Найти в Дзене

Самая нарядная церковь в Тобольске! Шедевр сибирского барокко

На Базарной площади города Тобольска находится церковь, которая за две с половиной сотни лет дважды переродилась, повидала известных всему миру людей и стала ярким представителем уникального стиля сибирской архитектуры. Деревянная церковь Захария и Елисавета была построена во второй половине 18 века, но не простояла и пяти лет - большой пожар уничтожил её до основания. На её месте в 1757 году возвели каменное двухэтажное здание, которое по сей день состоит из нижней тёплой (зимней) церкви и верхней холодной (летней) церкви. Проект разработали в Санкт-Петербурге, а руководил всеми работами тобольский мастер Андрей Городничев. В 18 веке на российском престоле правила императрица Елизавета Петровна, при которой широкое распространение в русской храмовой архитектуре получил стиль барокко. Мастера из глубинки придали ему особый шарм, привнесли элементы древнерусского, украинского и восточного зодчества и создали неповторимое сибирское барокко, ярким представителем которого и стала церковь

На Базарной площади города Тобольска находится церковь, которая за две с половиной сотни лет дважды переродилась, повидала известных всему миру людей и стала ярким представителем уникального стиля сибирской архитектуры.

Церковь Захария и Елисаветы (Вознесенская)
Церковь Захария и Елисаветы (Вознесенская)

Деревянная церковь Захария и Елисавета была построена во второй половине 18 века, но не простояла и пяти лет - большой пожар уничтожил её до основания.

На её месте в 1757 году возвели каменное двухэтажное здание, которое по сей день состоит из нижней тёплой (зимней) церкви и верхней холодной (летней) церкви. Проект разработали в Санкт-Петербурге, а руководил всеми работами тобольский мастер Андрей Городничев.

Так выглядел храм в разное время (коллаж Алена Зайнутдинова)
Так выглядел храм в разное время (коллаж Алена Зайнутдинова)

В 18 веке на российском престоле правила императрица Елизавета Петровна, при которой широкое распространение в русской храмовой архитектуре получил стиль барокко. Мастера из глубинки придали ему особый шарм, привнесли элементы древнерусского, украинского и восточного зодчества и создали неповторимое сибирское барокко, ярким представителем которого и стала церковь Захария и Елисаветы.

Она издалека выделяется пышным нарядным декором, а стройный белоснежный силуэт и тёмная крыша прекрасно оттеняют золотые маковки куполов. К сожалению, оригинальное внутреннее убранство храма не пережило советское время, но снаружи он полностью отреставрирован и радует глаз.

Вокруг церкви – красивая металлическая ограда на каменных столбах.

В старину церковь находилась в самом оживленном месте Тобольска в начале Пятницкой улицы. К её приходу относились не только 1670 дворов подгорной стороны, но и 6 деревень в левобережье. Среди её прихожан с 1836 по 1839 годы числился и Пётр Павлович Ершов - автор сказки «Конёк-Горбунок».

Прихожане из богатых купеческих семей всячески поддерживали храм, и это сказывалось на его убранстве. К примеру, главы церкви были позолочены на пожертвования купца Неволина.

Золотые маковки куполов
Золотые маковки куполов
Церковь славилась и своей чудотворной иконой «Всех скорбящих радость» старинного древнего письма. Говорят, что в начале 19 века прихожанин, купец Иван Васильевич Пименков отправился по своим торговым делам в Оренбургскую губернию, как вдруг кони Пименова понесли. Он начал молиться и пообещал Пресвятой Богородице сделать для иконы серебряную ризу и устроить в честь неё особое празднование. И только купец окончил молитву, как кони успокоились и остановились. В 1830 году Иван Васильевич исполнил своё обещание, сделал серебряную ризу под золотом весом 6 фунтов и 13 золотников, украшенную жемчугом и другими драгоценными камнями, а 24 октября с благословения преосвященного Амвросия установил особенное празднование в честь иконы.

В годы советской власти вся утварь и убранство церкви, в том числе икона «Всех скорбящих радость», были утеряны. Сегодня в храме хранятся два списка с древнейшего образа.

Внутри церкви очень просторно и как-то легко дышится, без давящего чувства торжественности. Что необычно - на стенах нет икон и росписей. Через высокие арочные окна проникает много света, который отражается на гладком мраморном полу и вместе с огромными, нарядными, золочёнными люстрами создаёт светлое, радостное настроение.

По этим просторным залам в начале 19 века ходил известный русский композитор, автор романса «Соловей» Александр Алябьев. В 1828-1832 годах он отбывал в Тобольске (кстати, его родном городе) церковное покаяние за связь с декабристами. Во все праздничные и воскресные дни он был обязан посещать церковь и делать перед иконостасом 25 поклонов с произнесением молитвы. В память об этом в 2020 году перед храмом установили монумент из бронзы и гранита, на котором изображён музыкант с соловьём на правой руке.

На руку музыканта будто присел тот самый "голосистый соловей" из алябьевского романса.
На руку музыканта будто присел тот самый "голосистый соловей" из алябьевского романса.

Читайте также про печальную участь сибирской красавицы.