Сочинение 13.1 иногда - самый простой выход из ситуации. К этому типу задания единственное строгое требование: надо знать определение понятия, данного в цитате. Разберёмся.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)
СК1. Наличие обоснованного ответа.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. (1 б.)
СК2. Наличие примеров-аргументов.
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте (3 б.)
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте (2 б.).
Какой вывод можно сделать из критериев? Если вы знаете, что такое имя прилагательное и привели два прилагательных из текста просто - вы получаете уже 2 балла. А если вы знаете определение имени прилагательного и можете указать его роль в тексте в соответствии с цитатой, то вам ещё 2 балла.
При этом вы можете вообще не очень понимать, про что текст (и сэкономить время на его перечитывании), можете не "париться" с придумыванием своих примеров.
Главный плюс сочинения 13.1 - экономия времени на экзамене.
Главная сложность - знание теории.
Теоретический справочник. Введение
Если честно, цитаты, в которых говорится о различии грамматики и лексики - это высший пилотаж. Я даже не буду приводить здесь примеры, так как вообще не советую выбирать 13.1, если смысл цитаты весьма туманен.
Но если автор цитаты не сопоставляет сложные понятия, а упоминает что-то конкретное, например: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Здесь есть - конкретное понятие - эпитет.
1. Как строить рассуждение на теоретическом уровне?
Во-первых, следует дать определение термину, упоминаемому в цитате, а затем пояснить, как вы цитату понимаете. Обычно понимание напрямую вытекает из определения.
Например. Что такое эпитет? Это образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью или оценочностью. Это определение и есть начало наших размышлений над цитатой. Далее, если мы понимаем, что эпитет, это не постоянное качество слова, а рождающееся в контексте значение, то легко предположить, что эпитеты не только придают образность слову, но и постоянно обновляются, совершенствуя "придание образности".
Дать определение термину и пересказать цитату с помощью синонимов и перестановки слов.
Например:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов»...
"Разберёмся, в чём заключается смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого? Учёный утверждает, что с помощью (=посредством) эпитетов словам в русском языке постоянно придаётся образность. Конечно! Ведь эпитет - это средство выразительности в речи. Он является образным определением какого-либо предмета или явления".
2. Как указывать роль примеров в тексте?
Во-первых, найти пример единицы речи, обозначенной термином. В данном случае найти два эпитета в тексте. Главное - нельзя просто написать: эпитет есть в предложении 3. Надо выписать словосочетание, указав, какое слово является эпитетом. И заметьте: за просто два примера (без пояснения) вы уже получаете два балла. (См. критерии.) А как надо указывать роль?
Например:
"В предложении 14 автор использует эпитет "осязаемые", говоря о воспоминании. Безусловно, такое употребление слова придаёт особую образность тексту".
Собственно говоря, можно сказать, что роль эпитета уже обозначена (2 балла!). Конечно, если вы способны и хотите пояснить и раскрыть более конкретно, что именно вы видите, думаете, чувствуете, благодаря указанному эпитету - будет замечательно.
3. Не забудьте сделать вывод!
Например:
"Приведённые примеры помогают убедиться в том, что использование эпитетов в речи бесконечно разнообразно (= постоянно совершенствуется) и, безусловно, делает нашу речь более образной".
То есть, по существу, мы ещё раз перефразируем данную цитату. Если это вам не по силам, можете прибегнуть к такому варианту:
"Приведённые примеры помогли нам понять (доказать/показать), что учёный совершенно прав: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» .
Подведём итог.
4. Делаем первый шаг!
А теперь главное! Как шагнуть сначала? Надо знать определения терминов. А лучше понимать. Поскольку выучить всё на свете нельзя, понимать надо главное: определения строятся тоже по определённому алгоритму.
Теоретический справочник. Термины
Итак, чтобы составить определение какого-либо термина, начинать необходимо с ответа на первый вопрос: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Например:
Используем "Теоретический справочник" (очень надеюсь, что он в вашей голове уже есть, и шпаргалка не очень-то и нужна).
Корень - это часть слова...
Имя существительное - самостоятельная часть речи...
Диалектные слова - лексические единицы...
И так далее.
Б. Продолжаем формулировку при помощи слова "которая" (часть речи, которая/ единица лексики, которая...). И отвечаем на второй вопрос: ЗАЧЕМ НУЖНА?
Или, иными словами, какую функцию выполняет. И это как раз то, что позволит указать роль примеров в тексте.
Теоретический справочник. Функции языковых единиц
Сначала поясню один момент. Конечно, если вы вообще никогда не задумывались о том, что в курсе русского языка изучались какие-то теоретические понятия, то тема 13.1, наверное, не для вас.
А посему, раз предполагается заранее, что вы - люди более или менее образованные и догадливые, я не ставила своей задачей собирать здесь энциклопедию по теории русского языка. Поищите словари и справочники, если считаете нужным.
Моя задача - помочь сориентироваться, дать универсальные алгоритмы выполнения заданий. Поэтому далее вас ожидают лишь некоторые примеры ответов на вопрос, для чего нужна та или иная языковая единица.
Пояснение второе. Эти определения не стоит заучивать или цитировать целиком. Они должны вас сориентировать, в каком направлении мыслить. Собственно иногда будет вполне достаточно дать определение из школьного учебника.
Например:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира».
Даём определение: "Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий построение словосочетаний и предложений". Далее начинаем пересказывать своими словами цитату, используя знания по разделу "Синтаксис": "Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически, поэтому они выражают отношения между понятиями и явлениями".
5. Цитата - не загадка, помощница!
Довольно часто для того, чтобы раскрыть смысл высказывания лингвиста, знать развёрнутое точное определение понятия не требуется. Достаточно внимательно отнестись к самой цитате.
Например:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку В.Н. Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».
"Автор учебного пособия по русскому языку В.Н.Александров утверждает: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым». Как следует понимать его высказывание? Как известно, деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Поэтому естественно, что она позволит описать выполняемое (=производимое) действия более точно (=уточнить)
и ярко (=сделать его осязаемым и выпуклым)".
*В скобках после знака = показано, какие именно слова из цитаты заменены синонимами здесь и выше. Их не надо писать в сочинении) Даны для сравнения написанного текста с данным высказыванием.