Найти в Дзене

Дорожный погребец

Роскошный серебряный подарок - дорожный погребец, изготовленный московской фабрикой серебряных изделий В. С. Семенова, относится к 1887 году, важному периоду в жизни композитора, когда начинается его систематическая дирижерская деятельность. Стремление расширить круг людей, знающих и любящих его музыку, а также желание познакомить публику разных стран с произведениями русских композиторов побуждают Чайковского к длительным концертным поездкам по городам России, Европы и Америки. Его жизнь последних шести лет полна событиями, знакомствами, блестящими артистическими триумфами. Об этом свидетельствуют и многочисленные драгоценные подарки от восторженных почитателей, полученные композитором в дни его концертных турне.

Дорожный погребец был преподнесен Чайковскому 14 ноября 1887 года в Москве во время Второго симфонического собрания Русского музыкального общества. Концерт полностью состоял из произведений композитора. В этот вечер были исполнены: фантазия "Франческа да Римини", сюита "Моцартиана", Торжественная увертюра "1812 год", Концертная фантазия, в которой солировал С. И. Танеев, ариозо из оперы "Чародейка" и два романса в исполнении А. Ю. Скомпской. За дирижерским пультом стоял автор. На следующий день газета "Русские ведомости" писала: "... весь концерт был рядом оваций П. И. Чайковскому [...]".

С самого первого его появления за дирижерским пультом начали подходить различные депутации с венками и поднесениями. [...] от публики поднесен дорожный погребец изящной работы... ".

Дорожный погребец с набором принадлежностей для питья во время путешествий, состоящий из подноса, графина и двенадцати чарок, размещен в деревянном футляре, на крышке которого имеется серебряная пластина с награвированной надписью: "Петру Ильичу Чайковскому от Московский почитателей 14-го ноября 1887 г."

-2

Художественной особенностью всех предметов является обилие рельефных черневых орнаментов из растительных завитков на слегка опущенном золоченом фоне и орнаментальные надписи: народные пословицы - модернизированное подражание надписям на русских сосудах XVII века.

Все изделия отличает тщательность отделки.

Круглый поднос, со слегка опущенным днищем, на трех ножках-шариках, одна из которых к настоящему времени утрачена, богато декорирован четкими рельефными черневыми орнаментами, сплошь покрывающими золоченый фон.

В центре подноса орнаментальная, в древнерусском стиле черневая надпись "Москва", вокруг которой в том же стиле, кроме даты, надписи: в медальонах - "ПЧ" и "18 14/XI 87", а по кругу - пословица "Сосед любит пить вино, подноси сосед соседу".

Орнаментальный фон подноса прерывается круглыми медальонами с награвированными названиями произведений Чайковского: "Фантазия, ор. 56", "Черевички", "Иоанна д'Арк", "Снегурочка", "Ромео и Джульетта", "Торжественная увертюра "1812 г.", "Франческа да Римини", "Буря" и "Манфред", "Евгений Онегин", "Мазепа", "Чародейка", "Моцартиана".

Стеклянный графин имеет серебряный подграфинник и закрывается пробкой в виде пляшущего мужика, держащего в руках штоф и стакан. Его серебряная фигурка украшена позолотой и чернью. Подграфинник, внутри позолоченный, украшен орнаментом, стилизованной надписью-пословицей: "Пей при всех, не пей украдкой, а то будут звать Филаткой" и круглым медальоном с резными инициалами "ПЧ".

-3

Чарки, внутри позолоченные, выполненные в форме усеченного конуса, с фигурной ручкой, отличаются орнаментальными мотивами и размером.

На чарках меньшего размера между полосками рельефного геометрического орнамента - инициалы "ПЧ" и следующие надписи-пословицы в древнерусском стиле на золоченом шарфированном фоне: "Чару выпивать горе забывать", "Без поливки и капуста сохнет", "Пей до дна, а на дне добро", "Пей да дело разумей".

На чарках большего размера между орнаментальными цепочками из кружкой - инициалы "ПЧ" и надписи-пословицы в древнерусском стиле: "Вина не пить хозяина не любить", "Без поливки и капуста сохнет", "Вино веселит сердце человека".

-4

Г. Белонович