирают насовсем… С людьми такое бывает. Даже в фантастическом ретро-экшен-детективе. Не менее расстраивает открытый финал. Всё-таки полноценного воскрешения Ш.Холмса так и не произошло. Третьего фильма нет. Зря? Не знаю. Но, по слухам, Гай Ричи планирует вернуться к теме. «Молодой Шерлок»? Ну-ну. Помню, такое уже было. «Карл Маркс. Молодые годы», «Молодой Волкодав», «Россия молодая»… «Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли…» Как говорил в таких случаях искажённый «глушилками» гнусавый голос популярного ведущего радио «Би-би-си»: «Конец цитаты». Ох и чушь, наверное, будет! Слепой сказал: «Посмотрим!»
Криминальное прошлое героев мифов и сказок: «Меч короля Артура» (2017), «Аладдин» (2019)
В 2017 году Гай Ричи покусился на святую для англичан тему – легенду об основателе Великой Британии. В этом эпическом замахе самым главным святотатством было не наличие чернокожего героя. Как говорится, с кем не бывает. Особенно если отираться возле (не при детях будет сказано) окаянного «Нетфликса». Нет, и у этого демонического для ортодоксальных гетеросексуалов сервиса получаются неплохие творения. Не побоюсь этого слова! Уж в присутствии наших гениальных просветителей из «Фонда кино» точно. Тому, как откомпрачикосить весь цивилизованный мир у мастеров с гордой буквой N на шапочках, пожалуй, стоит поучиться. Сегодня мы ненавидим Кощея, Змея Горыныча и Чудо-юдо, а завтра восторгаемся их подвигами, переживаем за них, плюём на могилы их врагов…
Простите! Как всегда, отвлёкся. Мимо нетфликсовского дома я ж без шуток не хожу, как вы знаете. Ну, не могу не рассмеяться при виде всяких Робингудих и их мужественных подруг, одним взмахом ресниц создающих ударную волну в 550 мегатонн. Чего-то там такого.
Итак, Артур, как положено героям Гая Ричи, начинает свой путь к бессмертию с криминального прошлого. Как без этого? Нормальные герои всегда идут в обход. В обход закона, естественно. Красивое облапошивание в духе Мориарти. Стоп! А почему не Шерлока Холмса? Так зло ведь вечно! А мы делаем первые шаги в вечность. Логика железная. В общем, будут тут знакомые театральные монологи и диалоги, социально-философский конфликт, красивейшие схватки. Девчонки опять же… Как без них? Особенно после развода. Супермодель в роли Владычицы Озера, кстати. Очаровательная Астрид Бержес-Фрисби в роли мага. Не Мерлина, что удивительно. И не Морганы, что ещё более странно. Но противостояние Чарли Ханнэма и Джуда Лоу эпично. Крупные планы, искусные замедленные съёмки, ложные воспоминания – всё в лучших традициях.
О чёрно-синем Джинне, участвующем в приключениях невыразительного Аладдина, пожалуй, говорить не буду. Мультяшная (но смазливая) Жасмин, конечно, удивительна для мусульманской страны. В нетфликсовской экранизации Камасутры она, пожалуй, смотрелась бы менее фантастично. Но не вся фантастика – это бред. Впрочем, спишем глюки на комедийный жанр фильма. Признаюсь, если бы не титры, ни за что не догадался бы, что Гай Ричи имел ко всему этому отношение. А «это» - победная поступь эмансипации в отдельно взятой арабской стране. Если эта комедия абсурда и вызывает у кого-то улыбку, то эта улыбка в лучшем случае сардоническая. «Всё шире улыбки в местной ментовке», – эти слова из песни И.Чёрта можно было бы взять в качестве слогана. В файлах сказки явно поорудовал вирус Петя. Помните такого? «Роснефть» помнит.
Джентльменский вопрос: «Джентльмены» (2020) и «Министерство неджентльменских дел» (2024)
Пресловутый джентльменский вопрос звучит примерно так: что значит быть настоящим джентльменом? Судя по всему, позиция Гая Ричи по данному вопросу такова: настоящие джентльмены воздают врагам должное. Не, со стороны порой кажется, что мочить всех без разбору к этому воздаянию не имеет отношения, но это всё происки врагов. «Это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году!» – небезосновательно утверждал герой песни Высоцкого. Вот что значит поэт-пророк! Предвидел! Предсказал логлайн последнего (на сегодняшний день) фильма Гая Ричи! Но об этом чуть позже.
Пара слов про восхитительных «Джентльменов». И громкий эпитет я отношу именно к фильму. Просто потому, что одноимённый сериал не смотрел. Не решился пока. Боюсь, что либо будет слишком много гайричевского, либо гайричевского не будет вовсе. Кто-то уже смотрел сериал? Что скажете?
А я, если вы не против, скажу немножко про фильм. Да, это типичный фильм Гая Ричи. Именно такого Гая Ричи любят тысячи поклонников во всём мире. Настоящее мужское кино. Остроумно, жёстко, динамично. Галерея потрясающих мерзавцев. Каждый по-своему симпатичен. Кто-то более мерзок. Кто-то более страшен, чем мерзок. Кому-то сочувствуешь. Чью-то неудачу встречаешь с превеликим удовольствием. Добро пожаловать в театр Гая Ричи! Со всё тем же удачным использованием возможностей кино. Афористичность цитат, как водится, в лучших традициях. Актёры замечательные. Жаль только, нет новых ярких имён. Ну, Винни Джонсы не каждый день рождаются. Чего уж говорить про Стэйтомов!
Кстати, при просмотре я едва не поверил в то, что в роли подруги Микки Пирсона наша Ангелина Стречина. Присмотрелся – нет, не она. Вот что значит замыленность глаза! Саму Мишель Докерти не узнал. Точнее забыл. Всё в роли монохромной героини из «Санта-Хрякуса» представляю. С причёской а ля Нарцисса Малфой. Как говорил режиссёр Якин: «Простите! Не узнаю вас в гриме».
И вот я подошёл к министерству имени того самого Черчилля. Британские герои (реальные имена сохранены, с биографиями нас знакомят в конце, перед титрами) не боятся пролить кровь врагов. Очень много крови врагов. Пожалуй, даже больше, чем в классическом болливудском фильме. С большой буквы Б. Это вам не Г! Про Z я уже упомянул, так что продолжать алиттерационный ряд не буду.
Что тут нового? Во-первых, звёзд всё меньше. Генри Кавилл и Эйса Гонсалес не в счёт. Первый потому, что его уже больше, чем Николаса Кейджа. А вторая ещё недостаточно возвездилась. Подумаешь, роль самой умной цыпочки в «Задаче трёх тел»! Спела, кстати, круто. Ужимки, правда, лишние. Подобное уместно было только в исполнении главной хабалки советской эстрады. Ну. вы знаете, о ком я. И это не Софа Ротару. И не эта, как её, с прибалтийским акцентом…
Во-вторых, афористичность цитат настолько мала, что я даже с учётом незначительного времени после просмотра ничего путного вспомнить так и не смог. А уж я б точно вспомнил. Запоминать всякую дрянь – моя особенность с детства.
В-третьих, отношение главных героев к криминалу ещё более натянутое, чем у популярного героя британских мифов. Да, они сидят вначале. Да, они сидят в конце. «При Алексее Михайловиче Тишайшем сидел, при Александре Втором Освободителе сидел…» Но это, кажется, из другой оперы. Тот герой сидел гениально. И за дело. Пусть и за чужое. За что сидели герои, спасшие Великобританию, а следовательно, и весь цивилизованный мир от немецкого рабства? Сие неизвестно. Как говорится, «помнит мир спасённый». И мы помним. И мир, и спасителей настоящих.
Да, читал негативные отзывы о фильме Гая Ричи. Мол, зря он не показал настоящих спасителей. Мол, без СССР не было бы Победы, а потому надо было обязательно наших каким-то образом в фильм про английских героев включить. Серьёзно? И это говорят люди, облившие помоями «Белого тигра» Шахназарова? Опомнитесь! Одумайтесь! Нам надо снимать своё кино. Помешать им снимать то, что они хотят, мы не в силах. Пора это принять. В мире борнов-бондов-ричеров нашим героям нет должного места.
Конечно, вопросов к фильму Гая Ричи много. Главный напрашивается сам собой: зачем таким великим героям была нужна американская военная помощь? Неужели пяток-другой кавиллоподобных суперменов не смогли бы раздавить жалкую кучку главных нацистов во главе с Гитлером? Пробрались бы в самый центр фашистской Германии, поснесли бы сотню-другую голов ближайших приспешников фюрера. Вон как лихо у них получилось в фильме! Как говорится, любо-дорого… Кому не нравится – смотрите российское кино. У нас всё по-честному. По правилам. По-джентльменски. По-джентльменски?!
Надеюсь, мои рассуждения по поводу творчества Гая Ричи вас не утомили? Если вдруг стало скучно, могу предложить отличное лекарство. Знаете какое? Посмотреть фильм Гая Ричи. Любой. Не ошибётесь. Можно без названия и титров. Наугад. Так будет веселее.
Приятного просмотра!
А если хотите что-то обсудить, чем-то дополнить, о чём-то поспорить, добро пожаловать в «Комментарии». Заметьте, на этот раз по-русски. Это вам не какой-то там велком ту хелл. Это место для изысканных словесных баталий. И удобная площадка для конструктивной критики. Ну и меня за труд здесь можете поблагодарить. Как никак четыре часа личного времени на написание статьи при неподключенной монетизации!
Спасибо за внимание!