Из глубин сибирской тайги явился человек, ставший грозой для нацистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Его невероятные подвиги вселяли ужас в сердца врагов и вдохновляли товарищей по оружию. Иван Кульбертинов, простой якутский охотник, превратился в легендарного снайпера, которого даже сам Гитлер объявил своим личным врагом. Его меткие выстрелы сметали элитных нацистских снайперов одного за другим, заставляя их ползать по-пластунски от страха.
Из неотправленного письма убитого немецкого офицера обнаруженного после освобождения Чернигова.
Дорогая Хельга, мы несем колоссальные потери из-за проклятого русского снайпера. Он преследует нас на каждом шагу, не позволяя высунуть нос. Малейшая неосмотрительность – и пуля тут же находит свою цель. Большинство убитых в моем батальоне пали от выстрелов этого снайпера. Находимся без воды и провизии невозможно покинуть укрытие, а всем офицерам на фронте раздали листовки с предупреждением о необходимости быть бдительными, поскольку в этом районе орудует снайпер.
В этом письме речь идет о легендарном снайпере Великой Отечественной Войны Иване Николаевиче Кульбертинове. На его счету не одна сотня уничтоженных солдат и офицеров противника. Он наводил ужас на немецких солдат и вынуждал их ползать по-пластунски. Якутский охотник и оленевод, ставший личным врагом Гитлера, на уничтожение которого были брошены лучшие снайперы Третьего рейха. Однако все они нашли свой последний приют в холодной земле на территории Советского Союза. Ходят слухи, что когда Иван отправлялся на фронт, он получил особое шаманское благословение.
Иван Николаевич Кульбертинов появился на свет 7 ноября 1917 года в якутской деревне, носившей название Тяня.
Глава семейства, Николай Романович, отец будущего снайпера, обеспечивал свой дом, занимаясь охотничьим промыслом и разведением оленей. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец скончался, оставив после себя больную супругу Анну Васильевну и двух сыновей – младшего Ивана и старшего Николая. Чтобы прокормить семью, братьям пришлось взвалить на свои плечи обязанность добывать пропитание путем охоты, вследствие чего они были вынуждены вести кочевой образ жизни. По этой же самой причине Ивану не выпала возможность посещать школу. Зато у парней сформировались первые навыки охотничьего ремесла и меткой стрельбы, которым их обучал дедушка. Уже во взрослом возрасте последовала работа в колхозе, служба в армии, а затем возвращение в родную деревню и снова трудовые будни. С началом Великой Отечественной Войны старшего брата Николая призвали на фронт, а несколько позднее в семью пришла похоронка.
Когда Иван узнал о гибели своего брата, он добровольно отправился на призывной пункт.
Преодолев 280 км, пробираясь сквозь тайгу, он, наконец, прибыл в военкомат, где без обиняков заявил: «Зверя в глаз бью, хочу фашиста бить!». Так он и оказался на фронте. Свое боевое крещение Иван Николаевич получил осенью 1942 года в ожесточенном бою вблизи Демянска. После массированной артиллерийской подготовки немецкие войска пошли в атаку на советские позиции. Кульбертинов схватил винтовку и, меняя позицию после каждого выстрела, начал прицельно стрелять по врагу, каждая его пуля находила свою цель. Расстреляв все патроны из винтовки, он оглянулся и заметил, что пулеметчик тяжело ранен. Тогда Иван подобрал его пулемет и открыл огонь по наступающему противнику короткими очередями. В тот раз немецкая атака была отбита, а командиры обратили внимание на грамотные действия новобранца и вспомнили телеграмму из управления запасных частей, которая рекомендовала обучать якутов, являвшихся отличными охотниками, фронтовой разведке и снайперскому делу. Так на свет появился один из самых результативных и легендарных советских снайперов – Иван Кульбертинов.
По прошествии полугодовой военной подготовки в Челябинске, молодого эвенка направили на Северо-Западный фронт, во вторую воздушно-десантную дивизию, в качестве снайпера. Прибыв в расположение части, Кульбертинову незамедлительно поставили задачу ликвидировать корректировщика немецкой артиллерийской батареи. Целых двое суток Иван выслеживал его, наконец обнаружил и уничтожил, лишив врага возможности вести прицельный огонь по советским позициям. 24 апреля 1943 года дивизия, в которой служил Кульбертинов, была переброшена в район поселка Касторная Курской области, где советские войска вели тяжелые оборонительные бои.
После артиллерийской подготовки на советские позиции двинулись немецкие танки.
Один танк прогрохотал прямо над окопом в котором Иван Кульбертинов обустроил свою позицию. Однако, едва танк миновал окоп, Иван выпрямился и метнул гранату – боевая машина замерла на месте и вспыхнула. Затем снайпер начал методично расстреливать наступающую за танком вражескую пехоту, по охотничьей привычке подсчитывая: «Есть одна штука!» В этой схватке гвардии сержант Иван Николаевич Кульбертинов вывел из строя немецкий танк, а также уничтожил свыше 20 гитлеровцев и пулеметный расчет противника, за что был награжден медалью "За отвагу". В середине сентября 1943 года развернулись бои за освобождение Чернигова, где Иван Николаевич наводил ужас на немецких солдат и офицеров. Действуя и днем, и ночью, снайпер безжалостно уничтожал врага. Однажды он подкараулил трех немецких солдат, и когда те по узкой тропинке один за другим шли за водой, легендарный стрелок одним метким выстрелом в горло сразил всех троих нацистов.
После освобождения Чернигова среди вещей одного из павших немецких офицеров было найдено неотправленное письмо, упомянутое в начале этой истории. Однако гитлеровские солдаты не были легкими мишенями по ту сторону линии фронта также действовали стрелки высочайшего класса. Один из взятых в плен немцев поведал, что им зачитывался личный приказ фюрера об уничтожении советского снайпера, таким образом, на Ивана Кульбертинова была объявлена настоящая охота. Лучшие снайперы элитного подразделения ваффен-СС пытались выследить и уничтожить его. Но из всех противостояний он выходил победителем.
Ивана Николаевича направляли на самые сложные участки фронта для выполнения особо важных задач. Его перемещали исключительно ночью, под охраной и в строжайшей тайне. Настолько ценным был легендарный советский стрелок. Осенью 1943 года, принимая участие в боях за удержание и расширение плацдарма на правом берегу Днепра, гвардии сержант товарищ Кульбертинов уничтожил 59 солдат и офицеров противника. 8 октября 1943 года, когда продвижению советских войск мешал огонь трех замаскированных пулеметов врага, Иван Николаевич выдвинулся вперед всех подразделений и подавил эти пулеметные расчеты. Тем самым он обеспечил дальнейшее продвижение наших войск без потерь.
В разгар ожесточенных боев под деревней Медвен при ликвидации прорыва противника к переправе товарищ Кульбертинов менял свою снайперскую винтовку на автомат и первым поднимался в атаку с возгласом: «За нашу Родину!», увлекая за собой своим примером других бойцов подразделения. За это он был удостоен правительственной награды - ордена Красного Знамени. В боях в районе города Корсунь-Шевченковский в 1944 году опытный немецкий снайпер простреливал подход к окопам советских позиций. Стало трудно доставлять боеприпасы, тогда Кульбертинов вышел на охоту. Днем, замаскировавшись, Иван Николаевич изучил местность и решил, что противник может находиться только за одним небольшим бугорком. Тогда ночью Иван проползал на нейтральную полосу и укрылся в редком кустарнике. Когда рассвело, через окуляр прицела он увидел торчащий за укрытием ствол вражеской винтовки, но сам стрелок был недосягаем.
Тогда Кульбертинов достал зеркальце и на мгновение отразил солнечный зайчик. Немецкий ас моментально отреагировал, решив, что вычислил советского стрелка, и тут же начал разворачиваться в сторону блика, на миг показавшись из-за укрытия. Кульбертинову хватило этого мгновения. Слава смелого снайпера росла с каждым днём. Почти в каждом номере дивизионной газеты печатались заметки и статьи о подвигах и наградах Ивана Кульбертинова. В боях на Карпатах, в районе села Яблонов, он уничтожил трех офицеров, семь солдат противника, пулеметный расчет и двух снайперов, а также сорвал контратаки врага, за что был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. За бой на подступах и взятие города Моравскоя-Острава, в котором товарищем Кульбертиновым были уничтожены два станковых и два ручных пулемета, три вражеских снайпера и до 20 вражеских солдат и офицеров, он был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Однополчане с восторгом вспоминали, как на Моравско-Островском направлении Кульбертинов вышел победителем в трёх снайперских дуэлях с нацистскими асами. А ещё прямым попаданием в горло сразил штурм-банфюрера СС с двумя немецкими крестами и двух обер-штурмбанфюреров.
Иван Николаевич не только безжалостно уничтожал врага на поле брани, но и обучил 50 высококлассных советских снайперов. За годы войны товарищ Кульбертинов был трижды ранен. Снайпера два раза отправляли в госпиталь, но по пути он сбегал, возвращаясь в свою часть, говоря, что здесь он нужнее. За годы Великой Отечественной войны на личном счету снайпера было 487 уничтоженных солдат и офицеров противника, а все немецкие снайперы-профессионалы, с которыми Иван Николаевич выходил на дуэль, были уничтожены. Немало наград получил Иван Николаевич, но среди них не было только одной – Звезды Героя Советского Союза, а дело было так!
Возвращаясь домой на Иркутском вокзале, Иван Николаевич встретил своих сослуживцев, и вместе они решили отправиться в ресторан отметить встречу, помянуть погибших товарищей и празднование победы. Однако там находились два подвыпивших офицера.
«Эй, чукча! Чьи ордена нацепил? Покажи документы, может, ты эти ордена с покойников снял?!» - окликнули они Ивана Николаевича.
Не выдержав оскорблений, он выхватил из кобуры свой наградной именной пистолет и выстрелил в одного из офицеров. Но на этот раз промахнулся, как позже рассказывал сам Иван Николаевич, он лишь хотел припугнуть наглеца. Выстрел в офицера мог обернуться для Кульбертинова уголовным делом и реальным сроком. Однако свидетели наперебой доказывали, что пострадавшие сами хотели его избить и всячески оскорбляли. К тому же дежурным по комендатуре, куда доставили участников драки, оказался фронтовик, который был наслышан о подвигах легендарного снайпера. Иван Николаевич предъявил документы на все награды, и его отпустили. Однако это пятно в его биографии навсегда перечеркнуло возможность получить звание Героя Советского Союза.
Пслевоенные годы
Вернувшись на родину в Олёкминский район, фронтовик предался любимому делу - охоте. За одну зиму с 1947 по 1948 год им были добыты и сданы государству 900 белок.
Вернувшись на родину в Олёкминский район, фронтовик предался любимому делу - охоте. За одну зиму с 1947 по 1948 год им были добыты и сданы государству 900 белок. В последующие годы он работал охотником зверофермы, и за это время его промысел составил более 70 лосей, 10 медведей, 2,5 тысячи белок и 86 соболей. А за всю свою жизнь он добыл 24 тысячи белячьих шкурок. Вошел в историю случай, когда в 1979 году уже 62-летний Иван Николаевич помог совхозу «Токинский» избавиться от донимавших его волков. С помощью именного карабина и специальных ловушек бывший охотник, вышедший к тому времени на пенсию, за сезон уничтожил 11 матерых зверей, устранив угрозу нападения на совхозных оленей.
После войны Кульбертинов женился и обзавелся двумя детьми - сыном Иваном и дочерью Ией.
Могила знаменитого снайпера, скончавшегося 13 февраля 1993 года в возрасте 76 лет, находится в селе Тяня.
Его имя увековечено в названии Тянской восьмилетней школы и одной из улиц города Олекминск, в его честь установлен не один памятник, а к столетию легендарного снайпера концерном "Калашников" выпущена ограниченная серия карабина "Тигр".
Дорогие соотечественники! Перед вами история о великом сыне России - Иване Кульбертинове. Этот якутский охотник в годы войны стал легендарным снайпером. Сотни уничтоженных фашистов, выигранные дуэли с элитой СС - его подвиг. Вражеские солдаты ползали от ужаса, Гитлер объявил на него охоту. Но никто не смог одолеть грозного снайпера из якутской тайги. Распространите эту историю! Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях. Пусть о героизме Кульбертинова узнают все, от мала до велика!