Найти тему

Знак обслуживания: нужен он вашему бизнесу или нет?

Оглавление

Про товарный знак и его необходимость бизнесу сказано уже много, а знаете ли вы, что такое «service mark» или «знак обслуживания»? О том, чем отличаются эти понятия и как зарегистрировать знак обслуживания расскажем в этой статье.

Знак обслуживания: виды и примеры

Знак обслуживания — это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым предприниматели обозначают оказываемые ими услуги. В законодательстве РФ знаки обслуживания приравнены к товарным знакам и регулируются они точно также.

Основная цель знака обслуживания — индивидуализировать услуги компании, сделать их заметнее среди подобных. Товарный знак используют для маркировки товаров и продукции, тогда как знак обслуживания — для коммерческих и некоммерческих услуг. Если товарный знак можно чаще увидеть на упаковках, то знак обслуживания — в рекламе или документации.

Никакого отдельного символа охраны для знаков обслуживания не предусмотрено. Более того, есть много товарных знаков, которые зарегистрированы и на товары, и на услуги.

Например, наш доверитель Евгения Ермилова, автор художественной техники «скульптурная живопись», под именным брендом продает оригинальные товары — эксклюзивные часы, панно, зеркала и другие предметы интерьера, и также оказывает услуги — дает мастер-классы по технике скульптурной живописи. Следовательно товарный знак «Evgenia Ermilova» одновременно является и товарным знаком, и знаком обслуживания.

Виды знаков обслуживания

Зарегистрировать можно практически любое обозначение, если оно соответствуют определенным требованиям. Каждый из видов решает какую-то конкретную задачу бизнес-проекта компании.

Словесные знаки обслуживания

Это могут быть названия товаров, организаций, доменные имена, фамилии основателей, их псевдонимы, слоганы и аббревиатуры.

Такая регистрация позволяет защитить свои интересы при использовании названия, вне зависимости от выбранного цвета шрифта, а также сопровождения любой графикой.

«Хохлов Сабатовский» — это онлайн-школа для киноделов, фильммейкеров, видеомейкеров и видеографов, а также YouTube-канал с полумиллионной аудиторией.
«Хохлов Сабатовский» — это онлайн-школа для киноделов, фильммейкеров, видеомейкеров и видеографов, а также YouTube-канал с полумиллионной аудиторией.

Изобразительные товарные знаки

Изобразительный или графический знак обслуживания — это знак, в котором есть только изображение. Это могут быть изображения предметов, объектов, символы, линейно-графические композиции и любая другая графика.

Стоит отметить, что авторское право и право на графический знак обслуживания дают существенно разный объем правовой охраны. По сути, авторское право защищает изображение от копирования и переработки. Однако, оно не защитит своего владельца от использования сходного до степени смешения обозначения в бизнесе. Только регистрация дает возможность предпринимателям и компаниям защитить свой логотип от использования слишком похожих логотипов конкурентами.
«Томми Фиш» — это доставка роллов в Перми.
«Томми Фиш» — это доставка роллов в Перми.

Комбинированные знаки обслуживания

К ним относятся обозначения, состоящие из нескольких элементов: словесных, изобразительных, объемных. Либо названия в оригинальном графическом исполнении.

Такая регистрация нужна для того, чтобы одной заявкой защитить сразу и название, и логотип. Однако стоит учитывать, что потом при защите обозначения нужно будет доказывать сходство до степени смешения этого знака с обозначением нарушителя с учетом всех элементов. Оцениваться будет общее зрительное впечатление от зарегистрированного знака.

Еще один нюанс: знак нужно использовать в том виде, в котором он зарегистрирован. Иначе его могут аннулировать на основании неиспользования. Если правообладатель не исключает возможности изменения логотипа в ближайшем будущем, лучше регистрировать словесный знак, а изображение защищать с помощью авторского права.

Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» — это федеральная юридическая компания, которая успешно защищает интересы своих клиентов более 12 лет и предоставляет бизнесу и частным клиентам профессиональные юридические услуги во всех ключевых отраслях права.
Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» — это федеральная юридическая компания, которая успешно защищает интересы своих клиентов более 12 лет и предоставляет бизнесу и частным клиентам профессиональные юридические услуги во всех ключевых отраслях права.

Объемные знаки обслуживания

Иногда компании регистрируют необычные формы упаковок товаров. Можно запатентовать упаковку как промышленный образец. Таким образом компания получает двойную правовую охрану.

Нетрадиционные знаки обслуживания

На одних только словах, картинках, упаковках обозначения не заканчиваются. Иногда в качестве знаков обслуживания регистрируют необычные формы упаковок товаров.

Например, это может быть любое обозначение: анимация, голограмма, звук, цвет и даже запах. Главное, чтобы оно отвечало требованиям законодательства, а также выделяло продукцию компании на рынке.

Такие «нетрадиционные» знаки обслуживания не получили пока что распространения в России. Да, их можно регистрировать, но это происходит редко. Подобную регистрацию можно использовать для решения каких-то других задач бизнеса, например увеличения капитализации компании за счет нематериальных активов.

Чем отличается товарный знак и знак обслуживания

-5

Зачем бизнесу знаки обслуживания?

Если вы ведете бизнес под оригинальным названием без государственной регистрации, возрастает риск нарушения прав других лиц, которые ведут аналогичную деятельность под схожим названием.

Регистрация знака обслуживания или товарного знака — это единственный способ защитить обозначение, которое индивидуализирует вашу компанию.

Итак, зачем нужна регистрация знака обслуживания:

  • Защитить бизнес от конкурентов. Когда знак обслуживания зарегистрирован, никто в России, кроме правообладателя, не может вести похожую деятельность под таким же или сходным обозначением.
  • Продавать франшизу. Суть франшизы заключается в том, что один предприниматель за деньги дает другому право работать под своим брендом. Но когда бренд не зарегистрирован в Роспатенте, продавать по факту нечего.
  • Реклама, продвижение услуг. Некоторые рекламные компании отказывают в продвижении, если нет прав на знак обслуживания. С регистрацией возможности рекламы значительно расширяются, а вместе с этим увеличивается и количество новых клиентов.
  • Репутация. Чем дольше вы работаете под зарегистрированным знаком обслуживания, тем больше ему доверяют.

Срок действия знака обслуживания

Исключительное право на знак обслуживания, как и на товарный знак, действует 10 лет и отсчитывается с даты приоритета. Для российских заявителей эта дата совпадает с датой подачи заявки.

-6

По истечение этого срока знак можно продлевать сколько угодно раз еще на 10 лет вперед в последний год действия, не раньше и не позже. Если не сделать это вовремя, то знак истечет и восстановить его действие будет нельзя — придется регистрировать новый знак.

Хотите регистрировать товарный знак или знак обслуживания? Звоните 8 (800) 775-44-92, мы поможем обезопасить ваш бизнес от недобросовестных конкурентов.

Понравилась статья? Ставь «Нравится» и подписывайся на наш канал.

-7

БАШУК / ЧИЧКАНОВ — ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА