-Я получаю пенсию по инвалидности, но почти всё её отправляю маме. Она совсем пожилая, и без моей помощи справиться не сможет.
Валерия вышла из квартиры, повернула ключ, закрывая дверь, и тут же вздрогнула, услышав хриплый голос нового соседа, которого звали, кажется, Виктор. Или Владимир. Точно Валерия сказать не могла, она ещё не была с ним знакома и не собиралась знакомиться, потому что не выносила пьяных людей.
А этот Виктор-Владимир был явно человек пьющий. Его имя она мельком слышала от соседки снизу, у которой тот спросил какую-то мелочь, наверное, ему не хватало на бутылку. Слава Богу, к Валерии он ещё не обращался, по крайней мере до этой минуты.
- Извините, пожалуйста, у вас не будет пятидесяти рублей? Я в конце месяца отдам. Выручите по-соседски!
Валерия поморщилась:
- Вы даже имени моего не знаете, а деньги просите. И вообще, взрослый здоровый мужчина, могли бы пойти работать. Сейчас столько разных профессий, начиная от дворника и заканчивая кем угодно, строителями или водителями. Хотя, кто вам доверит руль в таком-то состоянии.
- Значит, не дадите? - сделал быстрый вывод мужчина.
- Дам, - махнула рукой Валерия. - Только у меня полтинника нет. Вот сотка. И возвращать её мне не надо. Вместо этого я попрошу вас больше не тревожить меня. Надеюсь, мы с вами друг друга поняли?
Сосед почесал давно небритый подбородок, и жёсткие волоски затрещали под его ладонью.
- Хорошо, как скажете, - проговорил он. - Но если что, я всегда готов вам помочь.
Валерия кивнула, отвернулась и подняла к потолку глаза: Господи, Боже! Чем этот алкаш мог помочь ей? Она жила в своей собственной трёхкомнатной квартире, которая досталась ей от родителей, работала экономистом в небольшой компании, и получала достаточно, чтобы ни в чём не нуждаться. Впрочем, на что ей было тратить деньги? В еде она совсем не была капризной, в дорогих бутиках не одевалась, куда нужно ездила на общественном транспорте, а на работу и вовсе ходила пешком. Так уж ей повезло, что офис находился всего в двух кварталах от дома, а если пройти через парк, путь выходил и того короче.
Кто-то считал, что в свои тридцать пять лет Валерия добилась многого хотя бы уже тем, что никому и ничем не была обязана и жила в своё удовольствие. А она с тайной завистью смотрела, как её подруги и коллеги вечерами бежали домой, туда, где их ждали семьи: мужья, дети, родители. Они собирались вместе за ужином, обсуждали какие-то свои дела, ссорились, мирились, жили.
У Валерии не было даже кошки. И семьи тоже не было. Как-то ей с этим не повезло.
В юности, когда ей едва исполнилось шестнадцать лет, она влюбилась в Павла, парня, который жил с ней в одном дворе. Высокий, красивый, стройный, он мастерски играл на гитаре и постоянно собирал вокруг себя целую толпу друзей. С ним всегда было весело, и смех молодёжи слышался повсюду. Только Валерия тихая и скромная, иногда выходя во двор, предпочитала быть в стороне и робко улыбалась, слушая песни и шутки Павла.
Он же совсем не обращал на неё внимания, потому что считал слишком маленькой.
Так прошло почти полтора года. И вот однажды Валерия, возвращаясь с учебы, столкнулась с Павлом во дворе их дома, и он вскинул на неё удивлённый взгляд:
- Лерка?! Ты что ли?! Ничего себе, какая ты стала! А я как раз не знал, чем занять свой вечер.
Она посмотрела на него и залилась краской, чувствуя, как все плотины, что она настроила в своей душе, рушатся со страшным треском. А ещё через неделю мать Павла застала их в одной постели и устроила грандиозный скандал. Она прибежала к родителям Леры, начала обвинять в том, что их распутная дочь совсем свела с ума её сына, и притихла, только когда узнала, что Валерии нет еще восемнадцати лет. Тогда она отправила Павла к своему брату куда-то очень далеко, а вскоре и сама уехала туда, продав квартиру.
Родители Леры переезжать не стали: мать просто отхлестала её мокрым полотенцем, а отец накричал и вообще запретил выходить из дома без особой надобности. Но Лера и сама ни с кем не хотела встречаться, ребята во дворе не простили ей отъезда Павла, и прошло очень много лет, прежде чем все забылось, стертое временем.
Замуж Валерия так и не вышла. После того случая родители строго следили за дочерью и требовали, чтобы она все вечера проводила дома. А если она задерживалась где-то, начинали звонить ей и требовать полного отчета, где она и с кем.
– Ты наивная и глупая, – любил повторять отец. – А потому сначала веди своих женихов к нам и мы тебе скажем, кто из них подходящая для тебя пара.
Валерия только усмехалась в ответ: какие там женихи, с такими-то родителями. Ни модной одежды, ни хорошей косметики у Леры никогда не было: отец считал, что красятся только распутные девицы, а Лера и безо всякой штукатурки красивая. Мать поддерживала его и сама выбирала для дочери платья и дешевые, почему-то всегда отвратительно пахнущие духи, которые Лера просто не выносила.
В свои тридцать лет она считала себя старой девой и думала, что все так и будет до конца её дней. Но одна дождливая ночь круто изменила жизнь Леры, в одночасье осиротив её. Возвращаясь домой с дачи на своей старенькой Волге, отец не заметил разворачивающийся в неположенном месте грузовик и врезался в него. Они ничего не успели даже понять…
Осиротевшая Валерия долго не могла смириться с утратой и нисколько не радовалась обретенной свободе. Она просто не знала, что с ней делать и продолжала жить так, как жила раньше: утром уходила на работу, вечером возвращалась домой, а выходные проводила с книгой в руках или прогуливаясь по парку, который очень любила.
Вот и теперь, несмотря на ноябрьский холод, она не спеша шла по его главной аллее, думая, почему-то о Викторе-Владимире, своем пьющем соседе. Странный он какой-то. Вроде бы и пьющий человек, заросший и не ухоженный, перегаром от него пахнет сильно, а что-то есть в нем такое, необыкновенное, особенное. Лера представила его и вздохнула: нет, не понять, что. Да и нужно ли ей это? Встречаться и общаться с ним она больше не собиралась. У него своя жизнь, у неё – своя.
– Извините, пожалуйста, вы обронили…
Валерия повернулась на незнакомый голос и увидела перед собой симпатичного мужчину, который, улыбаясь, протягивал ей её перчатку.
– О, – спохватилась Валерия. – Да, действительно. Спасибо! Но я уже привыкла все терять. Сама не знаю, как у меня это получается.
– Рассеянность - вообще черта, присущая всем красивым женщинам, вы не исключение, – улыбнулся незнакомец.
Лера почувствовала, как краснеет и рассердилась на себя за это. Ещё не хватало, чтобы он заметил её смущение.
– Спасибо за комплимент, – пробормотала она. – Не думаю, что я могу назвать себя красивой, но мне всё равно приятно слышать это. Всего вам доброго!
Она ушла, ни разу не обернувшись, а если бы сделала это, заметила бы, как внимательно мужчина смотрит ей вслед.
Прошло несколько дней и Валерия забыла про этот эпизод, но как-то вечером, возвращаясь с работы, снова столкнулась с недавним знакомым и увидела на его лице дружескую улыбку.
– Похоже, судьба нам даёт второй шанс на то, чтобы мы познакомились с вами, – сказал он ей. – Меня зовут Вячеслав. А вас?
– Валерия, – она снова смутилась от его пристального взгляда.
– Валерия, – он сразу перешёл от слов к делу, – могу я пригласить вас на чашечку кофе? На улице так холодно, поэтому и вам, и мне не мешает согреться. Или вы торопитесь домой? Ну да, конечно! Вас, наверное, ждёт семья.
– Нет, – покачала головой Лера. – Меня никто не ждёт. Я живу одна. Были родители, но несколько лет назад их не стало.
– О, как я вас понимаю! – сочувственно произнес Вячеслав. – У меня тоже никого нет, кроме матери. Она живёт в деревне, а я вот перебрался в город. Ну так что, Валерия, вы позволите мне угостить вас кофе?
– Хорошо, – она кивнула ему. – Согреться и в самом деле не помешает, ужасно не люблю это время года. Поздняя осень всегда навевает на меня такую тоску.
– Да-да, – с готовностью отозвался Вячеслав. – Это как у Ахматовой, помните?
Они вошли в тихое кафе, и Вячеслав продолжил:
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
Валерия улыбнулась:
– Ну вот и я об этом. Кругом все такое серое и унылое, что совсем не хочется выходить из дома.
– Хорошо, когда этот самый дом есть, – вздохнул Вячеслав, помогая Валерии присесть к столу. Потом сделал заказ и только после этого посмотрел ей прямо в глаза: – И очень плохо, если он остается только в памяти.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Валерия посмотрела на него с удивлением:
– Вы любите стихи? Знаете, Вячеслав, это очень странно в наше время. Сама не знаю, почему. Но у вас очень хорошо получается читать их. Вы могли бы стать большим артистом.
– Да, мог бы, но не стал, – вздохнул Вячеслав. – В детстве я мечтал стать летчиком, мне всегда нравилось небо. Но, увы, я не прошел медкомиссию и навсегда остался на земле.
– Чем вы занимаетесь? – поинтересовалась Валерия. – Где работаете?
– Я учился в инженерно-строительном институте, – ответил он, – но на четвертом курсе мне пришлось бросить учебу, потому что заболел мой отец. У него были проблемы с позвоночником, и не мог обслуживать себя сам. Я стал его добровольной сиделкой, ведь он жил один и не мог ни на кого рассчитывать.
– Почему один? – удивилась Валерия. – А ваша мама?
– Ну, там долгая история, – пожал плечами Вячеслав. – Они разошлись, когда мне было девять лет. Причину я так и не узнал, но подозреваю, что мама приревновала отца к кому-то. Он был красивым, видным мужчиной и нравился женщинам. Разумеется, после развода я остался с мамой, хотя отец всегда навещал меня, помогал, как мог, давал нам деньги. Глупо, но я обижался на него, думал, что это он виноват в том, что они с мамой расстались.
– И все-таки, когда с вашим отцом случилось беда, вы не оставили его наедине с ней, – сказала Валерия. – Вячеслав, но это же просто замечательно. Вы очень добрый и благородный человек.
- Ну что вы, я – обыкновенный, такой, как все, - покачал головой Вячеслав. - Да и вообще, никакого благородства в этом нет. Это же наши родители. Разве можно с ними поступать по-другому?
Валерия грустно кивнула. Она сама прошла через это, никогда не спорила с отцом и матерью, старалась заботиться о них, делала всё, чтобы они встретили свою старость в покое и достатке. Не она виновата в том, что произошло, и если бы было в её силах что-то изменить, она сделала бы всё, чтобы вернуть отца и мать.
Они посидели в кафе ещё немного, потом Вячеслав проводил Валерию домой, не забыв взять обещание, что они встретятся снова. Она была не против нового свидания, Вячеслав ей понравился, он показался ей чутким и душевным человеком, а ей так давно не хватало душевного тепла...
Прошла неделя. Как-то вечером всегда весёлый и общительный Вячеслав показался Валерии грустным, и она спросила его, что случилось. Сначала он не хотел говорить, но потом признался, что хозяин квартиры потребовал от него съехать в течение двух дней.
– Я так и не понял, что у него произошло. Кажется, поссорился с женой и хочет жить от неё отдельно. Это неважно. Меня огорчает другое. Если я уеду в деревню, а другого выхода у меня просто нет, я не смогу видеться с тобой. Лера, ты самая чудесная женщина из всех, кого я когда-то знал.
Он взял её за руку, поднёс к губам и поцеловал, мягко и очень нежно. Сердце Валерии зашлось от прилива чувств:
– Слава! Ну куда ты поедешь? У тебя же здесь дела, работа... Оставайся! – неожиданно выдала Лера.
– Понимаешь, котёнок, я попал в такую ситуацию, из которой выбраться очень трудно. Я не говорил тебе, что у меня инвалидность из-за проблем с сердцем. Не хочу вдаваться в подробности, это не очень интересно и не важно. Но суть в том, что мне пришлось уволиться со старого места работы, а новое пока найти я не могу. Конечно, я получаю пенсию по инвалидности, но почти всё её отправляю маме. Она совсем пожилая, и без моей помощи справиться не сможет. Наступает зима, а у нас в доме не проведён газ, в общем-то, в деревне мало у кого есть эта роскошь. Вот и приходится топить дровами и углём, всё по старинке. Малыш, – Вячеслав обнял Валерию, – прости, что я загрузил тебя своими проблемами. Ты не думай, я совсем справлюсь. Просто нужно немножко подождать, вот и всё. И ещё, я обязательно буду тебе звонить. Ты только не скучай, ладно?
Котёнок, малыш... Боже, её никто никогда так не называл! Валерия вдруг расплакалась, она совсем не хотела, чтобы Вячеслав уезжал от неё. И когда он крепко прижал её к себе, она всхлипнула, а потом подняла на него мокрые от слёз глаза:
– Ты можешь жить у меня. Места хватит. Всё-таки у меня трёхкомнатная квартира, достаточно просторная. Слава, переезжай ко мне, прошу тебя.
Он покачал головой:
– Я не могу. Получается, что я буду жить за твой счёт, ведь у меня совсем ничего нет. Это неправильно и ты первая упрекнёшь меня в этом.
– Нет, нет, ни за что! – глаза Валерии мгновенно высохли и заблестели от возмущения. – Разве я могу так плохо о тебе подумать? Слава, как ты можешь так говорить?! Вот что, я даже слушать ничего не хочу. Сегодня же собирай вещи и переезжай ко мне. Конечно, если ты не против, ведь тебе придётся часто видеть меня.
– Солнышко моё, – Вячеслав привлёк её к себе и нежно поцеловал: – Я тебе уже говорил, что ты самая лучшая женщина на свете?
– Да, только что, – улыбнулась Валерия.
– Я никогда не устану повторять это, – сказал он, и она рассмеялась счастливым смехом влюблённой женщины.
Теперь и Валерии было к кому спешить после работы. Она не забывала забежать в супермаркет за продуктами, дома с удовольствием готовила ужин на двоих, старалась во всём угодить Вячеславу и совсем растаяла, когда он при ней набрал номер матери, и она услышала в телефонной трубке её голос:
– Лерочка, девочка моя, как я тебе благодарна за моего сына. Он мне рассказывал о тебе столько всего хорошего! Это такое счастье, что он встретил тебя.
– Надежда Павлова, мне очень приятно слышать от вас такие слова, – улыбнулась Лера. – Жаль, что у нас пока не получается познакомиться с вами, но мы обязательно выберем время и приедем к вам вместе со Славой. Он мне тоже рассказывал о вас много хорошего и, если честно, мне просто не терпится обнять вас.
– Девочка моя, а я как раз хотела приехать в город, – сообщила Надежда Павловна. – Может быть, там и встретимся. Если ты не будешь против, я с удовольствием загляну к вам на чаёк. Хочешь, я привезу фотографии Славика, когда он был маленьким? Ты даже не представляешь, какой он был смешной.
Валерия рассмеялась.
– Обязательно привезите! Я очень хочу на него посмотреть!
Продолжение здесь А вот ЗДЕСЬ мы читаем книгу "Одноклеточная".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории 👌
Спасибо за ваши комментарии, лайки и репосты 💖